Авиация Второй мировой

Home English

G5N Shinzan

G5N Shinzan
  • Тяжелый бомбардировщик
  • Первый полет: 1941
  • Nakajima

G5N Shinzan (Распадок). В конце 1930-х годов командование авиации императорского военно-морского флота Японии пришло к выводу о необходимости иметь на вооружении тяжёлый бомбардировщик, способный решать задачи стратегического характера. Понимая это, в 1938 году Кайгун Коку Хомбу сформулировал требования 13-Си на новый бомбардировщик, дальность полета которого должна была составлять порядка 5556-6482 км (3000-3500 морских миль). Единственным способом достижения такой дальности — наряду с увеличенной по сравнению с G3M и G4M бомбовой нагрузкой (2000-4000 кг) — было использование четырехмоторной схемы Однако на то время еще ни одна из японских авиастроительных компаний не имела опыта постройки таких больших самолетов, и это еще более усложняло и без того очень непростую задачу.

Выход из ситуации был найден в США, где двумя годами ранее специалисты компании «Дуглас» начали работать над большим четырехмоторным пассажирским самолетом дальнего действия DC-4E (не путать с более поздним проектом DC-4/C-54 «Скаймастер»). Эта машина, проигравшая в конкурентной борьбе самолету Боинг В-307 и построенная в единственном экземпляре, по распоряжению и за деньги флота была куплена гражданской авиакомпанией «Японские авиалинии» якобы для собственных нужд. После сборки доставленного в Японию в разобранном виде американского самолета он прошел летные испытания и был тайно передан фирме "Накадзима", которой и было поручено разработать проект бомбардировщика в соответствии со спецификацией 13-Си. В качестве базы предписывалось использовать конструкцию DC-4E.

Прототип G5N1, ставший первым четырехмоторным самолетом японского флота, поднялся в воздух в апреле 1941 года. У «американца» он позаимствовал крыло, мотогондолы, шасси с передней стойкой и ряд других, более мелких узлов и агрегатов. Полностью новыми были фюзеляж, более узкий, чем у оригинала, имевший остекленную носовую часть и обширный бомбовый отсек, а также двухкилевое разнесенное хвостовое оперение.

Цельнометаллическое среднерасположенное крыло G5N было позаимствовано у послужившего прототипом американского транспортного самолета Дуглас DC-4E. Оно имело беспрецедентно большой для японских машин размах — более 42 м. В качестве силовых установок использовались четыре новых звездообразных двигателя Накадзима NK7A Мамору 11 мощностью 1870 л. с.

Цельнометаллический фюзеляж G5N был разработан японцами "с нуля". Самолет стал первым в Японии с передней опорой шасси.

Оборонительное вооружение включало две 20-мм пушки Тип 99 Модель 1 (по одной в надфюзеляжной и хвостовой башнях) и четыре 7,7-мм пулемета Тип 97 носовой, нижней и двух боковых стрелковых установок Максимальная бомбовая нагрузка должна была достигать 4000 кг (при полетах на большие расстояния — 2000 кг). Экипаж состоял из семи человек.

Результаты летных испытаний ожиданий заказчика не оправдали. С полным оснащением и вооружением «Синзан» оказался почти на 20% тяжелее, чем планировалось, его двигатели были ненадежными, а характеристики — в первую очередь скорость и дальность полета — неудовлетворительными. Несмотря на это, было построено еще три опытных G5N1 и два модифицированных G5N2 с проверенными, но еще менее мощными (1530 л. с.) двигателями Мицубиси Касей 12. Недостаток мощности был слишком явным, и в конце концов Кайгун Коку Хомбу отказался от планов дальнейшего развития самолета в качестве бомбардировщика. Два опытных G5N1 были также оснащены двигателями Касей 12 и вместе с двумя G5N2 переделаны в транспортный вариант, получивший обозначение «Транспортный самолет «Синзан» KAI Модель 12» (G5N2-L Модель 12). Стрелковые точки были демонтированы а бомбоотсек был переделан в грузовой отсек. Экипаж уменьшился до шести человек.

В роли транспортников самолеты G5N2-L использовались почти до конца войны. Они летали на трассах, связывавших Японские острова с Гонконгом, Тайванем, Филиппинами, о. Тинианом и Марианскими островами. На рубеже 1944-1945 годов две машины были потеряны.

Несмотря на то, что проект G5N оказался неудачным, фирма «Накадзима» приобрела чрезвычайно важный опыт, который был использован позднее при разработке следующего четырехмоторного бомбардировщика G8N «Рензан».

