Авиация Второй мировой

Home English

МТБ-2 (АНТ-44)

Морской тяжелый бомбардировщик

Туполев

МТБ-2Д (АНТ-44)

В соответствии с техническим заданием Управления ВВС новый четырехдвигательный гидросамолет должен был строиться как морской тяжелый бомбардировщик, способный вести боевую работу на всех морских театрах, базируясь на необорудованных гидроаэродромах, то есть находясь на плаву, и совершая полеты в сложных, метеоусловиях в строю или одиночно. МТБ-2 должен был обеспечивать также перевозку людей, транспортировку боеприпасов и горючего, обладать мореходными качествами для выполнения взлета и посадки при волне 1,0-1,5 м и ветре 7-10 м/с. Дальность полета с бомбовым грузом 2000 кг задавалась равной 1000 км, а максимальная скорость — 300 км/ч на высоте 1000 м.

Самолет выполнялся по схеме цельнометаллической летающей лодки-высокоплана с крылом типа «чайка» и обычным однокилевым вертикальным оперением. Четыре двигателя М-85, снабженные воздушными винтами ВИШ-3 диаметром 3,25 м, устанавливались в носке крыла, и их лобовое сопротивление было значительно меньше, чем при ранее применявшейся установке гондол двигателей над крылом на многочисленных стойках. Для удобства обслуживания двигателей при нахождении самолета на плаву носки крыла по обеим сторонам каждой гондолы двигателя выполнялись в виде откидных стремянок трапов.

Первый полет опытного АНТ-44 на колесном шасси с Центрального аэродрома Москвы 19 апреля 1937г.

28 февраля 1939 г. опытный МТБ-2, уже с двигателями 4М-87А, в ходе испытаний получил повреждения корпуса лодки и впоследствии не восстанавливался.


МТБ-2 (АНТ-44бис)
Экипаж 6-7
Геометрия
Длина самолета, м 21,94
Высота самолета, м 7,88
Размах крыла, м 36,45
Площадь крыла, м² 146,70
Массы, кг
пустого 12000
нормальная взлетная, кг 19000
максимальная взлетная, кг 21000
Силовая установка
4×ПД М-87А
Мощность, л. с. 4×950
Лётные данные
Максимальная скорость над уровнем моря, км/ч 365
Максимальная скорость на высоте, км/ч 351
Крейсерская скорость, км/ч 320
Практический потолок, м 7100
Практическая дальность, км 2500
Перегоночная дальность, км 4500
Скороподъемность, м/мин 230
Вооружение
2×20 ШВАК, 2×7,62 ШКАС, бомб, кг 2000

Второй, доработанный экземпляр МТБ-2Д (дублер) был выпущен в июне 1938 г. После проведения заводского тестирования 27 марта 1939 г. "дублер" передали на государственные испытания, по их окончании 16 мая 1939 г., МТБ-2 был принят на вооружение морской авиации в качестве тяжелого бомбардировщика и дальнего разведчика. В числе основных его характеристик указывалась бомбовая нагрузка 2000 кг, которую он мог доставить к цели на дальность 3000 км (радиус действия 1500 км). Также назывались полученные с двигателями М-87А максимальная скорость 364 км/ч и максимальная дальность полета 4400 км.

Однако, запуск в серию большого и затратного гидросамолета на новом авиазаводе не вполне соответствовал возможностям, которыми располагала тогда советская авиапромышленность. В январе 1940 г. на основании решения КО при СНК СССР работы по подготовке серии и опытным усовершенствованиям МТБ-2 были прекращены.

В июне 1940 г. в варианте амфибии было установлено несколько мировых рекордов подъема груза на высоту.

МТБ-2 в июне 1941 г. базировался в Северной бухте Севастопольского рейда. Самолет в этот период не только в обиходе, но даже в некоторых документах называли "Чайкой", а иногда "Черноморской чайкой".

Командиром "Черноморской чайки" с момента ее испытаний оставался летчик-испытатель Иван Моисеевич Сухомлин.

Начало войны Сухомлин встретил на МТБ-2. Известно о некоторых боевых вылетах МТБ-2Д (а всего их было около 80). МТБ-2 бомбил вражеские войска и немецкие аэродромы, совершал полеты стратегического назначения на неприятельские объекты. В основном летали на Плоешти. В ночь на 17 октября 1941 г. МТБ-2Д успешно бомбил Бухарест, бомбовая нагрузка 8 ФАБ-250.

Вывозили раненых из Севастополя. Известно об одном эпизоде, когда в эвакуации защитников города участвовал и четырехмоторный МТБ. 1 июля 1942 г. на нем вывезли 20 человек (из них 9 раненых) на кавказское побережье Черного моря.

10 августа 1942 г. МТБ подготовили к вылету - подвесили 12 ФАБ-250. Стоял штиль, поэтому с первого, и даже со второго раза, тяжело нагруженный самолет оторваться от воды не смог. В третьей попытке, в момент отрыва от поверхности бухты, взлетающий МТБ-2 атаковали два истребителя Мессершмитт и он врезался в воду. В живых остался только командир корабля капитан Наумов (его выбросило из кабины), кого впоследствии и обвинили в катастрофе. Погибли штурман капитан И.П. Грязных, второй пилот ст. л-нт А.А. Чайка, радиотехник л-нт Н.К. Назаров, стрелок ст. сержант М.М. Дубина, стрелок-радист младший сержант А.У. Кошнар.

Останки МТБ-2 более сорока лет пролежали в море, на глубине 10-12 метров на выходе из Геленджикской бухты у Толстого мыса. В 1988-1989 гг. место падения самолета обследовали водолазы. Осмотр показал, что обломки машины перемешаны с неразорвавшимися бомбами. Вызванные из Севастополя саперы подорвали опасную находку прямо на дне.

Фото Описание
Схема МТБ-2Д (АНТ-44)
Первый опытный АНТ-44 28 09 1937 г.
Откидные стремянки-трапы на моторах М-85
Элементы конструкции МТБ-2Д.

Источники

  • "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950 г.г." /В.Б. Шавров/
  • Крылья. Черноморская "Чайка" /Михаил Маслов/
  • Морской тяжелый бомбардировщик МТБ-2 (АНТ-44). /Авиация и Космонавтика/