Aviation of Word War II

Home Russian

PV-1 "Ventura (Harpoon)"

Attack aircraft

Lockheed

Ventura Mk I

The interest of the Royal Air Force in the military version of the Lockheed 18 Lodestar led to the creation of an aircraft called the Ventura. Compared to the Hudson aircraft, the Ventura had more efficient weapons, higher payload, and more powerful engines. The aircraft entered service with the British Air Force on 3 November 1942.

The serial Ventura was a twin-engined cantilever monoplane. The vehicle was completely all-metal with a mid-wing.

Powerplant. On the "Ventura" were Pratt-Whitney R-2800-S1A4-G engines (1850 hp), on "Ventura" II and later modifications - R- 2800-SB2-G (R-2800-31, 2000 hp). Both are air-cooled, double-row star-shaped, 18-cylinder. They worked on 100-octane gasoline. The aircraft was equipped with three-bladed automatic propellers Hamilton Standard "Gidrometik" 23E-50-287 with a diameter of 3.23 m, wide-bladed type. The propeller pitch control is hydraulic.

The engines were powered by gasoline from tanks with a total volume of 2139 liters. The tanks were in the center section (between the nacelles and the fuselage) in front of and behind the main spar and in the consoles just behind the engines (behind the main spar). All tanks were integral and protected with an inner shell made of several layers of natural and synthetic rubber. During long-distance flights, two more metal-protected tanks were installed in the middle of the fuselage. Removable unprotected tanks, located in the bomb bay, with a capacity of 2953 liters, were introduced on the Ventura II.

The Ventura designers took care of the crew, providing a toilet, ventilation and cabin heating. It was ventilated with air taken from the incoming stream by small intakes on the fuselage. Heating was carried out by five Stuart Warner gasoline heaters.

The bomber had the most modern instrument and radio equipment by the standards of the late 30s. On board were an automatic radio compass, a Sperry A-3 autopilot, a whole set of gyroscopic instruments, and an interphone.

Each Ventura carried a camera. It was mounted on the port side behind the front door. It was used both as perspective (through the round window on the left) and as planned (through the hatch below). The device had a set of interchangeable lenses with different focal lengths.

Everyone except the radio operator was covered by the armored backs of their seats. The armored partition was also in front of the dashboard. Another sheet of armor protected the side of the stowage of lighting bombs in the cockpit. The visor of the cockpit and the lower window in the rear firing point were made of bulletproof glass.

Armament. The upper turret, compared to the Hudson, has been moved forward, placing it immediately behind the front door. Further to the tail, in the glazed lower ledge, was another machine-gun mount.

The Ventura was armed with two 12.7 mm and six 7.69 mm machine guns. Two Browning machine guns (7.69 mm) were in the glazed toe of the bombardier's cockpit. Ammunition was 375 rounds per barrel. These machine guns rotated only in a vertical plane and had two fixed positions: straight ahead and 25 ° down. Directly over the head of the bombardier, two large-caliber Colt Browning machine guns were stationary. They stood asymmetrically: the left one protruded slightly forward to place ammunition boxes one after another. Each box contained 125 rounds. These machine guns were hydraulically cocked, and fired when the pilot pressed a button on the steering wheel. The Boulton-Paul C top turret was taken from the Hudson without any changes. Her two Vickers machine guns had a stock of 500 rounds each. Except for the small areas behind the keel washers, she shot through the entire upper hemisphere. Two more "Browning" stood on the pivot at the lower firing point. They also had 500 rounds each. The trunks could rise 8 ° up and fall 70 ° down, turn 25 ° left and right. The radio operator fired these machine guns, he also reloaded them. The electric release of the upper and lower turrets was blocked if they were aimed at structural elements of the aircraft.

