Авиация Второй мировой

Home    English

TBD Devastator. Боевое применение.

На службе

На 1937год, в Военно-морском флоте США, было уже пять авианосцев (CV). Группы новых торпедоносцев поступают на борт только четырёх: «Саратога» (CV-3), «Лексингтон» (CV-2), «Йорктаун» (CV-5), и «Энтерпрайз» (CV-6), в кратчайший срок лифты и внутренние ангары должны были быть переоборудованы под габариты TBD-1. Пятый, «Рейнжер». первоначально не входил в планы по переоборудованию под базирование на нём TBD-1, потому, что имел слишком маленькую полетную палубу, чтобы на ней принимать TBD-1 (но, спустя некоторое время, палуба была изменена).

Первым дивизионом, получившей TBD-1 стал дивизион VT-3, базировавшийся на борту авианосца «Саратога» (CV-3). который получил первые машины 5 октября 1937 года. В течение двух месяцев дивизион получил все свои самолёты согласно штату: восемнадцать TBD-1. организованные в шесть эскадрилий из трех самолётов (бортовые номера с З-Т-1 по З-Т-18). Дивизион VT-3 стал первооткрывателем TBD для рядовых лётчиков, столкнулся он и с детскими болезнями нового самолёта. Складывающееся крыло с гидросистемой вызвало поначалу много проблем. Проблема была в том, что перед стартом, пилот должен был убедиться, что крыло зафиксировано. Складывающееся крыло TBD, будучи разложенным, блокировалось фиксирующим штырьком. Множество аварий в начале использования TBD было вызвано, тем, что иногда палубная команда забывала фиксировать крыло. Чтобы пилот видел из кабины, что штырёк стоит, на крыле стоял флажок, сигнализирующий, что крыл, зафиксировано, если флажок стоял, значит, крыло было заблокировано и самолету можно было взлетать. Один молодой пилот, забыл проверить фиксацию крыла, и в полёте одно крыло начало складываться. Самолёт, обернувшись вокруг своей оси, упал и разбился, пилот погиб.

В 1937 году, дивизион торпедоносцев VT-3 принимал участие в годовых учение Флота. Дивизион вылетел с «Саратога» и находясь в 100 милях от Пирл Харбора, усппешно атаковала учебные суда в гавани береговые цели на берегах острова Брол-Тактика, использованная дивизионом VT-была очень похожа на ту, которой японл придерживались через четыре года при атаке на Пирл-Харбор. Вскоре после окончания учений, в дивизионе VT-3 столкнулись с коррозией металла на поверхностях крыльев своих TBD-1 (из-за влияния соленой воды), и самолётам всей группе пришлось менять обшивку крыльев в начале 1938г.

Второй дивизион, получивший ТBD, был VT-2 с авианосца «Лексингтон». К апрелю 1938, дивизион получил двадцать самолетов TBD. Дивизион VT-5 с авианосца «Иорктаун» получал самолёты с февраля до июня 1938 года. Группе было поставлено двадцать TBD.

Учебные вылеты, даже в мирное время не всегда были удачные и аварии уменьшили число боеспособных TBD со 129 машин до 100. С вводом в строй двух новых авианосцев, «Хорнет» (CV-8) и «Уосп» - (CV-7), Военно-морской флот принял решение заказать дополнительно пятнадцать TBD. Эти самолёты должны были заменить разбитые в авариях самолёты.

Война в Европе подсказала Военно-морскому флоту, идею о начале образования двух дополнительных дивизионов TBD. Оба эти дивизиона, тем не менее, не были доукомплектованы даже после японской атаки на Пирл-Харбор. Торпедоносный дивизион VT-4, с авианосца «Рейнжер» (CV4), формально вошёл в состав авианосца 17 декабря 1941, а Торпедоносный дивизион VT-7 с авианосца «Уосп» - 26 декабря того же года. Первоначально считалось, что «Рейнжер» (CV4) слишком мал, чтобы быть вооружённым TBD. «Рейнжер» (CV4) не только не имел VT-4 на борту, но также не имел дивизион авиаразведки VS-41, проводящий разведку целей и наводящий на неё TBD. Два других дивизиона разведки, VS-71 и VS-72, были оснащены самолётами TBD вместо SB2U Vindicator. Вспомогательный дивизион VJ-3, имел единственный TBD (зав.№ 0342) очень недолго - с 19 марта по 4 апреля 1940 года после чего был передан на борт ремонтного судна флота «Ригель» (AR-11).

С августа по сентябрь 1940 года, Военно-морской флот провёл эксперимент с камуфляжем «Барклай» («Barclay»). Этот камуфляж, состоящий из острых ломаных полос разных цветов, был предназначен для затруднения вражеским зенитным расчётам правильно определять направление полета, размер и расстояние до самолёта. Множество TBD из VT-2 и VT-3 были окрашены в экспериментальный камуфляж для испытаний его эффективности. После испытаний, законченных в конце 1940 года, со всех самолётов удалили краску, и они были выкрашены в свой оригинальный цвет. Оказалось, что камуфляж «Барклай» был неэффективным. Тем не менее, испытания помогли Военно-морскому флоту в дальнейших разработках камуфляжных схем, которые были использованы в морской авиации США во время Второй Мировой Войны.

