Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Douglas TBD A-20 SBD-1/2 A-24/SBD SBD-5/6 A-26 C-47 C-54 Фото и схемы Боевое применение TBD A 20 В СССР A 20

TBD "Devastator"

Бомбардировщик-торпедоносец

Douglas

Торпедоносец TBD-1 «Девастейтор» из эскадрильи VT-2 с авианосца «Лексингтон» © Михаил Быков

Торпедоносец TBD-1 «Девастейтор» из эскадрильи VT-2 с авианосца «Лексингтон»

TBD-1 «Девастейтор» (Devastator - «опустошитель») TB - Torpedo Bomber. Вначале 1934 г. ВМС США начали конкурс проектов нового самолета-торпедоносца для авианосцев США, в частности для авианосца «Рейнджер», который должен был войти в состав флота в этом году. После изучения полученных предложений, прототипы были заказаны у компании «Дуглас» и корпорации «Грейт Лэйкс Эркрафт» (Great Lakes Aircraft Corporation). Дуглас XTBD-1 представлял собой первый палубный моноплан для ВМС СУПА. С другой стороны, XTBG-1 корпорации «Грейт Лэйкс Эркрафт» (построен один прототип) стал последним торпедоносцем-бипланом, представленным ВМС США.

Прототип XTBD-1, впервые взлетевший 15 апреля 1935 г., имел довольно обычную конфигурацию и конструкцию. Свободнонесущий низкоплан имел крыло, складываемое приблизительно в середине консоли. Конструкция цельнометаллическая, рулевые поверхности покрывались полотном, а дюралевая обшивка крыла, за исключением корневой части и законцовок, была гофрированной (единственный «пережиток» 20-х годов).

Фюзеляж типа полумонокок имел бомбоотсек, в котором можно было разместить торпеду или большую бронебойную бомбу. Трехстоечное шасси с хвостовым колесом имело убирающиеся основные стойки, их колеса в убранном положении наполовину выступали из нижней поверхности крыла. Такая схема уборки обеспечивала по замыслу конструкторов большую безопасность при вынужденной посадке на фюзеляж. Тормозной гак был установлен впереди хвостового колеса.

Силовая установка прототипа состояла из звездообразного двигателя «Пратт-Уитни» XR-1830-60 мощностью 800 л.с. (597 кВт). Кабина предусматривала размещение под длинным прозрачным фонарем со сдвижными секциями экипажа из трех человек: пилота, штурмана-бомбардира и стрелка, сидевшим друг за другом.

В воздухе «Девастэйтор» с его крылом большой площади вел себя прекрасно и обладал неплохой для своего класса маневренностью. Эффективные закрылки позволяли выдерживать посадочную скорость порядка 100 км/ч, что делало приземление на палубу доступным даже неопытным летчикам. Максимальная скорость XTBD-1 без наружных подвесок составляла 322 км/ ч. Если же полет выполнялся с торпедой, то скорость падала почти в два раза до 200-210 км/ч, а с бомбами эта цифра получалась лишь чуть-чуть выше. Дальность полета с торпедой и бомбами достигала 700 км и 1126 км соответственно, а потолок составлял 6000 м. Такие данные для 1935 года они были вполне приемлемы, но к началу Второй мировой самолет уже устарел.

Вооружение. Из стрелкового вооружения запланировали сначала установку двух 7,92-мм пулеметов «Кольт Браунинг» М2. Одним пулеметом в кольцевой турели управлял стрелок-радист, обороняя заднюю полусферу. В обычном полете этот пулемет был утоплен в фюзеляж, а при необходимости стрелок открывал сверху специальные створки, отодвигал свою секцию фонаря вперед и занимал оборону. Второй пулемет, огонь из которого вел пилот (пользуясь телескопическим прицелом Мк.III), стоял в фюзеляже перед кабиной справа и имел синхронизатор для стрельбы через винт. В дальнейшем с началом боевой эксплуатации стрелковое вооружение усилили и на некоторых машинах сзади ставили спарку "Браунингов", а часть самолетов имела спереди два крупнокалиберных ствола по 12,7 мм. Недоведенная и не вполне надежная торпеда Мк.XIII вызывала много нареканий. После сброса и входа в воду торпеда слишком медленно набирала скорость, и японские корабли успевали сманеврировать и избежать попадания, при попадании же в цель у нее не всегда срабатывал взрыватель. Кроме внутренней навески торпеды предусматривалась и наружная пожвеска устаревшей торпеды типа Mk.VIII. По бокам от узлов навески торпеды имелось два держателя для пары бомб по 500 фунтов (227 кг), естественно при их навеске торпеда уже не устанвливалась.