The Ventura carried its bomb load only inside the fuselage. The bomb bay was located under the cockpit floor, from the radio operator's seat to the trailing edge of the wing. There were seven bomb racks inside. For Ventura I the total load was limited to 1134 kg, for Ventura II - 1361 kg. The assortment of ammunition included high-explosive, armor-piercing high-explosive, fragmentation and depth charges of several types.

A total of 487 Ventura II aircraft were built, but only 166 of them were sent to the countries of the British Commonwealth (Great Britain, Canada and South Africa). 264 vehicles after the outbreak of the war in the Pacific were requisitioned by the US Army Air Force, they were operated as "Model 37" or R-37. Another 27 were taken by the navy, which designated them PV-3.

PV-2 Harpoon. The Ventura had many shortcomings, including - high landing speed, cramped bomb bay and the range for use in the Pacific Ocean I would like to have more. Work on the modernization of the PV-1 began in July 1942 under the general supervision of J. Wessell, lead engineer of the project was S. Forter. The new car was named "Model 15". She changed the design of the wing consoles behind the nacelles. The wingspan increased quite significantly - by 2.9 m, reaching 22.86 m. Almost the entire wing was filled with integral gas tanks. Together with additional tanks in the bomb bay and suspended on pylons under the planes, the aircraft now carried 7052 liters of fuel (230% of what the Ventura I had). This greatly increased the range. Even with the main tanks, the estimated flight range exceeded 2800 km. The increase in wing area was supposed to decrease the landing speed and increase the payload. The horizontal tail has acquired a rectangular shape, its area has increased significantly. The keel washers also almost doubled in width - this was how it was supposed to increase the directional stability and make it easier, if necessary, to fly on one engine. To increase the capacity of the bomb bay, its flaps were made strongly convex - the car acquired a characteristic "belly". Now inside it was possible to hang more bombs (up to 1814 kg) or two Tiny Tim missiles (only one was included in the PV-1 bomb bay). Underwing pylons for dropped tanks or additional bombs (up to 454 kg in caliber) were still preserved. Thus, the maximum bomb load of the new aircraft was 2722 kg. Under the planes were placed missiles - 8 HYP HVAR, as well as on the PV-1 of the last series. Small arms now consisted of nine large-caliber machine guns. Five were stationary in the nose of the fuselage, two on the upper turret "Martin" and two in the lower rear mount. The motors remained the same type (R-2800-31), but their hoods were slightly changed and equipped a new exhaust system, while the exhaust manifold outlet was moved back. We have also introduced more powerful, larger-sized oil coolers. Some changes were made to the equipment of the pilot's cockpit - made it more convenient and comfortable. The cockpit visor is now rounded rather than V-shaped. The first prototype of the aircraft, called the PV-2 "Harpoon", was laid down on November 8, 1943. From March 1944, the plant began to hand over the first production aircraft to military acceptance. The production of "Harpoons" was rapidly expanding, since May 1944 the production of old PV-1s ceased altogether.

On the last, 35th copy of PV-2D in September 1945, immediately after the news of the surrender of Japan, the production of "Harpoons" was stopped. A total of 3028 Ventura and Harpoon aircraft were manufactured (Hudson produced 2941).



Specification
PV-1 PV-2
Crew 4-5 4-5
Dimensions
Wing span, m 19.96 22.86
Wing area, m² 51.19 63.73
Length, m 15.77 15.87
Height, m 3.63 4.04
Weight
Empty weight 9 161 9 538
Loaded weight 14096 15272
Maximum takeoff weight 15 422 16 329
Powerplant
2 × PE R-2800- S1A-G SB2-G (31)
Power, hp 1850 2000
Performance
Speed, km/h maximum 518 454
at altitude, m 4205 4175
Cruising speed 274 275
Initial rate of climb, m/min 680 497
Service ceiling, m 8 015 7 285
Service range, km 2670 4715

Ventura in the USSR. Since January 1944, Ventura, based in the Aleuts, began bombing the northern Kuril islands of Shumshu and Paramushir. The main targets were Japanese facilities in Kataoka (now Baikovo) and Kashivabar (Severo-Kurilsk), as well as airfields.