1 октября 1941, Секретариат Военно-морского флота официально присвоил имя TBD-1, и он стал называться Devastator (Разрушитель). Имена, присвоенные самолётам Военно-морского флота, были предназначены показать потенциальному противнику решительность американцев по защите демократии в мире. Имена достались пикирующему бомбардировщику SBD «Dauntles» (Бесстрашный) и истребителю F4F «Wildcat» (Дикий кот).

Авиаморской Тренировочный Центр использовал десять TBD как тренировочные машины на базе ВМС Пенсакола. Первый TBD прибыл в Пенсаколу в 1938 году. Эти самолёты несли различные цветные полосы на фюзеляже, а также кили, окрашенные в разные цвета. Эти десять самолётов предназначались для различных торпедных дивизионов, но желание ВМС собрать тренировочный дивизион и побыстрее начать подготовку пилотов, привело к такому пёстрому парку. На первых самолётах, кодовые номера самолётов указывали на принадлежность к дивизионам VT-4, VT-5, VT-8, VS-42, и VS-71. Спешка была ускорена требованием командования, привлечь все свободные самолёты на побережье Атлантики в участии Атлантического патруля Нейтралитета по наблюдению за немецкими подводными лодками. Как только патруль был отменён, самолёты были возвращены на базу для подготовки экипажей.

После Мидуэйского сражения в июне 1942 года, все TBD были переданы в Авиаморской Тренировочный Центр. Эти самолёты несли службу в Чикаго, Пенсаколе. Норфолке, и Майами. Несколько самолётов были использованы для проведения тренировочных полётов на учебных авианосцах «Лонг Исланд» и «Чаржер», преобразованные из пассажирских пароходов Больших Озер (Great Lakes). Эта служба Дивэстейторов была последней и закончилась в ноябре 1944 года, когда Военно-морской флот списал последний TBD, из состава Военно-морского флота.


В боях

В конце 1940 года события в Европе сделали очевидным тот факт, что рано или поздно, Соединенные Штаты будут вовлечены в мировую войну. Война на море Великобритании с Германией, и участие Японии в Пакте стран Оси вместе с Германией и Италией, убеждала президента Рузвельта, в принятии мер по усилению своего военного флота, путём расширения потенциала верфей для постройки новых военных и транспортных кораблей. Ещё в октябре 1939 года, он высказал идею расширения военно-морской базы на Гавайских островах, чтобы сократить время кораблям Тихоокеанской эскадры для пополнения запасов и ремонта в океане. Ремонт и обслуживание кораблей предполагалось осуществлять на базе в Перл-Харборе. До этого главная база кораблей Тихого океана находилась в Сан-Диего.

В Атлантике нейтралитет проводился под лозунгом «Америка показывает флаг». На самом деле, американские самолёты, наводили на обнаруженные ими немецкие подводные лодки, английские группы боевых кораблей... Первоначально TBD Патруля Нейтралитета были окрашены в довоенные яркие окраски: цвет фюзеляжа,- алюминиевый, крыло - оранжево-жёлтого цвета и окрашенные кили в различные цвета означающие принадлежность самолёта к какому-либо авианосцу. Единственная специальная маркировка была в размещении на носу самолёта национальных знаков различия США, как помощь в быстрой идентификации принадлежности самолёта к США.

Так как война в Европе разгоралась, и США было трудно скрыть свою помощь Англии, то Военно-морской флот решил, ввести новую схеьгу камуфляжа на все самолёты авианосного флота. По новой схеме камуфляжа, самолёт должен был быть окрашен в светло-серый цвет.

Военно-морской флот готовился к будущей войне, анализируя боевой опыт английского флота, и первое что сделали американцы, это удалили из крыла TBD надувные мешки. Это было мерой безопасности, чтобы не допустить попадания TBD в руки противника. Эти модификации были выполнены практически во всех TBD. В дивизионе VT-6 модифицировали «Дивестейторы», добавив вторую, наклонную антенну, сходящуюся с первой на вертикальном стабилизаторе.

