Авиация Второй мировой

Home  Custom Search

Модификации самолета Пе-2

  • «100» — дальний, высотный, скоростной перехватчик и истребитель сопровождения тяжелых бомбардировщиков ТБ-7. Первый полет состоялся 22 декабря 1939 г. На самолете были установлены два двигателя М-105 с турбокомпрессорами ТК-2 и оборудованы две гермокабины (ГК). В передней располагался летчик, а в задней — штурман-бомбардир и стрелок-радист. Отличительной особенностью самолета был сплошной гаргрот от фонаря кабины летчика до фонаря задней кабины. В носовой части фюзеляжа устанавливалась батарея из двух пушек ШВАК и двух пулеметов ШКАС. В кабине стрелка-радиста находилось дистанционное управление хвостовым пулеметом ШКАС. Оригинальным было бомбовое вооружение, предназначенное для поражения наземных и воздушных целей. Для атаки бомбардировщиков, идущих внизу строем, в бомбоотсеке подвешивались две кассеты по 24 снаряда калибра 76,2 мм либо кассеты с 96 бомбами по 2,5 кг. Максимальная скорость — 535 км/ч, скороподъемность — 9,8 м/с, дальность — 2400 км, потолок — 12 500 м.
  • Пе-2 — трехместный пикирующий дневной фронтовой бомбардировщик без гермокабин и ТК. Устанавливались двигатели М-105Р. Фюзеляж не имел гаргрота, носовая часть была остеклена. Кабина пилота стала двухместной. Вооружение состояло из четырех пулеметов ШКАС: шкворневая установка у штурмана, кинжальная — у стрелка-радиста и два неподвижных пулемета в носовой части. Бомбовое вооружение включало четыре фугасные авиабомбы ФАБ-100 в бомбоотсеке, четыре ФАБ-250 на наружной подвеске под центропланом и по одной ФАБ-100 в мотогондолах за нишами шасси. Первые полеты серийных самолетов, названных Пе-2, состоялись поздней осенью 1940 г. Бомбардировщик неоднократно видоизменялся и имел ряд модификаций в зависимости от назначения.
  • Пе-2Ш (штурмовик) — опытный экземпляр 1941 г. с батареей из двух пушек ШВАК и одного пулемета УБ под фюзеляжем. Позднее был разработан вариант с убираемой в фюзеляж батареей из двух ШВАК и двух ШКАС, отклоняемых до 40° в вертикальной плоскости.
  • Пе-2ФТ (фронтовое требование) — вариант Пе-2 с усиленным вооружением. Правый передний и подфюзеляжный пулеметы ШКАС заменили крупнокалиберными УБ. В полевых условиях на самолеты под крыльями могли устанавливаться по четыре снаряда РС-82. Впоследствии были уменьшены площадь носового остекления и длина хвостового обтекателя. В связи с перебоями с металлом часть машин выпуска 1941—1942 гг. укомплектовывались деревянной хвостовой частью. С начала 1942 г. ШКАС в шкворневой установке штурмана заменили крупнокалиберным УБТ. Кроме того, установили более совершенный радиополукомпас с антенной в виде кольца.
  • Пе-2ФЗ (фронтовое задание). Создан в июне 1942 г. Была изменена кабина штурмана, а его шкворневую установку заменили на башенную экранированную турель, усилена бронеза-щита экипажа. Для повышения обороноспособности был введен переносной пулемет ШКАС и небольшие окошечки для него по бортам кабины стрелка-радиста. ШКАС можно было перебросить с борта на борт примерно за 30 с. Самолет выпускался серийно.
  • Пе-2РД — трехместный пикирующий бомбардировщике комбинированной силовой установкой. Весной 1943 г. на месте хвостового обтекателя фюзеляжа одного из серийных Пе-2 с М-105РА установили жидкостный реактивный двигатель РД-1 в качестве ускорителя. Баки с окислителем разместили в бомбовом отсеке фюзеляжа, а с керосином — в корневых частях крыла. На испытаниях весной 1944 г. в одном из первых полетов произошел взрыв в системе РД при котором едва не погиб С.П. Королев. После доработки ЖРД на самолете было выполнено более 100 полетов. Опыт применения реактивной установки на самолете Пе-2 был использован при создании истребителей-перехватчиков Ла-7Р, Як-ЗР и Су-7.
  • Пе-2ВИ (высотный истребитель) — опытный одноместный истребитель с гермокабиной и двигателями М-105ЦЦ с нагнетателями.
  • Пе-2 (Б) с двумя М-105ПФ — трехместный пикирующий бомбардировщик. Строился серийно с конца 1943 г. Вооружение: три пулемета УБТ, один ШКАС и 600 кг бомб. В 1944 г. был осуществлен ряд мер по улучшению аэродинамических характеристик самолета: на щитки пикирования поставили обтекатели, изменили форму капотов двигателей, балки наружных бомбодержателей разместили внутри центроплана, улучшили герметизацию. На некоторых машинах вместо коллекторов устанавливались индивидуальные реактивные выхлопные патрубки. Несмотря на то, что максимальная взлетная масса машин выпуска 1944 г., по сравнению с самолетами 1943 г., увеличилась примерно на 300 кг, проведенные доработки повысили скорость на разных высотах на 5—30 км/ч.
  • Пе-2Р — разведчик. В качестве разведчика мог использоваться серийный бомбардировщик, имевший штатный аэрофотоаппарат. В ходе производства Пе-2 на базе машин разных серий оборудовались и специальные разведывательные варианты, имевшие значительно более сложное фотооборудование. Самолеты-разведчики имели общие характерные признаки: под центропланом устанавливались два подвесных топливных бака; тормозные решетки и бомбовое вооружение отсутствовали.
