Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Douglas TBD A-20 SBD-1/2 A-24/SBD SBD-5/6 A-26 C-47 C-54 Фото и схемы Боевое применение TBD A 20 В СССР A 20

SBD-5/6 "Dauntless"

Палубный пикирующий бомбардировщик-разведчик

Douglas

SBD-6 Dauntless

SBD-5. Вариант SBD-5 получил, наконец, то, в чем Даунтлесс более всего нуждался - более мощный двигатель. На самолет был установлен Wright R-1820-60 Cyclone, мощностью 1200 л.с, но из-за возросшего веса оборудования максимальная скорость увеличилась всего на 11 км/ч, а крейсерская скорость даже слегка уменьшилась. Внешние отличия от старых моделей свелись к отсутствию воздухозаборника карбюратора, уменьшению створок капота и переносу щели охлаждения двигателя. Архаичный телескопический прицел был заменен новым, рефлекторным. На крыльях были смонтированы точки подвеса для пары 58-галлонных (219 л) сбрасываемых баков, которые довели радиус разведывательных полетов до 1340 морских миль (2483 км).

еден в количестве 2965 машин (per. номера с 10807 по 11066, с 28059 по 29213, с 35922 по 36421, с 36433 по 36932 и с 54050 по 54599) с февраля 1943 по апрель 1944 года. Дуглас также выпустил 615 машин для армии под обозначением А-24В (сер. номера с 42-54285 по 54899). Шестьдесят А-24В были позже признаны для армии излишними и переданы флоту, который перенаправил их, предположительно, в дивизионы авиации Корпуса Морской Пехоты.

SBD-5 поступал на фронт в больших количествах, быстро сменив старые модификации Даунтлесса в течение 1943 года. Он уже стоял на вооружении ударных дивизионов флота, когда авианосные силы возобновили наступательные операции во второй половине 1943 года. Было запланировано в 1943 году заменить в частях первой линии Даунтлесс на SB2C Хеллдайвер, но задержки с производством Хеллдайвера вынудили оставить Даунтлессы на фронте на весь 1943 год и на начало 1944 года. В течение 1944 года Кертисс SB2C Хеллдайвер быстро сменил Даунтлесс на флотской службе. Не летая больше с палуб авианосцев. Даунтлессы переместились на базовые аэродромы, где продолжали увеличивать свой боевой счет и потери противника.

SBD-6. Последним вариантом Даунтлесса. внешне неотличимым от SBD-5, но получившим еще более мощный двигатель Wright R-1820-66 Cyclone - 1350 л.с. стал SBD-6. Однако, возросшая до 421.5 км/ч максимальная скорость, все же была явно недостаточной и слишком далекой от потребностей флота в 1943 году. Вместо неметаллических самозатягивающихся топливных баков появились металлические с самозатягивающимся слоем.

Было выпущено только 450 машин (per. номера с 54600 по 55049) перед тем, как производство было окончательно свернуто. Ко времени начала поставок (18 марта 1944 года) SBD-6 был признан окончательно устаревшим и все «шестые» были направлены в дивизионы Береговой обороны, учебные бомбардировочные подразделения, используясь как буксировщики мишеней или как вспомогательные машины.

Характеристики SBD-6 «Dauntless»
Экипаж, чел 2
Геометрия
Длина самолета, м 10,06
Размах крыла, м 12,65
Площадь крыла, м2 30,19
Высота, м 3,94
Массы
Масса, кг пустого 2964
max взлетная 4318
Силовая установка
Wright Cyclone 9-цилиндровый, радиальный, воздушного охлаждения R-1820-66
л.с./kW 1350/1007
Лётные данные
Скорость, км/ч максимальная 410
на высоте, м 4267
Практический потолок, м 7680
Практическая дальность, км 1244
Вооружение
Два неподвижных в носовой части Browning M2 по 360 патронов 12.7 мм
Два наводимых пулемета у стрелка 2 x 7.62 мм
Бомб под фюзеляжем на подвеске, кг 726
Бомб под крылом, кг 295

Варианты SBD «Dauntless»

  • XSBD-1: переделка единственного экземпляра «Нортроп»
  • ХВТ-2, номер Главного авиационно-технического управления ВМС США - 0627:
  • SBD-1: первый серийный вариант. №№ 1596... 1631, 1735...1755 (всего 57 машин):
  • SBD-1 P: восемь SBD-1, переоборудованных в разведчики;
  • SBD-2: улучшено бронирование, протектированные баки. №№ 2102...2188 (построено 87 машин):
  • SBD-2P: 14 SBD-2, переоборудованных в разведчики:
  • SBD-3: улучшенный серийный вариант, №№ 4518...4691, 03185...03384 и 06492...06701 (всего 584 машины); SBD-3 имел второй 7,62-мм пулемет у стрелка-радиста, улучшенные бронирование и электросистему, а также мягкие протектированные топливные баки. К этому времени сформировался известный впоследствии облик «Dauntless»: не лишенный изящности самолет с максимальной скоростью 406 км/ч в горизонтальном полете, которая увеличивалась при пикировании до 444 км/ч, с дальностью полета 1970 км с бомбовой нагрузкой и 2205 км без нагрузки, практический потолок 8260 м.