Когда японская авиация атаковала Перл-Харбор 7 декабря 1941. ни один из авианосцев («Лексингтон», «Саратога», и «Энтерпрайз»), не были в гавани островов, и в течение двух месяцев, эти судна были практически единственными боеспособными кораблями США. на всём Тихом океане. Первый болезненый удар японцам, авианосцы нанесли налетами против японских баз на островах Кваджалейн,, Тароа, Маршаловых и цепи островов Гилберта и цепи островов атолла Джалуит. TBD из VT-6 с «Энтерпрайза» нанесли удар по острову Кваджалейн 1 февраля 1942 года, атаковав японские суда в гавани, группа торпедоносцев VT-5 авианосца «Иорктаун» атаковала остров Джалуит тем же утром. Проблемы с несрабатыванием торпед Мк XIII не позволили достичь полного успеха. В гавани острова Кваджалейн. дивизионом VT-6 был потоплен вооружённый траулер и повреждено семь других судов, группа без потерь вернулась на авианосец. В этот же день VT-6 вернулась на Кваджалейн с 225 кг бомбами и атаковало аэродром и склад горюче-смазочных материалов. Хотя уничтожение склада привело к значительному ущербу, но японский аэродром остался действующим.

VT-5 с «Иорктаун» атакуя остров Джалуит, потеряла четыре TBD. Два самолёта из VT-6 столкнулись в воздухе, другие два сели на воду после выработки топлива прямо в лагуну острова. Это были: самолёт, код 5-Т-10 (сер.№ 0298) пилот лейтенант Харлан Джонсон, штурман-бомбардир Чарльз Фошей и стрелок-радист Дэлзел и самолёт (сер.№ 1515) под управлением лейтенанта Хинга, штурман-бомбардир Старбл и стрелок-радист Стикер Вейндхем. Лейтенант Джонсон (позже дослужился до адмирала) оставил свои воспоминания о том вылете:

«Налёт на цепь островов атолла Джалуит был запланирован как вылет самолётов с максимального радиуса торпедоносцев до цели, сам старт был начат раньше из-за грозового фронта. Решение выпускать TBD было принято, несмотря на то, что авианосец выходил под ветер для запуска, имея скорость в 25 узлов и, несмотря на то, что SBD, имевшие значительно более большой радиус чем TBD, стояли на старте во второй волне запуска. Мы летели над первой цепью (восточной) островов атолла Джалуит в облачности и не видели что у нас внизу. Радиостанцией я воспользоваться не мог по двум причинам: во первых, мы соблюдали режим радиомолчания, чтобы японцы не смогли обнаружить нас раньше времени, а также не смогли бы по пеленгу передач с авианосца обнаружить наш авианосец, во-вторых, на высоте 150 .метров радиостанция самолёта не работала, а иногда мы снижались и до 50 метров. По нашим расчётам, цель была под нами, но, снизившись, мы цели не обнаружили. По прибою у острова я понял, что вышел на остров с другой стороны. Штурман Фошсун сообщил мне об ошибке, и я стал на правильный курс. После того, как мы достигли конца восточной цепи островов, я прикинул наше время прибытия на авианосец и понял, что мы будем в восьмидесяти или ста киллометрах до авианосца, когда у нас кончится топливо. Мы повернули к авианосцу, пока не обнаружили некоторые SBD. которые возвращались домой, и понял что нам не долететь. С тех пор как мы взлетели с авианосца «Йор- ктаун», связи не было, и поскольку я думал, что они не рискнут выслать крейсер, чтобы подобрать нас, я предложил экипажу свои предложения по поводу посадки. Я предложил приводнится в воду поближе к Джалу-ит и попытаться реквизировать лодку для нашего плаванья к авианосцу, или приводнится на воду в океане поближе к авианосцу и плавать в нём с надеждой, что кто-то нас подберёт. Ребята согласились, попытаться сесть возле Джалуит. Я нарушил радиомолчание и сообщил на авианосец, что я сажусь возле острова Джалуит. если мне ничего не посоветуют. Но радио молчало, и мы стали снижаться для посадки в лагуну Джалуит.»

После выброшенных за борт бомб, два самолёта совершили посадку в лагуне примерно в 100 метрах друг от друга. Оба экипажа добрались до берега, но были схвачены японцами, проведя остальную часть войны в плену. Налёты продолжались. За бомбардировкой острова Уейк, 24 февраля 1942 года, дивизионом VT-6 с авианосца «Энтерпрайз» (CV-6), пришла очередь островов Маркус, налёт на который был проведён 4 марта того же года. Самый крупный налет был проведён двумя авианосцами «Лексингтон» и «Йорктаун» против островов Лайе и Саламау в Новой Гвинее. «Лексингтон» и «Йорктаун» выпустили в воздух самолёты в семидесяти киллометрах от Новой Гвинеи, самолёты пересекли горы Оуен Стенли, устроив двум японским базам неприятный сюрприз. К сожалению, кораблей в гавани не было, кроме старого крейсера, на который сбросили двадцать три!!! торпеды самолёты групп VT-2 и VT-5, и только одна!!! торпеда поразила крейсер (6,000 тонн). Несрабатывание такого количества торпед было старой проблемой флота, так же выявился недостаток детонатора торпеды, чувствительность которого оставляла желать лучшего. Налеты, тем не менее, были важным фактором повышения морального состояния рядовых американцев, когда в прессе появились статьи под аршинными заголовками: «ПЕРЛ-ХАРБОР ОТОМЩЁН!!!».