Первые испытания прототипа прошли так хорошо, что уже через девять дней после первого полета фирма «Дуглас» была способна передать его ВМС США для войсковых испытаний.

Боевое применение. Первой эскадрильей ВМС США, получившей TBD-1 (5 октября 1937 г.), оказалась VT-3. Эскадрильи VT-2, VT-5 и VT-6 были вооружены ими в течение следующего года. TBD-1 оставался на вооружении передовых частей ВМС до окончания сражения у атолла Мидуэй. Во время атаки японской авиации на Pearl Harbor были уничтожены 69 самолетов, а оставшиеся были распределены между авианосцами и принимали участие в боевых действиях до первой половины 1942 года. Печальный конец постиг эти самолеты в битве при Медуэе между 4 и 7 июня, когда оставшиеся Devastator (36 из 41), с авианосцев Hornet и Enterprise были уничтожены в бесполезных атаках на японский флот. Последнюю боевую операцию на Тихом океане TBD-1 провели 6 июня 1942 года, когда немногие уцелевшие торпедоносцы с «Энтерпрайза» вместе с пикировщиками атаковали два поврежденных в столкновении японских крейсера «Микума» и «Могами», сумев потопить один из них. Чудовищные, по американским меркам, потери торпедоносцев у Мидуэя окончательно и бесповоротно подорвали доверие к «Девастэйтору». Однако сегодня не является очевидным, что недостатки самолета привели к катастрофе при Мидуэе. Факты свидетельствуют о том, что экипажи «Девастэйторов» послали фактически на расстрел. Возможно, что на недостатки самолета просто решили списать тактические просчеты командования, руководство флота продолжало наивно верить, что самолеты могут атаковать корабли без прикрытия истребителей. Косвенным подтверждением этого служит тот факт, что дивизион новейших, только что принятых на вооружение торпедоносцев «Эвенджер», вылетевший в тот же день с Мидуэя для атаки японской эскадры, в точности повторил судьбу «Девастэйторов». Из шести машин пять было сбито, причем ни один экипаж не смог даже выйти на цель. Но, так или иначе, сразу после Мидуэя приговор «Девастэйтору» был подписан, и самолет поспешно сняли с вооружения частей первой линии. Дольше всех оставались на вооружении «Девастэйторы» с авианосца «Рэйнджер». Это объясняется тем, что местом службы «Рэйнджера» было относительно спокойное Карибское море, где TBD-1 совершали патрульные полеты до августа 1942-го. Впоследствии «Девастейторы» использовались в течение некоторого времени для связи и подготовки летчиков.

Всего было построено 129 самолетов «Девастэйтор».

Характеристики TBD-1 «Devastator»
Экипаж, чел 3
Геометрия
Длина самолета, м 10,69
Размах крыла, м 15,24
Площадь крыла, м2 38,2
Высота, м 4,59
Массы
Масса, кг пустого 2804
max взлетная 4473
Силовая установка
Pratt-Whitney радиальный, воздушного охлаждения R-1830-64
л.с./kW 900/671
Лётные данные
Скорость, км/ч максимальная 331
на высоте, м 2438
Практический потолок, м 6004
Практическая дальность с бомбой 454кг, км 700
Вооружение
Пулемет, стреляющий вперед 7,62 мм
Пулемет у стрелка 7,62 мм
Бомб под фюзеляжем на подвеске, кг 454

Источники

  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/

©AirPages
2003-