These forward bases were well covered by anti-aircraft artillery and fighter aircraft. Many planes were damaged, after which they could not count on returning home. Then the knocked-out PV-1s (as well as aircraft of other types) turned to Kamchatka and landed at the local airfields or just in the tundra.

The first vehicles from the VB-135 squadron landed at the Yelizovo airfield on June 15, 1944 after a raid on Shumsha. First, R.Bona's PV-1 sat down with a damaged engine. A little later, the I-16 was brought to the airfield by the plane of the pilot Shuett, wandering over the tundra in search of a landing site. His tanks had been punctured and the fuel would not have been enough for the return trip to Attu.

Then "Ventura" appeared quite often. On July 24, J. Vivian's plane reached Kamchatka on one engine, fighting off Japanese fighters. Soviet I-16s drove off the Japanese and brought the PV-1 to Yelizov.

But not everyone was lucky. On July 20, the plane from VB-135 did not reach the airfield and landed right in the forest. On August 13, K. Lindell from VB-136 made it to the landing site, but, sitting down on one engine, missed and crashed into trees. On August 28, J. Dingle did not release flaps during landing (bullets pierced the hydraulic system, he was fired upon by Japanese fighters over the island of Onekotan), and he suffered an accident. On August 20, J. Coles (VB-136), with two damaged engines and a punctured hydraulic system, landed on his belly in the tundra - while landing his PV-1 exploded. On September 11, D. MacDonald from VB-135, hit by fighters, sat down in Petropavlovsk, but the landing gear broke, and the car was skipoted.

Some crews, reaching the Soviet coast, were thrown out with a parachute. This was done, for example, by J. Power's crew from VPB-131 on February 21, 1945.

According to the then Soviet-Japanese treaty of neutrality, American aircraft and their pilots were subject to internment. The pilots were transferred to the 60th NKVD marine border detachment. Then the way lay to the assembly camp for internment in Central Asia, and from there, through Iran, home to America. The planes remained in Kamchatka.

In total, from July 1944 to May 1945, eight PV-1s from the VB (VPB) -135, -136, -139 squadrons landed in various regions of Kamchatka. All of them had combat injuries of varying severity. Self-detonation devices placed on some secret equipment of the machines were not turned on by the pilots. The Ventura were carefully studied by officers of the 128th mixed division, based in Kamchatka, and by representatives of the Far Eastern Front's air force. Five of them have been completely restored. They were operated by the 128th division, although these aircraft were not officially on its staff. The PV-1s were mainly used to patrol the coast, and they flew quite a lot: for example, in January - February 1945, the Ventura made 62 sorties. In the documents of the division, the vehicles were listed as B-34. One "Ventura" was chosen by the divisional commander, Lieutenant Colonel MA Eremin - he flew on it on regiments scattered throughout Kamchatka. The further fate of these machines is unknown.

Photo Description
Drawing PV-1

Drawing PV-1

Drawing PV-2

Drawing PV-2

Ventura II AE854 EG-J 'Joybelle' of 487 RNZAF Squadron

Ventura II AE854 EG-J 'Joybelle' of 487 RNZAF Squadron with a bomb log showing 18 operations completed. On 28 March 1943 Venturas of 464 and 487 Squadrons damaged six ships in a raid on Rotterdam-Wilton and scored direct hits on three more. (Central Press)

Versions

  • A-29 Re-engined A-28; lendlease to RAF, 416
  • A-29A Re-egined A29 all lednlease to RAF. 384
  • Hudson Mk I RAF designation for civil airliner
  • Hudson Mk II As Mk I, different propellers
  • Hudon III Modified I. Additional armamnt different engines
  • Hudson IIIA RAF design for A29/29A.480
  • Hudson IV As Mk III, engines. 130
  • Hudson Mk IVA RAF designation for A28
  • Hudson VI RAF designation for A28A. 450 lendlease