Эти налеты обнажили недостатки TBD, скорость которого была недостаточна для 1941 года, в связи с повышением эффективности зенитного огня, недостатки торпед Мк XIII ещё более усложняли проблему. Недостаточная скорость сыграла негативную роль в судьбе TBD, который мог все еще быть эффективным оружием, но без истребительного прикрытия и при противодействии японских истребителей все преимущества самолёта терялись, и время это доказало. До битвы в Коралловом море и за Мидуей оставалось совсем немного времени.

Битва авианосцев в Коралловом море

Пока японцы захватывали острова в Тихом океане, в штабе Военно-морского флота США велась подготовка к нанесению удара по японским силам. Узнав о намерениях японцев, благодаря дешифрованному японскому коду, о вторжение в порт Морс-би (операция японцев «МО»), флот США принял к действию план о перехвате японских сил в море. Ударную силу операции по перехвату должны были составить четыре авианосца. Флот вторжения поддерживался тремя японскими авианосцами: тяжёлыми «Зуйкаку» и «Шокаку» и лёгким «Шохо».

Адмирал Честер У. Нимиц, командовавший Военно-морскими силами на Тихом океане, развернул авианосцы «Лексингтон» и «Йорктаун», для срыва японского вторжения. По плану адмирала, авианосец «Йорктаун» в составе 17 оперативной группы (всего 8 кораблей) под командованием контрадмирала Френка Д. Флетчера и «Лексингтон» в составе 11 оперативной группы (12 кораблей) под командованием адмирала Эбри Фитча, должны были соединиться в Коралловом Море в точке встречи около 400 км к западу от островов Новые Гебриды. Здесь они должны были поступить под командование контр-адмирала Френка Д. Флетчера и усилить 17 оперативную группу.

«Энтерпрайз» под вымпелом контр-адмирала Вильяма X. Хелси возвращался на базу Пирл Харбор после участия в охране авианосца «Уосп», участвовавшего в знаменитом налете Б-25 на Токио. По плану возвращения, авианосец должен был стать на ремонт и команда должна была отдохнуть перед следующими боями. Но время диктовало свои планы, авианосцу предписывалось быстро пополнить запасы и на полном ходу идти на соединение с 17 оперативной группой.

Командование было уверенно, что авианосцы двух оперативных соединений не смогут прибыть вовремя, чтобы занять ола-гоприятную позицию, из-за небольшой скорости всего 11 соединения, но Нимитц пошёл на риск, приказав «Лексингтону» идти в точку рандеву на полном ходу, оторвавшись от своего оперативного соединения. Такой риск был нужен, чтобы сорвать японское вторжение в Австралию.

Первая фаза боя началась 3 мая 1942 года, когда японские войска высадились на остров Тулаги. Когда Флетчер, получил эту информацию, то начал на «Йорктауне» подготовку к атаке японских сил вторжения. Пилоты из VT-5 склонились над картами предстоящей операции для атаки против японских военных кораблей и транспортов, временно оккупировавших остров Тулаги. 4 мая, VT-5, вместе с пикирующими бомбардировщиками SBD из VS-5 и истребителями прикрытия F4F из VF-5, начали атаку японских сил вторжения. Один эсминец был затоплен, а транспорт и множество гидросамолётов были уничтожены в порту, японцам пришлось прекратить высадку, и эвакуировать свои войска с острова.

6 мая, «Йорктаун» и «Лексингтон» соединившись, взяли курс на запад, чтобы установить засаду для японских авианосцев в проливе Ямард. Незамеченный на «Йоркта-уне», японский разведчик обнаружил два авианосца и предупредил силы японского флота. 7 мая, адмирал Хара, командир японской авианосной группы, запустил дополнительные самолёты для поиска, американских авианосцев. В 07.30. японский разведчик сообщил об обнаруженых авианосцах и крейсере. Адмирал Хара немедленно объявил о подготовке самолётов к налёту на эту цель. На самом деле, разведчики обнаружили танкер флота «Неошо» и миноносец «Симе».

После того, как были найдены «американские авианосцы», японцы начали атаку обеих судов. «Неошо» остановился весь объятый пламенем огне, а «Симе» после семи попаданий с японских пикирующих бомбардировщиков, утонул менее через минуту,. После десяти дней плавания на спасательных плотах, шестьдесят восемь моряков с «Симе» были спасены.

В первой половине дня самолёты с авианосца «Лексингтон» начали атаку: двенадцать TBD из VT-2, под командованием лейтенант-командера Д. X. Бритта, атаковали японский лёгкий авианосец «Шохо». Ни одна из попавших торпед не причинила смертельных разрушений авианосцу, хотя взрывом одной торпеды, сдуло в море пять японских самолётов стоящих на палубе «Шохо». После «Дивэстейторов» настала очередь пикирующих оомоардировщиков SBD «Даунтлес». Они начали атаку, под командованием командира дивизиона VF-2. капитана У. Б. Алта. Пока SBD начинали атаку на японский авианосец, десять TBD из VT-5 («Йортаун») прибыли к месту и также атаковали «Шохо».