    Фюзеляжные пулеметы. Два пулемета «Браунинг» калибра 12.7 мм вели огонь через вырезы в капоте в верхней части фюзеляжа. Каждый имел боезапас 360 патронов в ящиках позади двигательной перегородки.

    Пилот. Пилот обладал превосходным обзором с высоко расположенного кресла и был защищен бронеспинкой. Телескопический прицел с тремя установками увеличения применялся для бомб и пулеметов.

    Стрелок-наблюдатель. Задняя кабина имела сиденье спиной к пилоту и сдвижной фонарь, позволяющий вести огонь из оборонительного оружия. В ранних вариантах устанавливался один 7.62-мм пулемет с дисковым магазином, но SBD-3 имел два пулемета с ленточным питанием. В транспортном положении пулеметы располагались под створками в верхней части фюзеляжа.

    Силовая установка. SBD-3 оснащался звездообразным двигателем «Райт» R-1820-52 мощностью 1000 л.с. (746 кВт). Выхлопные газы собирались в коллекторе и выходили через две выхлопные трубы в нижней части капота или через узкую утопленную щель позади створок системы охлаждения.

    Топливо. Ранние варианты имели четыре бака в центроплане суммарным объемом 795 л. SBD-3 также имел четыре протектированных крыльевых топливных бака (дополнительный объем 984 л). Под фюзеляжем вместо бомбы можно было установить подвесной бак вместимостью 220 л.

  • SBD-3A: самолеты из контракта ВМС США, переданные ВВС США как А-24;
  • SBD-3P: 43 переоборудованных в разведчики:
  • SBD-4: серийный вариант, поставлялась заказчику в период между октябрем 1942 и апрелем 1943 г. SBD-4 имел усовершенствованные радионавигационные средства, электрический топливный насос и улучшенный, полностью флгогируемый воздушный винт изменяемого шага «Гамильтон Стандарт Гидроматик». : №№ 06702...06991 и 10317...10806 (780 машин):
  • SBD-5: серийный вариант с двигателем R-1820-60. №№ 10807...10956. 10957...11066. 28059...28829. 28831...29213. 35922...36421. 36433...36932 и 54050...54599; SBD-5 с усовершенствованным двигателем R-1820-60 мощностью 1200 л.с. (895 кВт). Между февралем 1943 и апрелем 1944 г. выпустили 2965 машин этой модификации, одна из которых (№ 35950) стала прототипом XSBD-6 с двигателем «Райт» R-1820-66 мощностью 1350 л.с. (1007 кВт), последним вариантом «Циклона».
  • SBD-5A: самолеты из контракта ВВС США. первоначально предназначенные для армии США как А-24В, но поставленные ВМС США; №№ 09693...09752 (60 машин);
  • XSBD4: один прототип SBD-6. номер Главного авиационно-технического управления ВМС США - 28830;
  • SBD-6: последний серийный вариант с двигателем R-1820-66, один самолет переделан из SBD-5 (№ 35950): другие №№ 54600...55049 (450 машин);
    Пилот самолета SBD-6 «Даунтлесс» размещался высоко впереди в машине цельнометаллической конструкции с обтянутыми тканью управляющими поверхностями. Его низкорасположенное крыло имело прямоугольный центроплан с консолями, суживающимися в хорде и толщине к законцовкам. Перфорированные (как швейцарский сыр) закрылки и аэродинамические тормоза располагались сверху и снизу вдоль задней кромки консолей крыла и внизу под фюзеляжной секцией центроплана. Эти особенности конструкции, вместе с «сотовой» конструкцией самого крыла, были заимствованы из проекта Джека Нортропа. Овальный дюралюминиевый монококовый фюзеляж состоял из четырех секций. Экипаж размещался под единым прозрачным фонарем с пуленепробиваемым лобовым стеклом и бронепереборкой. Выдвижной бомбодержатель грузоподъемностью 454 кг размещался по центру под фюзеляжем, под каждой консолью крыла устанавливались бомбодержатели.
  • А-24: вариант, первоначально обозначенный SBD-3A, поставлен ВВС США. серийные номера 41-15746...1 5823 и 42-6682...6771 (всего 168 машин):
  • А-24А: вариант SBD-4 для ВВС США, серийные номера 42-6772...6831 и 42-60772...60881 (170 машин):
  • А-24В: вариант SBD-5 для ВВС США. серийные номера 42-54285...54899 (615машин); SBD-5 с усовершенствованным двигателем R-1820-60 мощностью 1200 л.с. (895 кВт). Между февралем 1943 и апрелем 1944 г. выпустили 2965 машин этой модификации, одна из которых стала прототипом XSBD-6 с двигателем «Райт» R-1820-66 мощностью 1350 л.с. (1007 кВт), последним вариантом «Циклона».
  • RA-24A: обозначение после 1942 г., чтобы подчеркнуть принадлежность к старому поколению;
  • RA-24B: обозначение после 1942 г., чтобы подчеркнуть принадлежность к старому поколению;
  • F-24A: обозначение после 1947 г.;
  • F-24B: обозначение после 1947 г.;
  • QF-24A: одна машина, переделанная в беспилотную мишень, сер. № 48-44;
  • QF-24B: одна машина, переоборудованная в самолет управления беспилотной мишени, сер. № 48-45.

Источники

  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
  • "Война в воздухе" /№ 129 SBD Dauntless/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/

©AirPages
2003-