Bibliography

  • "Encyclopedia of military engineering" /Aerospace Publising/
  • "American warplanes of World War II" /under cor. David Donald/

Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Lockheed Martin B-10/B-12 Martin 167 Martin 187 PBM Mariner Hudson Ventura Harpoon P-38 B-26 Фото и схемы Боевое применение B-26

PV-1 "Ventura (Harpoon)"

Морской ударный самолет

Lockheed

PV-1 Ventura из 1 - ой АГ средних бомбардировщиков ВВС Бразилии

PV-1 Ventura из 1 - ой АГ средних бомбардировщиков ВВС Бразилии

Интерес ВВС Великобритании к военному варианту Lockheed 18 Lodestar привел к созданию самолета, названного Ventura. По сравнению с самолетом Hudson, Ventura имел более эффективное вооружение, большую грузоподъемность, более мощные двигатели. Самолеты начали использоваться в ВВС Великобритании 3 ноября 1942г.

Серийная «Вентура» являлась двухмоторным свободнонесущим монопланом. Машина была полностью цельнометаллической со среднерасположенным крылом.

Силовая установка. На «Вентуре» I стояли моторы Пратт-Уитни R-2800-S1A4-G (1850 л.с.), на «Вентуре» II и более поздних модификациях- R-2800-SB2-G (R-2800-31, 2000 л.с.). И те и другие - воздушного охлаждения, двухрядные звездообразные, 18-цилиндровые. Работали они на 100-октановом бензине. На самолете стояли трехлопастные винты-автоматы Гамильтон Стандард «Гидромэтик» 23Е-50-287 диаметром 3,23 м, широколопастного типа, полностью флюгируемые. Управление шагом винта - гидравлическое.

Двигатели запитывались бензином из баков общим объемом 2139 л. Баки стояли в центроплане (между мотогондолами и фюзеляжем) перед и за главным лонжероном и в консолях сразу за моторами (за главным лонжероном). Все баки были интегральными и протектировались внутренней оболочкой из нескольких слоев натуральной и синтетической резины. При дальних полетах еще два металлических протектированных бака устанавливались в средней части фюзеляжа. На «Вентуре» II ввели съемные непротектированные баки, размещавшиеся в бомбоотсеке, емкостью 2953 л.

Конструкторы «Вентуры» позаботились об экипаже, предусмотрев туалет, вентиляцию и отопление кабины. Она проветривалась воздухом, отбираемым из набегающего потока небольшими заборниками на фюзеляже. Обогрев осуществлялся пятью бензиновыми калориферами «Стюарт Уорнер».

Бомбардировщик имел самое современное по стандартам конца 30-х годов приборное и радиооборудование. На борту были автоматический радиокомпас, автопилот Сперри А-3, целый набор гироскопических приборов, внутрипереговорное устройство.

Каждая «Вентура» несла фотоаппарат. Он монтировался по левому борту за входной дверью. Его использовали и как перспективный (через круглое окно слева), и как плановый (через люк снизу). Аппарат имел набор сменных объективов с различным фокусным расстоянием.

Все, кроме радиста, были прикрыты бронеспинками своих кресел. Бронеперегородка стояла также перед приборной доской. Еще один лист брони защищал сбоку укладку осветительных бомб в кабине. Козырек пилотской кабины и нижнее окно в задней стрелковой точке выполнялись из бронестекла.

Вооружение. Верхнюю турель, по сравнению с «Хадсоном», переместили вперед, расположив сразу же за входной дверью. Дальше к хвосту, в остекленном нижнем уступе, стояла еще одна пулеметная установка.