G8N Renzan

G8N Renzan
  • Тяжелый бомбардировщик
  • Первый полет: 1943
  • Nakajima

G8N Renzan (Горная гряда). Неудача с G5N «Синзан» вынудила Кайгун Коку Хомбу на какое-то время вернуться к концепции двухмоторного бомбардировщика. Однако к концу 1943 года, после анализа предварительных проектов и расчетных параметров и разработчикам, и заказчику стало ясно, что двухмоторный самолет не в состоянии удовлетворить поставленные требования. Такой вывод был прогнозируемым, поэтому еще в феврале 1943 года Кайгун Коку Хомбу передал фирме «Накадзима» предварительные конструктивные требования 18-Си на четырехмоторный бомбардировщик дальнего действия. К этому командование флота подтолкнули также поступавшие с фронтов донесения о высокой эффективности американских четырехмоторных бомбардировщиков В-17 и В-24. В окончательном виде задание на разработку нового бомбардировщика, получившего обозначение G8N1 «Рензан» (Горная гряда), было оформлено 14 сентября 1943 года. Оно предусматривало создание обладающей мощным оборонительным вооружением и хорошо защищенной машины, которая развивала бы максимальную скорость 592 км/ч, набирала высоту 8000 м за 20 мин и имела дальность полета 3700 км с полной бомбовой нагрузкой (4000 кг) и 7400 км — без нагрузки.

23 октября 1944 года первый полет совершил прототип G8N1, представлявший собой цельнометаллический моноплан, конструкция которого была максимально упрощена для облегчения серийного производства, со среднерасположенным крылом, имеющим ламинарный профиль и большое удлинение при сравнительно малой площади поверхности. На нем были установлены четыре оснащенных турбокомпрессорами (Хитачи Тип 92) звездообразных двигателя Накадзима Хомаре 24 мощностью 2000 л.с. каждый.

Цельнометаллическое среднерасположенное крыло G8N имело ламинарный профиль и характеризовалось достаточно малой площадью поверхности (112 м² по сравнению с 202 м² у G5M) при большом удлинении. Внутри его размещались протектированные топливные баки общей ёмкостью 13450 л. Основные стойки шасси убирались в мотогондолы двигателей. Морально устаревшее хвостовое оперение с концевыми шайбами было заменено хвостовым оперением с одним килём.

Беспрецедентно мощное для японских самолетов оборонительное вооружение было представлено шестью 20-мм пушками Тип 99 Модель 2 (в надфюзеляжной и подфюзеляжной башнях, а также в хвостовой установке) и четырьмя 13-мм пулеметами Тип 2 (спарка в механизированной носовой башне и по одному в окнах по бокам фюзеляжа).

В случае успешного завершения испытаний планировалось до сентября 1945 года выпустить 48 серийных бомбардировщиков G8N1, включая 16 опытных и предсерийных машин. Но на практике все свелось к постройке еще трех прототипов, которые были завершены в октябре 1944, марте и июне 1945 года. Такая задержка была вызвана постоянными налетами американской авиации и дефицитом легких сплавов. К тому же резко ухудшившаяся стратегическая ситуация Японии вынудила изменить приоритеты. Теперь уже было не до стратегических бомбардировщиков и от серийного производства «Рензанов» пришлось отказаться.

После войны четвертый прототип самолета G8N1 «Рензан» был перевезен в США, где его подвергли тщательным испытаниям. Их результаты удивили американцев. Продемонстрированные японским бомбардировщиком характеристики были гораздо выше, чем у американских «одноклассников» Боинг В-17 и Консолидейтед В-24 и лишь незначительно уступали показателям стратегического бомбардировщика Боинг В-29. Уже после завершения боевых действий союзники присвоили G8N1 кодовое имя «Рита».

NakadjimaG5N1G8N1
Экипаж 7 9
Размеры
Размах крыла, м 42,12 32,54
Площадь крыла, м² 201,8 112,0
Длина самолета, м 31,02 22,94
Высота самолета, м 6,13 7,20
Силовая установка
Двигатель Накадзима 4×NK7A «Мамору-11» 4×NK9K-L «Хомаре 24»
Мощность, л.с. 4×1870 4×2000
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 20100 17400
Максимальная взлетная 32000 32150
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч/
на Н, м
420/
4100
593/
8000
Время набора, мин /
высоты, м
5,38/
2000
17,6/
8000
Практический потолок, м 7450 10200
Практическая дальность, км 4260 3950
Вооружение
пушки 2×20-мм 6×20-мм
пулеметы 4×7,7-мм 4×13-мм
бомб, кг 4000 4000
Фото Описание
Схема тяжелого бомбардировщика G5N2

Схема тяжелого бомбардировщика G8N1 (внизу на двигателе турбонагнетатель)

G5N Shinzan на японской авиабазе Atsugi, 1945 г.

G5N Shinzan. Кабина пилотов и хвостового стрелка.

G8N Renzan в США, 1945 г.