«Шохо» в это время разворачивался под ветер, чтобы выпустить истребители для отражения атаки, и был отличной мишенью для торпедоносцев и пикирующих бомбардировщиков, так как старт самолётов с палубы требовал не менять скорость и держать прямой курс авианосца.

Бомбы, поразившие полетную палубу, превратили её в огненный факел, а несколько попаданий торпед оорт в районе котельной, снизили скорость авианосца. TBD из VT-2 прибыли после атаки пикировщиков и довершили разгром «Шохо». Дивизионами VT-2 и VT-5 было достигнуто семь попаданий торпед, a SBD добились тринадцати бомбовых попаданий.

Через сорок минут после атаки, «Шохо», стал погружался воды Коралового моря. Лейтенант-командер Р.Е. Диксон радировал на «Йортаун»: «ВСКРЫЛИ ОДНУ КОНСЕРВНУЮ БАНКУ. ДИКСОН АВИАНОСЦУ: ВСКРЫЛИ ОДНУ КОНСЕРВНУЮ БАНКУ.» Японский военно-морской флот потерял свой первый военный корабль и более девятьсот человек команды. Атака была полным успехом, из девяносто трех самолетов участвовавших в налете лишь три самолёта не вернулись на палубы (два TBD из VT-5 и один SBD из VS-5).

Рано утром, 8 мая, обе стороны запустили разведчиков. И почти одновременно обе стороны обнаружили друг друга. «Иор-таун» запустил в полёт тридцать девять самолётов - девять TBD, вместе с SBD, в сопровождении F4F, против двух японских авианосцев. Дивизион VT-5, ведомый лейтенантом-командером Джо Тейлором, защищенный истребителями Wildcat, начал атаку на «Шокаку» в 09.15. К несчастью, ни одна из торпед сброшенных TBD не попала в цель. Японский авианосец уклонился от медленных американских торпед Mk XHI. SBD из VB-5 достигли нескольких попаданий, и на борту корабля начался пожар, топливо из заправочных шлангов разлилось по полетной палубе «Шокаку». Одиннадцать TBD из VT-2 столкнулись с аналогичными проблемами, когда в результате своей атаки ни одна из торпед не взорвалась. Атака стоила VT-2 потере TBD, который, испытывая недостаток топлива, и будучи повреждён, сел в двадцати милях от «Лексингтона».

«Шокаку» потерял свыше 100 человек команды, но тем не менее, пожары были потушены в течении часа и авианосец был способен запускать и принимать свои самолёты.

Когда дивизион VT-2 прибыл после атаки к своему авианосцу, то оонаружил. что авианосец был повреждён японскими самолётами. В «Лексингтон» попало две торпеды, а в «Йортаун» попала бомба в район ниже палубы. Когда японская атака кончилась, то «Лексингтон» горел и стоял, потеряв ход. С японских самолётов сообщили на свои авианосцы, что они потопили один американский авианосец и сильно повредили второй. Эти сообщения были отчасти преждевременными. «Лексингтон» быстро потушил пожары и теперь шёл с небольшой скоростью, пока инженеры исправляли повреждённый вал. На «Йортаун» единственный удар не вызвал серьезного ущероа и он был готов к боевым действиям. Оба авианосца восстанавливали свои палубы после атаки, и готовились начать атаку против японских авианосцев.

В 12.45. «Лексингтон» вздрогнул от мощного внутреннего взрыва, это взорвались пары бензина скопившиеся под палубой на второй палубе. Этот взрыв вызвал очаги пожаров по всему кораблю ниже второй палубы. Пока пожарные команды боролись с пламенем, «Лексингтон» продолжал набирать ход и давал уже двадцать пять узлов. В 17.07.. адмирал Фич понял, что авианосец обречен и была отдана команда экипажу, покинуть корабль. Капитан Шерман, командир авианосца был последним, кто покинул корабль. «Лексингтон» продолжал гореть, и так как наступала ночь, то в 22.00., адмирал Флетчер приказал эсминцу «Филпс» добить агонизирующий корабль. Когда «Лексингтон» тонул, то вместе с ним ушли под воду и все TBD из VT-2.

Потеря «Лексингтона» вынудила адмирал Флетчера, приостановить его план атаковать японские авианосцы и 17 оперативная группа установила курс на юго-восток к островам Ноума. К счастью, японское командование не повторило удар по «Йортаун», поверив своим пилотам, что они потопили его.

