Авиация Второй мировой

Home English

C3N

C3N1
  • Многоцелевой разведчик
  • Первый полет: 1936
  • Накадзима

В соответствии с выпущенной в конце 1935 года штабом Императорского флота технической спецификации 10-Shi, требовавшей создания палубного ударного самолета (бомбардировщика-торпедоносца) и дальнего разведчика, Накадзима приступила к разработке двух палубных самолетов. Проект, имевший внутрифирменное обозначение "К" и впоследствии ставший B5N1, разрабатывался группой конструкторов под руководством Кацуми Накамура (Katsumi Nakamura). Вторая конструкторская группа, возглавлявшаяся Ясуда Фукуда (Yasuda Fukuda) работала над имевшим внутрифирменное обозначение "S" проектом самолета-разведчика.

Технические требования спецификации 10-Shi на самолет-разведчик включали максимальный размах крыла не более 14 м, длину не более 10 м; экипаж должен был состоять из трех человек, что было необходимо для навигации на обширных территориях океана. Максимальная скорость должна была превышать 200 узлов (370,4 км/ч), минимальная скорость - менее 60 узлов (111,12 км/ч), а дальность должнв была быть более 1200 морских миль (2222,4 км). Также в требованиях были отличный обзор и способность выполнять ночные полеты. Требования технической спецификации 10-Shi позволяли конструкторам выбрать один из двух типов двигателей - Nakajima Hikari или Mitsubishi Kinsei.

Обе конструкторские группы начали работать в начале 1936 года и проект "S", представлявший собой свободнонесущий цельнометаллический низкоплан, вскоре перехватил инициативу - Ясуда Фукуда взял за основу уже существовавший, но отвергнутый Армией проект легкого бомбардировщика Nakajima Ki-31. К чести компании Накадзима можно сказать, что группы инженеров тесно сотрудничали между собой и регулярно обменивались различными конструкторскими решениями и унифицируя различные узлы и детали, тем самым упрощая процессы производства и последующего ремонта в полевых условиях (в частности силовая установка на обоих самолетах была идентичной: в качестве силовой устаноки был выбран "родной" двигатель Hikari).

В октябре 1936 года первый прототип самолета-разведчика был завершен. Второй самолет этой серии вскоре также был готов, после чего оба самолета были переданы флоту для испытаний. Испытания с периодическими изменениями продолжалось около года, пока в сентябре 1937 года машина не была принята на вооружение как палубный самолет-разведчик тип 97 (C3N1).

Вскоре после поставки Флоту палубного ударного самолета и завершения ими палубных испытаний самолеты были отправлены в центральный Китай для оценки с точки зрения тактического применения. После двух месяцев работы бомбардировщик был официально принят на вооружение и стал палубным ударным самолетом тип 97 (B5N1). Его вспомогательным назначением стало выполнение разведывательных полетов, таким образом он мог выполнять функции палубного разведывательного самолета тип 97, и как следствие C3N1 в серийное производство запущен не был.

Два же C3N1 с 1937 по 1940 год в качестве разведчиков наземного базирования применялись в районе Шанхая и Ханькоу.

С 1937 по 1940 год оба C3N1 в качестве разведчиков наземного базирования применялись в районе Шанхая и Ханькоу.

Накадзима C3N1
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 13,95
Площадь крыла, м² 30,70
Длина самолета, м 10,30
Силовая установка
1 × ПД Nakajima Hikori, мощностью л.с. 800
Массы, кг
Пустого самолета 1805
Максимальная взлетная 3000
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 387
Практический потолок, м 6670
Практическая дальность, км 2278

Вооружение. Один стреляющий вперед 7,7-мм пулемет Typе 97 с боезапасом 500 патронов и один стреляющий назад подвижный 7,7-мм пулемет Typе 92 с боезапасом 485 патронов.

