Авиация Второй мировой

Home English

Пе-8 М-82

Дальний тяжелый бомбардировщик

ОКБ Петлякова

Пе-8 с двигателями АМ-82

Отказ от производства двигателей АМ-35А в пользу АМ-38 вынудил Незваля еще осенью 1941 года приступить к первым работам по переводу своей машины на новый тип двигателей. Для ускорения работ решено было взять с минимальными доработками силовую установку, разработанную для Су-2 М-82. ОКБ в короткое время проделало всю необходимую работу по установке на Пе-8 новые двигатели. От Су-2 были использованы узлы подвески двигателя, его капотирование система охлаждения и выхлопа. В производстве были изготовлены необходимая оснастка для сварки моторных рам и для изготовления элементов и сборки капотов.

Испытания Пе-8 4×М-82 проводились совместно с АДД с 3 апреля по 24 октября 1942 года. Первые полеты с новыми двигателями, установленными на ТБ 7 № 42047, показали приемлемые результаты. Поведение первого Пе-8 4 М-82 ничем не отличалось от остальных машин. Ожидаемого прироста скорости на второй скорости нагнетателя получить не удалось, на этом режиме М-82 работал очень неустойчиво. Для решения вопросов с новой силовой установкой со стороны ЛИИ, который также в годы войны находился в Казани, к ОКБ был прикреплен Главный конструктор С.К. Туманский, который оказывал большую помощь в решении многих проблем с М-82. Однако достигнутые скорости посчитали достаточными, сделав упор на достижении как можно большей дальности полета.

По результатам испытаний самолет был запущен в серию. До конца года завод выпустил еще один Пе-8 с М-82 (на фоне трех с М-30 и 15 с АМ-35А), а в следующих 1943 и 1944 годах все Пе-8 строились и сдавались в части только с двигателями типа М-82. 8 апреля 1943 года Пе-8 4М-82 № 42049 был принят АДД как эталон 1943 года. Первый серийный Пе-8 № 42058 поступил на вооружение 746 авиационного полка в январе 1943 года. Всего за 1943 год завод № 22 выпустил 18 Пе-8, и все они были с М-82. Хотя испытания прошли с массой замечаний, окончательно доводить силовую установку пришлось уже в серии.

На рубеже 1942 и 1943 годов носовая стрелковая башенную установку под два ШКАС типа НЭБ была заменена на более легкую и аэродинамически более обтекаемую и простую с одним крупнокалиберным пулеметом УБТ по примеру установки, применяемой на Ер-2. В ОКБ была спроектирована и в короткий срок построена новая, весьма компактная и легкая установка с хорошими углами обстрела, снабженная весовой компенсацией и с лучшей герметизацией кабины стрелка.

Основываясь на опыте двух лет войны перекомпоновали кабину штурмана. С учетом того, что, в основном, бомбежки проводили в ночное время, ОКБ по требованию военных установило на Пе-8 дополнительный ночной коллиматорный прицел НКБП-4, позволяющий в боевой обстановке быстро находить цель ночью. На прицел ПС-1 в то время постоянно приходили нарекания со стороны летного состава. Учитывая это, ОКБ заменило ПС-1 на более простой ОПБ-2У, а затем на ОПБ-1Р. Все это внедрили в 1943 году на серийных Пе-8 с М-82.


Характеристики
ТБ-7 (Пе-8) ТБ-7 (Пе-8)
Год выпуска 1941 1942
Экипаж, чел 11
Геометрия
Длина самолета, м 23,2
Размах крыла, м 39,13
Площадь крыла, м² 188,6
Массы и нагрузки
Вес взлетный, кг
пустого 19986 18570
норм. 27000 27200
макс. 35000 36000
Силовая установка
Мотор 4×АМ -35А 4× М-82
Мощность, л.с. 4× 1350 4× 1700
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч
у земли 347 362
на высоте 553 422
м 6360 5600
Практический потолок, м 9300 9500
Дальность полета с бомбовой нагрузкой, км 3600 5800
Вооружение
Бомбовая нагрузка, кг норм. 2000 20000
макс. 4000 4000
Оборонительное вооружение пулем. 4 4
пушки 2 2

Всего за 1943 год завод выпустил 18 машин с М-82, а до конца 1944 года - 14 машин с М-82 и четыре с дизелями АЧ-30Б (в варианте Пе-8 ОН, из которых закончили и передали на испытания только две машины). В войсках Пе-8 4М-82 были довольно быстро и легко освоены, и со стороны летного и технического состава особых замечаний ни к ОКБ, ни к заводу не было.

Истребители противника в период с 15 по 23 июля 1943 года сбили четыре Пе-8 4М-82, и одна машина была сбита зенитным огнем. Причина этого крылась в серьезном недостатке новых Пе-8 с М-82 - выхлопные коллекторы отработанных газов давали в ночном небе большой и заметный язык пламени. В августе и сентябре было сбито еще по одному Пе-8. В результате до глубокой осени боевые полеты на Пе-8 4М-82 были прекращены до установки на них эффективных пламегасителей. На двигатели стали ставить пламегасители типа "рыбий хвост", предложенные инженерами 45-й дивизии, по аналогии с пламегасителями, стоявшими на Fw 200. Захваченный под Сталинградом трофей оказался как нельзя кстати.

Фото Описание
ГСС Гвардии майор Сугак у Пе-8 М-82 ГСС Гвардии майор Сугак у Пе-8 М-82
ГСС Гвардии майор Симонов у Пе-8 М-82 ГСС Гвардии майор Симонов у Пе-8 М-82
ГСС Гвардии майор Ищенко у Пе-8 М-8 ГСС Гвардии майор Ищенко у Пе-8 М-82

Источники

  • " Тяжелый бомбардировщик Пе-8" /Михаил Маслов./
  • " "Летающие крепости" Сталина. Бомбардировщик Пе-8" /Михаил Маслов./
  • " История конструкций самолетов в СССР,1938-1950 гг." /В.Б. Шавров/

Ваше имя (Nick):
Ваш e-mail:
Введите число 5146563:
Ваш пост:

Сверху вниз: пламегаситель НИИ ГВФ, пламегаситель НИИ ВВС, пламегаситель "рыбий хвост"
Все три разработки испытывались в сентябре 1943 года в ночных полетах на самолете Пе-8 зав.№ 42210 над аэродромом 45 авиадивизии в Кратово. Пламегасители устанавливались на одном из моторов. Наименьший выхлоп (пламя менее 10 см) показал пламегаситель НИИ ВВС, но на патрубки двигателей М-82 было все-таки решено устанавливать пламегасители «рыбий хвост», аналогичные немецким.
Пе-8 М-82 снова начали летать на задания лишь с 1 октября 1943 г.

19 02 2020.
Для опознавания своего самолета на Пе-8, начиная с 7-й серии, стали устанавливать аппаратуру опознавания «свой-чужой». Передатчик включался только над своей территорией и передавал кодированные сигналы.
--