Итог борьбы в Коралловом море для США стоил потери одного вспомогательного корабля и одного авианосца. Для японцев потеря составила один лёгкий авианосец. Хотя практическая победа была на стороне Японии, они не воспользовались ей и отменили вторжение в порт Морсби. Результатом боя стала стратегическая победа Америки. К тому же, миф о Японском духе и непобедимости был развеян, дав Америке важную психологическую победу.

Мидуэй

Битва за Мидуэй стала последней боевой операцией для TBD. Уже было принято решение снимать TBD с авианосцев и заменять их самолётами-торпедоносцами фирмы «Грумман» (Grumman) TBF «Ауег^ег»(Мститель), как только заводы фирмы дадут достаточное количество TBF флоту. Дивизион VT-8 на авианосце «Хорнет» (CV-8) уже начал программу переподготовки на новую машину. Дивизион VT-8 была разделен - половина, оставшаяся на базе ВМС в Нофолке. начала первой переобучение на TBF «Авенджер», тогда как вторая часть группы вышла в море на борту «Хорнета» (CV-8), все ещё оснащенная TBD.

Шифровальный отдел Военно-морского флота предупредил адмирала Нимица. что следующее японское вторжение будет осуществлено на остров Мидуэй. Японское командование планировало атаку в надежде лишить США базы военного флота на Тихом океане. После потери Мидуэя американцы не смогли бы в должной мере контролировать Тихий океан как раньше. Зная это. Нимиц запланировал свою собственную ловушку для японского флота, сконцентрировав свои авианосцы («Йортаун», «Хорнет», и «Энтерпрайз») к северу от Мидуэя, в точке (названной как «Счастливая Точка»), хтя перехвата ударных вражеских соединений.

Дивизионы на борту трёх авианосцев готовились к предстоящей битве. Командир дивизиона VT-8. распорядился, чтобы задние стрелки дивизиона TBD были вооружены спарками пулемётов калибра 7,62 на старых турелях. Предложение об установке спарки пулемётов первоначально было предложено для вооружения группы SBD на авианосце «Хорнет». но лейтенант-командер Джон Вальдрон хотел, чтобы у TBD шансов выжить в воздушном бою стало больше, если его стрелки получат ещё один пулемёт к одному имеющемуся. Две другие группы торпедоносцев - VT-6 с «Энтерпрайза» (CV-6) и VT-3 с «Йортауна» (CV-3), полетели в атаку со стандартным вооружением.

Первые выстрелы боя произошли 4 июня 1942 года, когда японские корабли идущие к острову Мидуэй, обстреляли патрульный PBY-5 «Каталина» (Catalina), который обнаружил их и передал на базу данные о курсе японской эскадры. Шесть TBF из VT-8 стартовали с острова, чтобы атаковать японскую эскадру. Вместе с ними взлетели армейские бомбардировщики В-17 и самолёты корпуса морской пехоты SB2U. В первом случае, удары Авенджеров не достигли цели, мало того, из шести машин вернулась только одна.

В 07.00 с авианосцев «Энтерпрайз» (CV-6) и «Хорнет» (CV-8) запустили дивизионы торпедоносцев в бой на пределе радиуса действия «Дивэстейторов», и всем было понятно, что самолёты не смогут вернутся на свои авианосцы, и им придётся садится на Мидуэй. В дивизионе VT-6 на цель шло четырнадцать TBD, а в VT-8 - пятнадцать. Для пилотов VT-8, взлёт с торпедой был первым боевым вылетом, тем не менее, все самолёты взлетели с авианосца «Хорнет» благополучно. TBD взлетали последними после SBD, но вылет был задержан на сорок минут. SBD пошли к цели сами, без медленных «Дивэстейторов». Наконец и TBD взлетели и пошли на встречу с японским флотом вторжения.

Торпедоносцы летели на низкой высоте для лучшего захода для сброса торпед, истребители F4F из VF-6, шли вверху, защищая торпедоносцы сверху. VT-6 и VF-6 имели условный сигнал, для помощи TBD, если они окажутся под огнём авиапатруля прикрытия японских сил, к несчастью, TBD из VT-8, из-за ошибки истребителей сопровождения оказались под охраной F4F из VF-6. Сами же истребители F4F, не зная условного сигнала, из VF-8, стали сопровождать торпедоносцы из VT-6. В 09.30., Вальдрон увидел неприятельский авианосец и повел свою группу в атаку на авианосец «Kara». Пятнадцать TBD были разделены на две группы: восемь самолётов в одной и семь в другой. Налёт дивизиона VT-6, на авианосец, происходил с двух сторон на пересекающихся курсах, не оставляя кораблю шансов от уклонения торпед сброшенных с самолётов.