«Вентура» была вооружена двумя 12,7-мм и шестью 7,69-мм пулеметами. Два пулемета «Браунинг» (7,69 мм) стояли в остекленном носке кабины бомбардира. Боезапас составлял 375 патронов на ствол. Эти пулеметы поворачивались только в вертикальной плоскости и имели два фиксированных положения: прямо вперед и 25° вниз. Прямо над головой бомбардира неподвижно устанавливались два крупнокалиберных пулемета «Кольт-Браунинг». Стояли они асимметрично: левый чуть выдавался вперед, чтобы разместить друг за другом патронные ящики. В каждом ящике находилось по 125 патронов. Эти пулеметы взводились гидроприводом, а стреляли при нажатии пилотом кнопки на штурвале. Верхнюю турель Боултон-Пол С без всяких изменений взяли с «Хадсона». Два ее пулемета «Виккерс» имели запас по 500 патронов. Если не считать небольших зон за килевыми шайбами, она простреливала всю верхнюю полусферу. Еще два «Браунинга» стояли на шкворневой установке в нижней огневой точке. Для них имелось тоже по 500 патронов. Стволы могли подниматься на 8° вверх и опускаться на 70° вниз, поворачиваться на 25° вправо-влево. Стрелял из этих пулеметов радист, он же и перезаряжал их. Электроспуск верхней и нижней турелей блокировался, если они были прицелены на элементы конструкции самолета.

Бомбовую нагрузку «Вентура» несла только внутри фюзеляжа. Бомбоотсек располагался под полом кабины, начиная от места радиста и до задней кромки крыла. Внутри имелось семь балок бомбодержателей. Для «Вентуры» I общая нагрузка ограничивалась пределом 1134 кг, для «Вентуры» II - 1361 кг. В ассортимент боеприпасов входили фугасные, бронебойно-фугасные, осколочные и глубинные бомбы нескольких типов.

Всего построили 487 самолетов типа «Вентура» II, но только 166 из них отправили в страны Британского Содружества (Великобританию, Канаду и ЮАС). 264 машины после начала войны на Тихом океане реквизировали ВВС армии США, они эксплуатировались как «модель 37» или R-37. Еще 27 забрал военно-морской флот, обозначивший их PV-3.

PV-2 Гарпун. У «Вентуры» было немало недостатков, в том числе - высокая посадочная скорость, тесный бомбоотсек; да и дальность для применения на Тихом океане хотелось бы иметь побольше. Работы по модернизации PV-1 начались в июле 1942 г. под общим руководством Дж.Уэссела, ведущим инженером проекта являлся С.Фортер. Новую машину назвали «моделью 15». У нее изменилась конструкция консолей крыла за мотогондолами. Размах крыла увеличился довольно существенно - на 2,9 м, достигнув 22,86 м. Почти все крыло заполнили интегральными бензобаками. Вместе с дополнительными баками в бомбоотсеке и подвесными на пилонах под плоскостями самолет теперь нес 7052 л горючего (230% от того, что имела «Вентура» I). Это намного увеличивало радиус действия. Даже на основных баках расчетная дальность полета превысила 2800 км. Возрастание площади крыла должно было уменьшить посадочную скорость и увеличить полезную нагрузку. Горизонтальное оперение приобрело прямоугольную форму, его площадь существенно возросла. Почти вдвое увеличились по ширине и килевые шайбы - так предполагалось повысить путевую устойчивость и облегчить при необходимости полет на одном моторе. Чтобы увеличить емкость бомбоотсека, его створки сделали сильно выпуклыми - машина приобрела характерное «пузо». Теперь внутри можно было подвесить больше бомб (до 1814 кг) или две ракеты «Тини Тим» (в бомбоотсек PV-1 входила только одна). По-прежнему сохранялись подкрыльные пилоны для сбрасываемых баков или дополнительных бомб (калибром до 454 кг). Таким образом, максимальная бомбовая нагрузка нового самолета составляла 2722 кг. Под плоскостями размещались и ракеты - 8 HYP HVAR, как и на PV-1 последних серий. Стрелковое вооружение состояло теперь из девяти крупнокалиберных пулеметов. Пять стояли неподвижно в носу фюзеляжа, два - на верхней турели «Мартин» и два - в нижней задней установке. Моторы остались прежнего типа (R-2800-31), но их капотирование немного изменили и оснастили новой выхлопной системой, при этом выходной патрубок выхлопного коллектора сместили назад. Внедрили и более мощные, большие по размеру, маслорадиаторы. Некоторые изменения внесли в оборудование пилотской кабины - сделали ее более удобной и комфортабельной. Козырек кабины стал округлым, а не V-образным. Первый опытный образец самолета, названного PV-2 «Гарпун», заложили 8 ноября 1943 г. С марта 1944 г. завод начал сдавать военной приемке первые серийные самолеты. Выпуск «Гарпунов» быстро расширялся, с мая 1944 г. производство старых PV-1 прекратили вовсе.