Ki.91

Стратегический бомбардировщик

Кавасаки

Ki-91

На протяжении всей войны японской авиапромышленности так и не удалось наладить серийное производство тяжёлых стратегических бомбардировщиков, способных нести значительную бомбовую нагрузку на большие расстояния. Созданные для флотской авиации фирмой "Накадзима" два типа тяжёлых четырёхмоторных бомбардировщиков, G5N "Шинзан" (кодовое имя союзников "Лиз" ("Liz")) и G8N "Рензан" (кодовое имя союзников "Рита" ("Rita")), так и не оправдали своих ожиданий. Первый из них был готов уже в апреле 1941-го года, однако в серию не пошёл по причине низких лётных характеристик. Второй, значительно более совершенный, мог бы стать для союзников весьма неприятной неожиданностью, если бы его создание не затянулось, и авиационная промышленность Японии была в состоянии построить этот самолёт в существенных количествах. Однако ни того, ни другого не произошло. Флотская авиация так и осталась до конца войны без стратегических бомбардировщиков.

Попытки армейской авиации обзавестись тяжёлым стратегическим бомбардировщиком были ещё более слабыми. Однако они были, и факт этот не следует оставлять без внимания.

В мае 1943-го года фирма "Кавасаки" получила задание на разработку проекта дальнего четырёхмоторного стратегического бомбардировщика для армейской дальней бомбардировочной авиации. В задании указывались основные требования к самолёту: радиус действия не менее 4500 км, бомбовая нагрузка не менее 4000 кг и герметичная кабина. Поскольку "Кавасаки" была вплотную занята производством основного истребителя для армии Ки-61, то выделить какие-либо значительные мощности на реализацию этого проекта, компания была не в состоянии. Армейское руководство всё ещё не оценивало всерьёз значение стратегической авиации, а потому, проект получил самый низкий уровень приоритетности, а серийное строительство самолёта планировалось в отдалённой перспективе. Несмотря на это, конструкторами "Кавасаки" был разработан проект бомбардировщика, который одобрило командование армейской авиации. На "Кавасаки" не только приступили к строительству прототипа самолёта, но и стали готовить технологическую оснастку для серийного производства бомбардировщика.

Также как и появление в больших количествах G8N на флоте, появление Ки-91 могло стать для союзников неприятным сюрпризом. Однако этого не произошло. В феврале 1945-го года во время одного из очередных налётов американской авиации, была полностью разрушена технологическая оснастка и уничтожен прототип, который к тому времени находился на конечной стадии постройки. Вооружение самолёта должно было стать весьма внушительным. На прототип уже успели установить управляемые электродвигателями пушечные турели в носовой части, в верхней части фюзеляжа и в задних секциях по двум бортам. Вооружение одной турели состояло из двух 20-ти мм пушек. Также, согласно проекту, в хвостовой части прототипа планировалось установить турель вооружённую четырьмя 20-ти мм пушками. Такого мощного оборонительного вооружения не было в то время ни у одного бомбардировщика в мире! Однако планам не суждено было сбыться. После уничтожения значительной части дорогостоящего оборудования вместе с прототипом, руководство "Кавасаки" было попросту не в состоянии восстановить программу, и работы по ней были полностью прекращены. История сыграла с Ки-91 злую шутку - его прототип был уничтожен "сверхкрепостями" Б-29. Так бесславно закончилась так и не начавшаяся карьера первого стратегического бомбардировщика японской армейской авиации.

Характеристики Ki.91
Экипаж 8
Размеры
Размах крыла, м 48,00
Длина самолета, м 33,00
Силовая установка
4 × ПД Mitsubishi Ha-214 Ru, мощностью, л.с. 4 × 2500
Массы и нагрузки, кг:
Нормальная взлетная 58000
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 580
Крейсерская скорость, км/ч 360
Практический потолок, м 13000
Практическая дальность, км 10000
Радиус действия, км 4500
Вооружение
Восемь 20-мм пушек, бомбовая нагрузка, кг 4000
Фото Описание
Схема Ki.91

Схема Ki.91

G-10n1 Fugaku

Стратегический бомбардировщик

Накадзима

G-10n1 Fugaku

В 1944-1945 гг. для японцев стали настоящим стихийным бедствием налеты американской авиации. USAF собирали в одну ударную группу даже не десятки, сотни самолётов. Последствия от бомбардировок были просто катастрофическими, хотя японцы дрались с исключительной храбростью, временами нанося чувствительные эскадрильям В-17 и В-24, в худшую сторону положение поменялось с началом массового применения дальних бомбардировщиков В-29, которые без бомбовой нагрузки могли уйти на скорости от большинства японских перехватчиков. Однако не стоит думать, что ВВС Японии не желали иметь на вооружении подобные самолёты. Скорее наоборот, если вспомнить, то именно JIAF одними из первых перешли к эксплуатации тяжелых дальних бомбардировщиков-монопланов, купив в Германии лицензию на производство самолёта Junkers G.38. Его бомбардировочный вариант выпускался на заводах фирмы Mitsubishi под обозначением Ki-20, и до 1940 года составлял основу армейской авиации дальнего действия.