Почти немедленно, «Дивэстейторы» были перехвачены истребителями А6М «Зеро» (Zero), японского воздушного патруля. Поодиночке расстреливаемые, TBD шли в атаку, находясь под атаками японских истребителей, которые загоняли торпедоносцы в воды Тихого океана, как гвозди в крышку гроба. И только один TBD (сер.№ 1518), пилотируемый первым лейтенантом Джорджем Гэем, был единственным, сбросившим торпеду в сторону авианосца. Джордж Гэй после сброса торпеды опустил самолёт ещё ниже, чем спас его от атак истребителей, но зенитная артиллерия авианосца стала вести по нему огонь. Удача была на его стороне, и он смог вернутся на авианосец. Его экипаж стал единственным уцелевшим из VT-8.

VT-6 начал атаку на несколько минут позже после VT-8. лейтенант-командер Линсдей разделил свои четырнадцать TBD также на две группы и начал маневр, чтобы произвести атаку на «Kara». Чтобы достигнуть авианосца, группа TBD из VT-6 должна была проникнуть через внешний заслон из лёгких крейсеров, растянувшихся в радиусе от «Ката» около двадцати - двадцати пяти километров, и через внутренний заслон тяжелых крейсеров и линкора, которые шли в радиусе около десяти киллометров. «Дивэстейторы», прошли мимо японских кораблей, маневрируя, чтобы удержаться на курсе к главной цели - авианосцу «Kara». Время подлёта к расчётной точке сброса торпед текло медленно. Как только TBD проникли во внешний радиус японских кораблей, они сразу были атакованы истребителями «Зеро». Трагедия повторилась... Только четыре «Дивэстейтора» достигли цели, и сбросив торпеды, разделили участь своих братьев из VT-8. Пока «Зеро» расправлялись с «Дивэстейторами», истребительная группа VF-6 оставалась высоко в небе, ожидая сигнал о помощи от торпедоносцев, но сигнал не приходил.

Лейтенант Роберт Лауб, успешно сбросивший торпеду в японский авианосец, разворачиваясь, уходил домой. И тут он услышал радостные вопли своего стрелка - это SBD из VB-5 и VB-3 выходили из атаки на авианосцы. Они оставляли после себя три горящих палубы японских авианосцев и чудовищной силы взрывы от детонации всего того, что могло взрываться. Благо на палубах авианосцев перед атакой, самолёты ударных сил стояли вперемешку с самолётами патруля, севшими для дозаправки, также палубы были заставлены торпедами и бомбами, с подвеской которых адмирал Нагумо не мог определиться. Америке опять ПОВЕЗЛО!!! Одновременный выход трёх групп пикировщиков на три разные цели был результатом не тщательно спланированного плана, а целой цепью роковых случайностей, которые привели флот Америки к победе.

До атаки SBD, ещё двенадцать TBD из VT-3 вместе с семнадцатью SBD из VB-3 и шесть F4F из VF-3 прибыли к японской флотской эскадре. Как только TBD начали атаку, сразу был утерян контакт с VB-3, похоронив план согласованной атаки. Торпедоносцы под командой лейтенанта-коман-дера Масси, сразу были перехвачены восемью «Зеро» в пятнадцати милях от авианосца. Вражеские истребители атаковали торпедоносцы сверху с высокого угла атаки, пули прошивали «Дивэстейторы» и они поодиночке, падали в океан. В течение короткого времени семь из двенадцати TBD были сбросили свои «окурки» на «Сорю», но авианосец легко уклонился от торпед Мк XIII. Три TBD, сбитые прямо в атаке, упали в воду и только два самолёта с обалдевшими экипажами, вернулись на «Энтерпрайз».

Из сорок одного TBD, взлетевшего с палуб авианосцев, только шесть вернулись на свои авианосцы, один из них с раненым экипажем, промахнувшись при посадке, упал за кормой «Энтерпрайза». Итоги боя были неутешительны, как для судьбы самого самолёта, так и для торпеды Мк XIII которой был вооружён TBD. TBD оказался слишком медлительным для боёв 1942 года, чтобы успешно отбиваться от атак скоростных японских истребителей. Без истребительного прикрытия. TBD, были обречены на гибель.

Жертвы трех групп VT были не напрасны. Лейтенант-командер Уэйд Мак Клуски в чистом от истребителей небе повёл тридцать семь пикирующих бомбардировщиков с «Энтерпрайза» в атаку на авианосец «Акаги». Другая группа пикировщиков из VB-3 с «Йортауна» атаковала следующий авианосец, им оказался «Сорю».

Группа пикировщиков из VB-8 с «Хорнета» атаковала авианосец «Kara».

Удар первого SBD по «Акаги». вызвал огонь среди самолётов на полетной палубе, следующая бомба прошла сквозь передний лифт судна, взорвавшись среди уложенных торпед на палубе ангара под полётной палубой. Ещё четыре бомбы попадают в «Ката», проникая в подпалубный ангар и детонируя бомбы и торпеды авианосца. VB-3, под командованием лейтенант-командера Максвела Е. Лесли, поразила «Сорю», сценарий тот же - бомбы проникают в полетную палубу и взрываются в ангаре среди самолётов с полными баками, с торпедами и бомбами на борту, словом второй плавающий ад. лейтенант Гай со сбитого торпедоносца, плавающий в воде, видел уничтожение трех авианосцев Императорского японского Военно-морского флота и чувства гордости за атаку пикировщиков переполняли его. Это была месть пикировщиков за шестнадцать сбитых самолётов-торпедоносцев.

