«Иванов» - Сталинское задание
Ближний бомбардировщик
ОКБ Сухого
С3-2 (ББ-1) во время испытаний в Евпатории. Апрель 1938 г. © Михаил Быков
В середине 30-х годов в ВВС задачи ближнего, или как тогда называли, легкого бомбардировщика выполняли многоцелевые бипланы Р-5 и P-Z. В 1937 году началось производство нового, более скоростного бомбардировщика Р-10. Несмотря на существенное улучшение летных характеристик, по своим возможностям все же не вполне отвечал требованиям к ближнему бомбардировщику, разведчику и штурмовику.
Поэтому еще в 1936 году, когда опытный экземпляр Р-10 еще проходил испытания, была объявлена конкурсная программа, имевшая условное название "Иванов" (ударение на "а"), по созданию нового перспективного одномоторного многоцелевого самолета. В этих работах участвовали конструкторские бюро А.Н. Туполева, Н.Н. Поликарпова, И.Г. Немана, Д.П. Григоровича, первоначально предполалагая совместную, коллективную работу. Однако "колхоза" не получилось и лучшим самолетом, построенным по этой программе, оказался двухместный самолет, разработанный в КБ А.Н. Туполева бригадой П.О. Сухого - АНТ-51 (самолет строился по заказу №351 и по традиции иногда назывался ЦАГИ АНТ-51).
25 августа 1937 года шеф-пилот М.М. Громов, только что вернувшийся из перелета в Сан-Франциско через Северный полюс, поднял в воздух первый экземпляр этой машины, имевшей еще одно название СЗ-1 - "Сталинское задание". По видимому инициатором проведения конкурса был сам И.В. Сталин. Девиз "Иванов" соответствовал телеграфному адресу генсека. В течение 1937-1938 года самолет проходил испытания, после чего мотор выработал свой ресурс.
В декабре 1937 года построили второй экземпляр СЗ-2 с таким же мотором М-62. В отличие от первого самолета бомбовую нагрузку ограничили 200-400 кг. В процессе испытаний военные изменили основное назначение самолета, частично отказавшись от использования консольных баков и превратив его в ближний разведчик (штурмовик).
По конструкции СЗ-2 представлял собой свободно несущий цельнометаллический моноплан с убирающимися шасси и мотором воздушного охлаждения М-62 (русифицированного "Райта"), созданного под руководством А.Д. Швецова. Важным решением П.О. Сухого было отказ от мотора жидкостного охлаждения М-34, решение сразу строить самолет с двойным управлением. По его инициативе в каркасе машины применили в качестве основных элементов прессованные дюралевые профили открытого типа, недавно освоенные нашей промышленностью.
Конструкторские решения, заложенные в самолете, позволяли в широких пределах применять агрегатную сборку, поточный метод сборки с выходом на конвейер.
Летчики-испытатели считали самолет образцом по своей продуманности, летным данным, обзору и характеристикам управления.
По окончании госиспытаний 26 марта 1938г. "Дублер" отправил на завод для замены мотора, выработавшего свой ресурс, и после трехмесячного перерыва один из первых полетов завершился катастрофой - 3 августа 1938 года из-за отказа двигателя самолет разбился вместе с экипажем.
Постройка третьего «Иванова» СЗ-3 (по заказу № 452) закончилась в сентябре 1938 г. По конструкции машина была схожа с предыдущими двумя опытными экземплярами, по мотор М-62 заменили на более мощный и высотный М-87. Емкость бензобаков сократили с 1030 до 700 л, а боекомплект крыльевых пулеметов увеличили до 850 патронов каждый.
На государственные испытании в НИИ ВВС самолет «Иванов» попал с сопроводительным письмом, в котором говорилось, что он «является чрезвычайно ценным объектом для ВВС Красной Армии, должен как можно быстрее закончить летные испытания. Произведенные полеты доводочного и проверочного порядка показывают, что самолет, как с точки зрения надежности, так с точки зрения доведенности органов управления может производить полеты по нормальной программе...». По окончании госиспытаний начальник НИИ ВВС А.И. Филин рекомендовал принять машину на вооружение нашей авиации в качестве легкого бомбардировщика, с возможностью использования в вариантах штурмовика и ближнего разведчика. Филин обратился с просьбой в наркомат авиапромышленности построить к 1 ноября 1939 г. войсковую серию из десяти "Ивановых", которые отличались бы от опытного смешанной конструкцией (деревянный фюзеляж и металлические крылья).
Планировалось, что самолет будут выпускать серийно или с мотором М-88 (которым собирались впоследствии заменить капризный М-87), или с М-63ТК. В обоих случаях максимальная скорость приближалась к желанной для руководства авиапромышленности отметке 500 км/ч,
Но принятым тогда постановлениям еще долго не суждено было воплотиться в жизнь.
Многочисленные поломки разных двигателей (М-87, М-87А и М-87Б) в 1938 - 1939 гг. на «Иванове» и других машинах только случайно не привели к серьезным летным происшествиям, но вызвали длительные простои. Незадолго до описываемых здесь событий «за вредительскую задержку с внедрением моторов М-87» были арестованы директор завода № 29 им. П.И.Баранова С.А.Александров и некоторые другие видные специалисты. Такая же участь постигла главного конструктора завода А.С.Назарова. Все они прошли стажировку во Франции на заводах фирмы «Гном-Рон», успели приобрести немалый опыт, и их потеря оказалась весьма ощутима для дела.
С 1940 года «Иванов» с двигателем М-88 начали выпускать серийно под обозначением ББ-1 (ближний бомбардировщик), а вскоре ему присвоили наименование Су-2. Основными тактическими назначениями самолета считались: разведчик, ближний бомбардировщик, штурмовик и самолет сопровождения. По сравнению с Р-10 Су-2 имел более сильное стрелковое вооружение (шесть пулеметов против трех) и гораздо лучшие скоростные качества.
От опытных самолетов серийные отличались только конструкцией фюзеляжа, который вместо металлического стал деревянным.
|