К началу японской агрессии против США и их союзников Ki-20 уже вывели в резерв. На смену ему готовили несколько перспективных проектов, по своим расчетным характеристикам не уступающим американскому В-17В. Бесспорным лидером в этом направлении была фирма Nakadjima. В апреле 1941 года начались испытания бомбардировщика G5N1 "Shinzan", построенного на базе многоцелевого американского самолёта Douglas DC-4Е. Как оказалось позднее, переделка не пошла на пользу DC-4 японский самолёт мало подходил для боевого использования и все его прототипы остались для тылового использования. Через два года был построен более мощный самолёт - G8N1 "Renzan" - на это раз японцы только использовали опыт американцев в конструировании тяжелых самолетов.

Немногим ранее инженеры Nakadjima, при участии офицеров из авиации флота, приступили к проектированию нового самолёта, разрабатываемого в рамках "программы Z". По замыслу создателей бомбардировщик должен был оснащаться шестью двигателями Nakadjima Ha-54-01 (5000 л.с.), нести мощное оборонительное вооружение и бомбовую нагрузку порядка 20 тонн. Геометрические размеры самолёта поражали - 40-44 метра в длину и 65-72 метра в размахе крыла. Взлетная масса оценивалась в 125-160 тонн.

G-10n1 Fugaku

Морскую авиацию этот самолёт весьма заинтересовал. В середине 1943 года руководство ВМФ выдало официальные требования на машину подобного класса, подкорректировав потолок до 15000 метров. Проект фирмы Nakadjima получил и новое обозначение - Морской Экспериментальный Тяжелый Бомбардировщик "Fugaku", к которому позднее прибавилось и чисто флотское G10N1. Забегая вперед скажем, что двигатели На-54-01 ещё только находились в стадии проектирования и реально могли быть подготовлены к серийному выпуску ближе к 1946 году. Сам прототип, по предварительным оценкам мог быть полностью достроен к зиме 1945 года.

Бодро начатое строительство огромных стапелей и элементов конструкции бомбардировщика было внезапно прекращено весной 1944 года. Руководству ВВС срочно понадобились производственные мощности под строительство истребителей, благодаря чему " программа Z" была закрыта. Примерно такая же картина наблюдалась и в Германии, где в течении 1944-1945 гг. были отвергнуты десятки проектов реактивных бомбардировщиков, часть из которых находилась на стадии изготовления рабочих чертежей. Немцы, правда, спохватились весной 1945 года, развернув постройку сразу нескольких прототипов разных фирм, однако время было безнадежно упущено и ни один из самолётов не был готов даже наполовину.

Японцы поступили похожим образом, демонтировав стапели и отправив готовые агрегаты G10N1 на слом. Ошибочность этого решения стала очевидной летом 1945 года, когда американцы заняли часть японских островов вблизи метрополии. Здесь здорово могли пригодиться G10N1 с их огромной бомбовой нагрузкой и большим потолком, одна эскадрилья которых могла бы запросто сравнять с землей любую базу противника.

Характеристики G10N1
Экипаж 6-8
Размеры
Размах крыла, м 63,00
Площадь крыла, м² 63,00
Длина самолета, м 40,00
Силовая установка
6 × ПД Nakadjima Ha-54-01, мощностью, л.с. 6 × 5000
Массы и нагрузки, кг:
Максимальная взлетная 122000
Пустого самолета 42000
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 780
Крейсерская скорость, км/ч 620
Практический потолок, м 15000
Практическая дальность, км 19400
Вооружение
десять 20-мм пушек Type 99 model 2, бомб, кг 20000

Источники

  • "Самолеты Японии Второй мировой войны." /О. Дорошкеквич/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/

05.08.2018

G5N, так и не принятый на вооружение, тем не менее, получил у союзников кодовое имя - «Лиз» (Liz), женское имя, присваиваемое только бомбардировщикам. Транспортное использование прототипов тяжелого бомбардировщика - расплата за низкие ЛТХ самолета.

27.04.2018

G8N Renzan - тяжелый четырехмоторный бомбардировщик, так и не ставший для императорской Японини спасительной суперкрепостью.
Высоким ЛТХ «Рензан» обязан, прежде всего, своему "ламинарному" крылу с малой площадью и силовой установке мощностью 8000 л.с.

28.04.2018

Интересно сравнить с попыткой немцев создать свой стратегический бомбардировщик Me 264, также неосуществленная программа из-за бомбардировок союзников и конца войны.