Ki-84 "Hayate"
Наилучшим армейским истребителем Японии стал Ки-84 «Хаяте» (Ураган), применявшийся на завершающем этапе Второй мировой войны. Он имел довольно высокую скорость, мощное вооружение, бронезащиту пилота и мог практически на равных сражаться с американскими истребителями Р-47 и Р-51.
Проектирование Ки-84 началось в апреле 1942 г. под руководством главного конструктора Тору Кояма.
Техническое задание предусматривало создание истребителя, превосходящего по скорости перехватчик Ки-44, но одновременно имеющего маневренность на уровне Ки-43. Кроме того, требовалось вооружение, состоящее из двух 20-мм пушек и двух 12,7-мм пулеметов, а в целях повышения живучести самолета необходимо было бронировать кабину пилота и установить протектированные топливные баки. Последние требования являлись довольно необычными для японских конструкторов.
Эскизный проект нового армейского истребителя был готов в мае 1942 г., а в марте следующего года начались испытания опытного образца Ки-84.
Самолет имел типичную для японцев цельнометаллическую конструкцию и оснащался 18-цилиндровым звездообразным двигателем Накадзима На-45 мощностью 1800 л. с., а также четырехлопастным автоматическим винтом Сумитомо Ре.32. Его вооружение включало два синхронизированных 12,7-мм пулемета Но-103, размещенных в носовой части фюзеляжа, и две крыльевые 20-мм пушки Но-5. Под крылом предусматривалась подвеска двух бомб весом по 250 кг или двух сбрасываемых топливных баков емкостью по 200 л каждый.
В июне 1943 г. на аэродром Одзима поступил второй опытный образец истребителя, что ускорило выполнение программы испытаний. Несмотря на несколько меньшую максимальную скорость по сравнению с расчетной (624 км/ч вместо 640), самолет оказался весьма удачным. Благодаря использованию «боевых» закрылков он отличался превосходной маневренностью, а на пикировании разгонялся до 800 км/ч, не страдая при этом от повышенного уровня вибраций. Строевых пилотов после значительных потерь в воздушных боях восхищала бронезащита истребителя, состоявшая из 65-мм лобового бронестекла фонаря кабины, бронеспинки и бронезаголовника кресла. С точки зрения критики, отмечались тяжелое управление рулем высоты на больших скоростях полета и недостаточная эффективность руля направления на малых скоростях. Гораздо более серьезным дефектом была ненадежная из-за постоянных течей маслосистема двигателя, но этот недостаток предполагалось устранить в процессе серийного производства самолета.
В августе была заложена опытная серия из 83 Ки-84, на которых проводились различные конструктивные доработки . В первую очередь конструкторы изменили площадь и форму рулей высоты и направления, опробовали различные типы выхлопных патрубков двигателя и попытались внедрить подфюзеляжный топливный бак. На некоторых самолетах испытывались крыло большего размаха, а также лыжное шасси. В октябре 1943 г. была сформирована специальная эскадрилья для войсковых испытаний Ки-84, и вскоре самолет приняли на вооружение японской армии под обозначением «армейский истребитель тип 4 модель 1а» или Ки-84-la.
Успешные испытания Ки-84 и сравнительно высокие его летные данные послужили причиной крупносерийного заказа со стороны японского армейского командования. До конца 1944 г. фирма «Накадзима» должна была построить 2500 машин этого типа, выбранных в качестве замены для Ки-43. Хотя конструкторы немало поработали над технологией сборки своего истребителя (многие его детали изготавливались методом штамповки, а отдельные узлы самолета могли собираться на мелких предприятиях-субподрядчиках), тем не менее подобный заказ был непосильным для фирмы.
К тому же серийный выпуск истребителя задерживал моторостроительный завод в Мусаси, занятый продолжающейся доводкой двигателя На-45. Только в апреле 1944 г. удалось достигнуть ежемесячного выпуска 100 моторов, и это позволило, наконец, приступить к сборке серийных Ки-84. Одновременно была заложена вторая партия самолетов «Хаяте» опытной серии в количестве 42 экземпляров. Последние уже были оборудованы индивидуальными выхлопными патрубками цилиндров двигателя, что дало некоторый прирост в скорости машин. В дальнейшем подобные реактивные патрубки имели все вновь изготовленные Ки-84. Темпы производства истребителей «Хаяте» возросли летом, когда фирма в дополнение к заводу в Ore задействовала вторую сборочную линию в городе Уцономия.
В декабре 1944 г. фирма «Накадзима достигла пика производства Ки-84, изготовив 373 самолета. В отличие от ранних «Хаяте», оборудованных двигателем На-45 модель 11, на истребителях стали устанавливать вначале мотор На-45 модель 12 (1825 л. с.), а затем и модель 21, оснащенный системой непосредственного впрыска топлива в цилиндры и развивающий взлетную мощность 1990 л. с.
Весной 1945 г. к выпуску Ки-84 подключился также завод Манею в Харбине, но до конца войны он построил всего 94 самолета этого типа (плюс один опытный Ки-116).
До 1945 г. японская армейская авиация получила 1670 истребителей «Хаяте», а затем темпы производства начали снижаться, в основном из-за недостатка двигателей, поскольку моторостроительный завод в Мусаси стал подвергаться постоянным воздушным налетам, и в апреле был полностью остановлен. После этого пришлось налаживать выпуск моторов на небольшом подземном заводе в Асакаве и на новом заводе в Хамамацу.
Между тем в серию была запущена новая модификация истребителя «Хаяте», обозначенная Ки-84-lb и вооруженная четырьмя 20-мм пушками Но-5, размещенными в крыле и фюзеляже. В мизерном количестве строился также истребитель-перехватчик Ки-84-lc, у которого в крыле вместо пушек Но-5 были установлены более мощные 30-мм пушки Но-105. На дальнейшее развитие самолета сильно повлиял дефицит алюминия в стране, в связи с чем японское командование рекомендовало фирме «Накадзима» перейти на смешанную конструкцию Ки-84. В соответствии с этим специалисты Коямы разработали для истребителя деревянную хвостовую часть фюзеляжа и новые деревянные законцовки крыла. В таком виде машины получили обозначение Ки-84-ll или «Хаяте»-КАИ. Высотный истребитель Ки-84-lll, оборудованный турбокомпрессором под фюзеляжем, из-за различных проблем так и не был построен.
В конце войны испытывались и несколько цельнодеревянных истребителей «Хаяте», изготовленных фирмой «Накадзима» совместно с предприятием «Тачикава». Обозначенные Ки-106, они внешне мало отличались от обычных Ки-84, за исключением увеличенного вертикального оперения. Деревянный каркас планера этих самолетов обшивался фанерой, которая сверху покрывалась толстым слоем лака. В итоге, хотя вес Ки-106 возрос на 300 кг и маневренность истребителя ухудшилась, его максимальная скорость осталась на прежнем уровне. Существовал и «стальной» вариант «Хаяте» - Ки-113. Опытный образец этой машины (выполненный по типу Ки-84-lb, но с применением целого ряда деталей и узлов из дешевой углеродистой стали) поступил на испытания 1 июля 1945 г., но в воздух так и не поднялся из-за излишней перетяжеленности.
На Ки-84 японцы возлагали большие надежды, однако его производство в конце войны было сопряжено со многими трудностями. Из-за нехватки сырья и квалифицированных рабочих кадров качество изготовленных машин оставляло желать лучшего. Нарекания вызывали капризный двигатель, непрочные стойки шасси, а также ненадежная гидравлическая система.
Всего до конца войны японские заводы изготовили 3470 самолетов Ки-84 «Хаяте».
|