Но японцы ещё до нападения на их авианосцы, успели поднять ударные группы для удара по американским авианосцам. Первая волна японской атаки вызвала на «Йортаун» пожары, которые удалось погасить и вернутся к боевой работе в короткий срок. Вторая волна атаки была осуществлена шестью бомбардировщиками-торпедоносцами «Кэйт» (Kate). Два «Кэйта» были сбиты, не долетев до точки сброса торпед, но четырём удалось сбросить торпеды с 400 метров. Поврежденный «Йортаун» был слишком медлительным, чтобы уклониться от торпед и две торпеды поразили его в борт. Так как «Йортаун» стал крениться, капитан Бакмайстер. понял, что корабль обречён.

Пока шла атака на «Йортаун», его разведка из десяти SBD, которые были запущены ранним утром, обнаружили «Хирю». «Энтерпрайз» немедленно выпустил двадцать четыре SBD. которые атаковали последний японский авианосец в 17.00. Четыре бомбы поразили полетную палубу оставив корабль в огне. Он остался на плаву до следующего дня, пока не был добит своим миноносцем. Ценой в пятьдесят самолётов и авианосца «Иортаун», Военно-морской флот США уничтожил четыре японских авианосца - гордость Японского Военно-морского флота. В полночь 5 июня 1942 года, адмирал Ямамото послал, на флот вторжения, сигнал: «Высадку отменить».

Последней операцией в битве за Мидуэй, для TBD. стало потопление, 6 июня, японского тяжелого крейсера «Микума». Крейсер, накануне, был поврежден в столкновении с однотипным «Могами». Их движение было обнаружено американской подлодкой. Адмирал Спрюэнс приказал, чтобы первым начал атаку дивизион с «Энтерпрайза», цель - атака двух японских крейсеров. Три последних TBD из VT-6 составили часть ударной группы, которая атаковала «Микума» и «Могами». После атаки TBD и SBD, «Микума» остановился, объятый пламенем и через некоторое время затонул. «Могами» был сильно был поврежден и добрался до базы на острове Трук, но тем не менее, ремонт корабля длился почти год.

После битвы за Мидуэй, стало ясно, что самолёт TBD как бомбардировшик-торпедоносец морально устарел для ударного самолёта первой линии. Бои выявили все уязвимые места TBD и было рекомендовано, чтобы все TBD были заменены на TBF. Лейтенант Лауб, единственный оставшийся в живых лётчик из трёх дивизионов VT, подал рапорт со своими соображениями по дальнейшей судьбе «Дивэстейторов» и анализ его слабых сторон. В них называлось пять основных причин, по котор самолёт не годился для дальнейшего использования: 1) искусное маскрирование японских кораблей позволяет им уклонится от торпед, сброшенных в расчётной точке, для удачного попадания следует сбрасывать торпеду с расстояния вдвое меньшей, чем в настоящий момент, 2) перехват истребителями «Зеро», которые за счёт большой скорости имели много времени, чтобы атаковать TBD по несколько раз, 3) несогласованность с дивизионами пикирующих бомбардировщиков, 4) несогласованность с дивизионами истребителей прикрытия, и 5) плотный зенитный огонь с судов сопровождения и вражеских крейсеров. TBD были слишком медлительными, чтобы преодолевать огонь истребителей и зенитной артиллерии. Он также отметил, что, хотя он летал на TBD около чеырех лет до войны, он никогда не сбрасывал торпеду с самолёта.

После борьбы за остров, оставшиеся TBD были сняты с передней линии. Дивизион VT-7 был перевооружён TBF прежде, чем авианосец «Уосп» передан на Тихий океан. VT-4 на борту «Рейнжер» использовал TBD в патрулях в Карибском море до августа 1942 года, после чего дивизион TBD передали на подготовку экипажей торпедоносцев на берегу.

TBD использовались, как тренировочные в Корпусе Кристи, штат Техас до конца 1942 года. На базе ВМС в Майами, TBD содержались ж конца 1943 года. Другие службы на базе Гленвейв, использовали TBD до 1944 года, а в Далгрине до августа 1944. Последний TBD был списан с баз ВМС в ноябре 1944 года.

В течение шести лет с тех пор как TBD поступил на флот, самолёт успел морально устареть и не годился для современной войны, безнадежно отставая от японских самолётов подобного класса. Таковы были темпы прогресса, в авиации в конце 30-х начале 40-х годов.

Источники

  • " TBD Devastator " /Война в воздухе № 130/