На последнем, 35-м экземпляре PV-2D в сентябре 1945 г., сразу после известия о капитуляции Японии, производство «Гарпунов» остановили. Всего изготовили 3028 самолетов «Вентура» и «Гарпун» («Хадсонов» выпустили 2941).

"Вентуры" в СССР. C января 1944 г. «Вентуры», базировавшиеся на Алеутах, начали бомбить северокурильские острова Шумшу и Парамушир. Основными целями были японские объекты в Катаоке (ныне Байково) и Касивабаре (Северо-Курильск), а также аэродромы.

Эти передовые базы хорошо прикрывались зенитной артиллерией и истребительной авиацией. Немало самолетов получали повреждения, после которых не могли рассчитывать на возвращение домой. Тогда подбитые PV-1 (впрочем, как и самолеты других типов) разворачивались к Камчатке и садились на тамошних аэродромах или просто в тундре.

Первые машины из эскадрильи VB-135 приземлились на аэродроме Елизово 15 июня 1944 г. после налета на Шумшу. Сначала сел PV-1 Р.Бона с поврежденным двигателем. Чуть позже И-16 привел к аэродрому самолет летчика Шуэтта, блуждавший над тундрой в поисках места для посадки. У него были пробиты баки и горючего не хватило бы на обратный путь к Атту.

Затем «Вентуры» появлялись довольно часто. 24 июля самолет Дж.Вивиана дотянул до Камчатки на одном моторе, отбиваясь от японских истребителей. Советские И-16 отогнали японцев и довели PV-1 до Елизова.

Но не всем везло. 20 июля самолет из VB-135 не долетел до аэродрома и сел прямо в лесу. 13 августа К.Линделл из VB-136 дотянул до посадочной площадки, но, садясь на одном моторе, промахнулся и врезался в деревья. 28 августа у Дж. Дингла при посадке не выпустились закрылки (пулями пробило гидросистему, его обстреляли японские истребители над островом Онекотан), и он потерпел аварию. 20 августа Дж. Коулс (VB-136) при двух поврежденных моторах и пробитой гидросистеме приземлился на брюхо в тундре - при посадке его PV-1 взорвался. 11 сентября Д. Макдональд из VB-135, подбитый истребителями, сел в Петропавловске, но стойка шасси подломилась, и машина скапотировала.

Некоторые экипажи, дотянув до советского берега, выбрасывались с парашютом. Так поступил, например, экипаж Дж.Пауэра из VPB-131 21 февраля 1945 г.

По действовавшему тогда советско-японскому договору о нейтралитете, американские самолеты и их летчики подлежали интернированию. Пилотов передавали 60-му морпогранотряду НКВД. Дальше путь лежал в сборный лагерь для интернированных в Средней Азии, а оттуда через Иран домой в Америку. Самолеты же оставались на Камчатке.

