Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты General Motors FM-1/2 TBM Фото и схемы Боевое применение TBM

TBM "Avenger"

Палубный торпедоносец

General Motors

TBF-1 Avenger, Grumman. © Михаил Быков

TBF-1 Avenger, Grumman.

TBM "Эвенджер" - выпускался на заводах Дженерал Моторс, поскольку производственные мощности фирмы Грумман были не достаточны. Завод в Трентоне в Нью-Джерси, входящий в Восточный авиационный филиал был определен как место производства TBF-1 Эвенджер, машинам этого предприятия присваивалось обозначение ТВМ-1 Эвенджер. В то же время завод в Линдене, Нью-Джерси должен был строить истребители F4F-4 Уайлдкет под обозначением FM-1 Уайлдкет. Заводы в Тарритаун, Блумфилде и Балтиморе должны были производить детали и узлы для обоих сборочных предприятий. Восточный авиационный филиал выпустил свой первый ТВМ-1, собранный из частей, поставленных фирмой Грумман, в ноябре 1942 года, еще два ТВМ-1 были выпущены в декабре (также из деталей и узлов поставленных Грумман). К марту 1943 года Восточный авиационный филиал начал производить свои собственные детали и узлы, из которых был собран тридцать один ТВМ-1.

Восточный авиационный филиал быстро увеличивал производство ТВМ, поставив семьдесят пять Эвенджеров в июне и сто в июле. В ноябре 1943 года объем производства достиг 215 ТВМ в месяц, а к 1945 году Восточный авиационный филиал достиг феноменального показателя - 350 самолетов в месяц. Рекордным месяцем производства ТВМ стал март 1945 года, когда Восточный авиационный филиал построил 400 самолетов за тридцать дней.

Грумман продолжал производство TBF-1 до декабря 1943 года, после чего сборка TBF в Безпедже была окончена (изготовлен 2291 самолет) и фирма Грумман полностью перешла на производство морского истребителя F6F-3 Хеллкет. С декабря 1943 года Восточный филиал стал единственным производителем Эвенджеров, и до окончания войны изготовил в общей сложности 7546 ТВМ, т.е. 77% процентов от всех произведенных Эвенджеров.

Силовая установка. 14-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения "Райт" R-2600-20 1900л.с. (1417 кВт), трехлопастной воздушный винт. Маслобак на 120 л располагался в отсеке двигателя. Три основных топливных бака были встроены в центроплан, средний бак 568 л в пределах фюзеляжа и два по 340 л в укороченных консолях центральной секции. Дополнительные сбрасываемые баки по 20 л закреплялись на наружных консолях крыла. Для полета на перегоночную дальность в бомбоотсек мог закрепляться сбрасываемый бак на 1040л.

Характеристики TBM
Экипаж 3 чел.
Размеры.
Размах крыла, м 16.51
Площадь крыла, кв м 45.52
Длина самолета, м 12.2
Высота самолета, м 5.00
Двигатель.
14-ти цилиндровый двухрядный радиальный Wright R-2600-20 Cyclone 1900 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 4783
Максимальная взлетная 8300
Летные данные.
Максимальная скорость, км/ч 430
Практический потолок, м 7150
Дальность полета, км 2500
Вооружение
2 x 12,7-мм пулемета в крыльях и один в турели, 7,62 мм пулемет вниз , бомб внутри, кг 1130