  • УПе-2 (Пе-2У) — учебно-тренировочный вариант с двумя кабинами летчиков, расположенными одна за другой, и двойным управлением. Был создан в конце 1943 г. для ускорения процесса переучивания летчиков. Турель была снята, а на месте фюзеляжного бензобака, за кабиной летчика, размещена кабина инструктора со своим фонарем. Вооружение включало носовые пулеметы УБ и 600 кг бомб на внутренней или наружной подвеске. Устанавливались двигатели М-105ПФ. Самолет выпускался большой серией.
  • Пе-2 М-82. Весной 1944 г. была выпущена небольшая серия (135 экземпляров) варианта Пе-2 со звездообразными двигателями воздушного охлаждения М-82ФН (1850 л.с.). Развивал скорость 547 км/ч на высоте 6000 м. Эти самолеты небольшими партиями (по 3—5 машин) обычно передавались в разведывательные части.
  • Пе-2К — переходная к Пе-2И модификация, которая представляла собой комбинацию винтомоторной группы (М-105ПФ), носовой, хвостовой частей и оперения серийного Пе-2 с новыми мотогондолами, центропланом, консолями и шасси Пе-2И.
  • Пе-2И — двухместный дневной пикирующий бомбардировщик Испытания проводились весной 1944 г В отличие от серийного Пе-2, были установлены двигатели ВК-107А (1650 л.с.) в удлиненных мотогондолах. Смещение крыла нового профиля в среднее положение и увеличение фюзеляжа (на 1 м в длину и на 300 мм в ширину) позволили разместить в бомбоотсеке 1000-кг бомбу. Были изменены шасси и оборудование машины. Вооружение включало два крупнокалиберных пулемета УБ; один был зафиксирован неподвижно в носовой части, второй располагался в хвостовом обтекателе и управлялся дистанционно из кабины штурмана. Бомбовая нагрузка возросла до 3000 кг. Самолет развивал скорость 656 км/ч на высоте 5650 м.
  • Пе-2К и Пе-2И были выпущены в 1945 г. небольшими сериями.
  • ДБ-108 — дневной бомбардировщик с моторами ВК-108. Летом 1944 г., продолжая модернизировать Пе-2И, В.М. Мясищев начал разработку скоростного бомбардировщика в трех вариантах под общим обозначением ДБ-108. Первый вариант, ВМ-16, представлял собой двухместный бомбардировщик для атак с горизонтального полета. В хвостовой части размещалась пушечная установка с дистанционным управлением в кабине штурмана. На высоте 6000 м развивал скорость 700 км/ч. ВМ-17 — трехместный пикирующий бомбардировщик с тормозными решетками под крылом. Схема оборонительного вооружения аналогична Пе-2: экранированная турель с 20-мм пушкой в кабине штурмана, 12,7-мм пулемет БС и 20-мм пушка в верхней и люковой установках в кабине стрелка-радиста. Развивал скорость 670 км/ч на высоте 6000 м. В бомбоотсеках ВМ-16 и ВМ-17 могли подвешиваться 1000-кг и 2000-кг бомбы. ВМ-18 — четырехместный вариант ДБ-108. Фюзеляж удлинен на 1,5 м, в носовой части запроектирована кабина штурмана (по образу Ту-2Д). Максимальная нагрузка — 4000 кг бомб. Расчетная скорость — 660 км/ч на высоте 5800 м. Под крыльями ВМ-16 и ВМ-17 устанавливались стартовые твердотопливные ракетные ускорители. При использовании самолетов в качестве дальних истребителей сопровождения в бомбоотсеках всех трех вариантов подвешивалась унифицированная батарея из 37-мм или 45-мм пушек. Программа летных испытаний не была завершена, поскольку серийное производство ДБ-108 не планировалось в связи с окончанием войны.
  • Пе-3 — двухместный истребитель-перехватчик, выпускался для ПВО Москвы параллельно с производством Пе-2. Вооружение: два пулемета ШКАС и два БК Тормозные решетки сняты. Увеличен запас топлива. До конца 1941 г. было построено около 200 самолетов.
  • Пе-Збис — улучшенный двухместный истребитель-перехватчик. Вооружение: один пулемет ШКАС, три УБ и одна пушка ШВАК, восемь снарядов PC под крылом, 300 кг бомб. Устанавливались предкрылки, фотооборудование. Тормозные решетки снимались. Развивал скорость 530 км/ч на высоте 5000 м. Дальность полета составила 2000 км. Достаточно высокая скорость и мощное вооружение позволяли в первый период войны использовать Пе-3 как многоцелевой: он успешно вел бои с самолетами противника всех типов, наносил эффективные удары по наземным и морским целям, сопровождал транспортные самолеты и корабли, вел разведку.
  • Пе-ЗР — фоторазведчик Для ведения разведки серийные самолеты оснащались двумя фотоаппаратами для перспективной плановой аэрофотосъемки, иногда устанавливалось оборудование для ночной съемки. Как правило, под центропланом, между фюзеляжем и мотогондолами, подвешивались два дополнительных топливных бака.

Была попытка установить на Пе-3 двигатели ВК-107А (1650 л.с), с которыми на высоте 5700 м удалось достигнуть скорость 657 км/ч.

Всего построено около 360 серийных самолетов Пе-3.

Источники

  • "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
  • "Самолеты СССР Второй мировой войны" /В.Е. Юденок/
  • "Пикирующий бомбардировщик Пе-2; /А.Н. Медведь, Д.Б. Хазанов/