Всего с июля 1944 г. по май 1945-го в различных районах Камчатки приземлились восемь PV-1 из эскадрилий VB(VPB)-135, -136, -139. Все они имели боевые повреждения различной тяжести. Устройства самоподрыва, размещенные на некотором секретном оборудовании машин, летчиками не включались. «Вентуры» тщательно изучались офицерами 128-й смешанной дивизии, базировавшейся на Камчатке, и представителями ВВС Дальневосточного фронта. Пять из них полностью восстановили. Их эксплуатировала 128-я дивизия, хоть официально в ее штате эти самолеты не состояли. Использевались PV-1 в основном для патрулирования побережья, причем летали они довольно много: например, в январе - феврале 1945 г. «Вентуры» совершили 62 самолето-вылета. В документах дивизии машины числились как В-34. Одну «Вентуру» облюбовал командир дивизии подполковник М.А.Еремин - летал на ней по полкам, разбросанным по всей Камчатке. Дальнейшая судьба этих машин неизвестна.

Характеристики
PV-1 PV-2
Экипаж, чел. 4-5 4-5
Геометрия
Размах крыла, м 19,96 22,86
Площадь крыла, м2 51,19 63,73
Длина самолета, м 15,77 15,87
Высота самолета, м 3,63 4,04
Массы
Масса, кг пустого 9161 9538
нормальная взлетная 14096 15272
максимальная взлетная 15422 16329
Силовая установка
Двигатель, 18 цилиндровый радиальный 2 X R-2800- S1A-G SB2-G (31)
мощность, л.с. 1850 2000
Лётные данные
Скорость, км/ч максимальная 518 454
на высоте, м 4205 4175
крейсерская 274 275
Скороподъемность м/мин 680 497
Практический потолок, м 8015 7285
Максимальная дальность, км 2670 4715

Модификации самолета "Ventura (Harpoon)"

  • Ventura Mk I - первоначальный серийный вариант для британского контракта, оснащенный двигателями Pratt & Whitney Double Wasp S1A4-G мощностью 1850 л.с.; несколько самолетов было впоследствии модифицировано в Великобритании для эксплуатации в береговом округе под обозначением Ventura GR.Mk I.
  • Ventura Mk II - похожий на самолет Ventura Mk I, но с бомбовым отсеком большей емкости и двигателями Pratt & Whitney R-2800-31 мощностью 2000 л.с.
  • Ventura Mk IIA - похожий на самолет Ventura Mk II, но с другим вооружением.
  • Ventura GR.Mk V - обозначение в ВВС Великобритании варианта самолета PV-1; впоследствии некоторые были модифицированы в транспортные самолеты с обозначением Ventura C.Mk V.
  • B-34 (позже - RB-34) - около 20 самолетов, реквизированных для ВВС США по ленд-лизу.
  • B-34А (позже - RB-34А) - обозначение 101 самолета, использовавшихся в ВВС США как учебно-тренировочные.
  • B-34В (позже - RB-34В) - 13 самолетов, использовавшихся для тренировок штурманов в ВВС США.
  • В-37 - вариант самолета с двигателями Wright R-2600-13 мощностью 1700 л.с.; построено 18 самолетов.
  • PV-1 Ventura - аналог Ventura Mk II, но с модифицированным бомбовым отсеком; позже некоторые самолеты были оснащены радаром перехвата воздушных целей.
  • PV-1P - несколько самолетов PV-1, переоснащенных для фоторазведки.
  • PV-2 Harpoon - вариант с крылом большего размаха для увеличения объема топлива, переделанным хвостовым оперением и другим вооружением.
  • PV-2C - обозначение 30 самолетов PV-2, использовавшихся для тренировок, после герметизации встроенных топливных баков во внешних отсеках крыла.
  • PV-2D - аналог PV-2, с измененным вооружением; поставлено 35 машин.
  • PV-2T - обозначение учебно-тренировочных самолетов PV-2.
  • PV-3 Ventura - обозначение 27 самолетов Ventura Mk II, переданных по британскому контракту.

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Локхид "Лоудстар", "Вентура", "Гарпун"." /Владимир Котельников/
  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/

©AirPages
2003-