Авиация Второй мировой

Home English

У-2М (По-2М)

На трехпоплавковом шасси

ОКБ Поликарпова

У-2М на трехпоплавковом шасси

У-2М (По-2М, По-2П - поплавковый). Выпущен в 1944 г. Представлял собой улучшенный вариант У-2 с мотором М-11Ф, установленный на трехпоплавковом (один главный и два подкрыльевых) шасси конструкции Н. Н. Поликарпова. Главный поплавок, спроектированный в соответствии с рекомендациями ЦАГИ, имел водоизмещение 2310 л и размеры 6,4×1,0×0,65 м. Для подъема самолета на сушу под главный поплавок подводилась тележка на 2-х колесах. На самолете ставился винт изменяемого шага и оборудование для воздушного запуска мотора. Стрелковое вооружение состояло из шкворневой установки под пулеметы ШКАС или ДТ. Бомбы — 200 кг. Из оборудования дополнительно ставилась рация. Мотор был закапотирован. Ставился кок винта.

Испытания самолета задерживались из-за отсутствия в ОКБ летчика-испытателя. Поликарпов обращался за помощью к И.В. Четверикову, но у того тоже свободного летчика не было. Государственные испытания самолет с мотором М-11Д успешно прошел с 8 июля по 8 сентября 1944 г. В серии не строился.


Характеристики По-2М
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 11,40
Площадь крыла, м² 33,20
Длина самолета, м 8,90
Силовая установка
1 × ПД радиальный М-11Д, мощностью л.с. 1 × 127
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 849
Нормальная взлетная 1350
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 144
Крейсерская скорость, км/ч 126
Практическая дальность, км 500
Практический потолок, м 2500
Вооружение
1×7,62-мм пулемет ДТ(ДА) или ШКАС, бомб, кг 100 (4×25)

Сам самолет заметно усовершенствовали. Элероны и рули высоты По-2М были оборудованы аэродинамической компенсацией, как это сделали на По-2ШС, на левом руле высоты для снижения нагрузки в полете установлен триммер, тросы управления в хвостовой части спрятаны в фюзеляж. Капотирование двигателя улучшено, воздушный винт изменяемого шага ВИШ-327 диаметром 2,5 м оборудован коком-обтекателем. Для увеличения дальности полета на однопоплавковой машине установили увеличенный топливный бак емкостью около 200 литров, генератор ГС-350, приемо-передающую радиостанцию РСИ-4.

Вооружение включало 100 кг бомб - 4 ФАБ-25 на подкрыльевых держателях и пулемет ДТ на шкворневой установке. Использовался новый ночной бомбардировочный прицел НП-По-2, монтируемый по правому борту.

Силовая установка. В последующем предполагалась установка более мощного двигателя М-11Ф 150 л.с. с воздушным запуском, но при его отсутствии установили М-11Д 127 л.с.

За время испытаний самолет выполнил 17 полетов. По своим летным данным самолет при центровке 31,7%САХ не имел заметных отличий от сухопутного варианта По-2ВС. Продольная и поперечная устойчивость оценивались как достаточные, устойчивость на глиссировании - хорошая, выход на редан легкий и плавный, приводнение мягкое. Взлет и посадка на воду, по мнению летчика, оказались проще, чем у сухопутного варианта. Благодаря водяному рулю гидросамолет хорошо управлялся на воде, на малом газу радиус разворота составил 18-20 метров. При оценке мореходности испытатели допустили последующую его эксплуатацию при ветровой волне до 0,5 м.

Устойчивость пути оказалась несколько хуже, чем у колесного По-2, поэтому в дальнейшем предполагалось увеличение площади вертикального оперения.

Подробно

Источники

  • Мир Авиации №1 2000г. /Владимир Иванов, Андрей Коршунов, Владимир Перов, Олег Растренин/
  • Поликарпов У-2: "Небесный тихоход" /Михаил Маслов/