Фото Описание
Схема C3N1 Схема Накадзима C3N1

C6N Saiun

C6N Saiun
  • Палубный разведчик
  • Первый полет: 1943
  • Накадзима

C6N Saiun. 彩雲 «Сайюн» (Радужное облако). В ходе ведения боевых действий, когда американская авиация заметно повысила эффективность своих действий, возникла настоятельная необходимость принять на вооружение специализированный скоростной разведывательный самолет дальнего действия. Импровизированные разведчики из обычных палубных торпедоносцев уже перестали удовлетворять японское командование.

Весной 1942 года проектирование самолета, получившего войсковое обозначение C6N1 возглавили Ясуо Фукуда и Йосизо Ямамото. В качестве силовой установки выбрали новый 18-цилиндровый радиальный двигатель малого диаметра Homare-21 мощностью 1820 л. с., при проектирование особое внимание уделили чистоте аэродинамических форм. 15 мая 1943 года первый прототип C6N1 поднялся в воздух. Самолет показал неплохие летные характеристики, однако двигатель оказался ненадежным, к тому же он не развивал требуемой мощности на больших высотах.

Всего с марта 1943 по апрель 1944 года построили 19 самолетов, некоторые из них оснащались новым, более мощным двигателем Homare-21 с трехлопастным ВИШ вместо четырехлопастного. Наконец весной 1944 года самолет был направлен в серийное производство с новымм двигателем мощностью 1900 л. с.

Разведчик C6N1 оказался одним из лучших самолетов мира в своем классе. У союзников самолет получил кодовое обозначение Mirt.

Вооружение С6N. Один 7,7 мм пулемет на турели в конце кабины.

Высокая скорость и большая дальность полета позволяли «Саюнам» избегать встреч с большинством вражеских истребителей и вести разведку в отдаленных районах, где не ожидали появления японских самолетов.

Nakajima C6N1 C6N1-S
Экипаж 3 2
Размеры
Размах крыла, м 12,50
Площадь крыла, м² 22,50
Длина самолета, м 11,00
Высота самолета, м 3,96
Силовая установка
1×ПД Nakajima NK9H Homare-21
Мощность, л.с. 1×1900
Массы и нагрузки, кг
Пустого самолета 2968 3000
Max взлетная 5260 5262
Летные данные
Max. скорость, км/ч 606 610
Крейсерская скорость, км/ч 387 389
Max. скороподъемность, м/мин 736 846
Практический потолок, м 10740
Практическая дальность, км 5300 3080
Фото Описание

Схема палубного разведчика C6N1 Saiun

C6N1-S Saiun, 3D-295, ночной истребитель вооружен 30 мм пушкой тип 5

C6N-1S Saiun
Ночной истребитель

C6N Saiun

C6N-1S Saiun. Высокие характеристики нового самолета давали возможность приспособить скоростной разведчик для решения других задач. Так появились модификации C6N1-B Модель 21 бомбардировщик - торпедоносец, способный нести вместо подвесного топливного бака торпеду или 800 кг бомб, и C6N1-S Модель 21 - ночной истребитель для обороны Японских островов от налетов американских бомбардировщиков Б-29, вооруженный установленными в фюзеляже под углом 30 градусов одной 30-мм или двумя 20-мм пушками, аналогично немецким «Schräge music» (Шраге Музик - Джаз).

Вооружение С6N-1S Две 20-мм пушки Тип 99-II или одна 30-мм Тип 5. Летом 1945 года еще один разведчик, попавший на вооружение 302-го Ku., вместо пары 20-мм пушек получил одну 30-мм Тип 5. Обозначение модификации сохранилось.

Drawing C6N Saiun

Боевое применение. В то время, как палубные бомбардировщики-торпедоносцы C6N1-B оказались невостребованными, так как к моменту их создания почти все японские авианосцы уже были потеряны, то ночным истребителям C6N1-S удалось принять участие в боевых действиях. Построенные в малом количестве самолеты этого варианта стали самыми скоростными японскими ночными истребителями, правда, эффективность их применения существенно ограничивалась отсутствием поискового радиолокатора.

Всего было построено 463 самолета разных модификаций.

Подробно

Источники

  • "Авиация Японии." /А. Фирсов/
  • "Самолеты Японии Второй мировой войны." /О. Дорошкевич/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/