Модификации самолета "Avenger" TBM

  • TBM-1: подобен TBF-1, построено 550 экземпляров
  • TBM-1C: подобен TBF-1C, построено 2336 экземпляров
  • TBM-1D/E/J/L/P: подобен аналогичным TBF
  • TBM-2: модификация TBM-1 №24580, с двигателем XR-2600-10
  • TBM-3: модификация четырех TBМ-1C, с R-2600-20
  • TBM-3: основной серийный образец с R-2600-20 и сбрасываемыми баками или ракетами на крыле, всего построено 4657 экземпляров. Новый двигатель потребовал перепроектирования капота для обеспечения необходимого охлаждения и подвода потока воздуха к маслорадиатору двигателя, для чего в нижней «губе» капота было сделано специальное отверстие. Чтобы еще улучшить охлаждение, с каждой стороны капота было установлено по четыре дополнительных открывающихся створки жалюзи. Две нижние подвижные створки с каждой стороны капота были одинаковыми, а самая нижняя створка с каждой стороны имела вырез, для пропуска через нее выхлопной трубы. ТВМ-3 сохранил крыло с пулеметным вооружением от TBF-1C, с пусковыми ракетными направляющими Mk 5 «нулевой длины», ставшие к этому времени стандартными вместо используемых ранее рельсовых направляющих Mk 4. Приборы кабины были перекомпонованы, для облегчения пилотам проведения ночных полетов, освещение приборной панели могло изменяться от ультрафиолетового до инфракрасного.
  • TBM-3D: модификация с радаром AN/APS-3 в обтекателе на правой передней кромке крыла
  • TBM-3Е: модификация с усиленной конструкцией и радаром RT-5/APS-4 в контейнере под правым крылом. Чтобы еще повысить эффективность ТВМ-3, Восточный авиационный филиал Дженерал Моторс начал программу, по одновременному облегчению и усилению конструкции стандартного Эвенджера. Этот новый облегченный вариант самолета, весил почти на тонну меньше чем обычный ТВМ-3 и был запущен в производство под обозначением ТВМ-ЗЕ в конце 1944 года. Створки жалюзи для выхода воздуха на капоте двигателя у ТВМ-ЗЕ претерпели дальнейшее усовершенствование и стали одинакового размера без выемок, хотя самая нижняя створка все же имела вырез для выхлопной трубы. Выдвигающийся посадочный крюк был заменен невыдвигающимся узлом, размещенным снаружи прямо под хвостом (внешний посадочный крюк выступал за край руля направления и добавил целый фут к длине ТВМ-ЗЕ), задняя нижняя стрелковая точка была удалена. Пилон для подвески обтекателя радара AN/APS-4 разместили под правым крылом с внешней стороны пусковых ракетных направляющих Mk 5. Благодаря меньшему весу скорость ТВМ-ЗЕ увеличилась до 276 миль в час на высоте 16500 футов, а скороподъемность возросла до 2060 футов в минуту.
  • TBM-3Е2: модифицированный ТВМ-3Е с дополнительным радиоэлектронным оборудованием
  • TBM-3М: модификация с РЛС обнаружения аодводных целей
  • TBM-3J: подобен TBF-1J, модификация
  • TBM-3L: подобен TBF-1L, модификация
  • TBM-3M: модификация для исследования пуска ракет
  • TBM-3М2: модификация с дополнительным оборудованием
  • TBM-3N: модификация для специальных задач
  • TBM-3Р: модификация для фоторазведки
  • TBM-3Q: модификация для послевоенных исследований аппаратуры
  • TBM-3R: модификация для перевозки семи пассажиров
  • TBM-3S: модификации для противолодочного удара
  • TBM-3U: модификация для буксировки мишени
  • TBM-3W: модификация для радиолокационного дозора с радаром APS-20
  • XTBM-4: три вновь построенных самолета с усиленным крылом
  • Avenger Mk.1: британское обозначение TBF-1B, всего построено 402 экземпляра
  • Avenger Mk.2: британское обозначение TBМ-1, всего построено 334 экземпляра
  • Avenger Mk.3: британское обозначение TBМ-3, всего построено 222 экземпляра
  • Avenger AS Mk.4: британское обозначение TBM-3S, 100 экземпляров

Подробно

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
  • Война в воэдухе. Grumman. Avenger" /№ 98, 99/
  • CD энциклопедия "Военная авиация " /Media 2000/

©AirPages
2003-