Авиация Второй мировой

Home    English

HP 54 Harrow

Средний бомбардировщик

Handley Page

HP 54 Harrow

HP 54 Harrow - британским бомбардировщик 1930-х годов, использовался во время Второй мировой в Королевских ВВС большей частью как транспортный самолет. Построенный, как двухмоторный высокоплан с неубираемым шасси Harrow первоначально оснащался двумя двигателями Bristol Pegasus X мощностью 830 л.с. (620 кВт), позволявшими развивать максимальную скорость 306 км/час, первый полет состоялся 10 октября 1936 года.

Начиная с 40-го самолета на самолет стали устанавливаться двигатели Bristol Pegasus XX мощностью по 925 л.с., самолет получил обозначение Mk.II, при этом максимальная скорость увеличилась до 322 км/час.

Несмотря на то, что самолет оборудовался паровыми батареями, использовавшими тепло отработанных выхлопных газов, Harrow заслужил репутацию холодного самолета, главным образом из-за конструкции турелей.

Компания Handley Page предложила новый способ производства самолета Harrow, который позволял небольшим фирмам производить по субдоговору отдельные агрегаты. 13 января 1937 года первый HP 54 Harrow был поставлен в 214 эскадрилью RAF, а к концу года все 100 бомбардировщиков были поставлены в пять эскадрилий RAF.


Характеристики Harrow B.Mk.II
Экипаж 4-5
Размеры
Размах крыла, м 26,95
Площадь крыла, м² 101,26
Длина самолета, м 25,04
Силовая установка
2 × ПД Bristol Pegasus XX, л. с. 2 × 925
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 6169
Нормальная взлетная 10433
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 322
Крейсерская скорость, км/ч 262
Практический потолок, м 6950
Практическая дальность, км 2012

Вооружение. Четыре 7,7-мм пулемета, по одному в носовой и надфюзеляжной турелях и 2 в хвостовой турели; до 1361 кг бомбовой нагрузки.

Боевое применение. В октябре 1940 г. шесть бомбардировщиков Harrow были оборудованы системой LAM (Long Aerial Mine) в качестве воздушных минных заградителей, состоявших из множества маленьких взрывчатых зарядов, подвешенных на парашютах на длинном буксировочном тросе в 610 м. Предполагалось, что заряды будут взрываться при контакте с вражескими бомбардировщиками. На применение столь необычной тактики в течение 3 месяцев списали уничтожение 4–6 немецких бомбардировщиков, однако в целом эксперимент был признан неудачным, и запланированное развертывание HP 54 в роли LAM было отменено.

Harrow применялись для поддержки союзнических войск в северо-западной части Европы, эти самолеты использовались в различных целях до мая 1945 г. По мере поступления более современных бомбардировщиков их с сентября 1939 г. передавали в транспортные части. В марте 1940 года была сформирована 271-я транспортная эскадрилья, которая эксплуатировала различные типы самолетов, включая Harrow. В феврале 1944 года экипажи Harrow обеспечивали действия союзных войск в Северо-Западной Европе, а месяц спустя было сформировано медикоэвакуационное подразделение, два самолета которого в сентябре 1944 года участвовали в эвакуации раненых бойцов из-под Арнема. Семь самолетов подразделения были потеряны в 1945 году во время новогодней атаки Люфтваффе на авиабазы 2-й тактической Воздушной армии в Европе. В мае 1945 года подразделение было перевооружено на американские Douglas Dakota.

Источники

  • "Военно-транспортные самолеты 1939-1945" /В.Р. Котельников./
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Английские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Даниэля Марча/