Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Douglas TBD A-20 SBD-1/2 A-24/SBD SBD-5/6 A-26 C-47 C-54 Фото и схемы Боевое применение TBD A 20 В СССР A 20

A-24/SBD "Dauntless"

Палубный пикирующий бомбардировщик-разведчик

Douglas

SBD-2 «Dauntless» из состава эскадрильи VMSB-232 авиации морской пехоты США, аэродром Хедерсон, август 1942 © Михаил Быков

SBD-2 «Dauntless» из состава эскадрильи VMSB-232 авиации морской пехоты США, аэродром Хедерсон, август 1942 г.

Маломощный, уязвимый, с недостаточной дальностью и неспособный лететь продолжительное время, SBD «Dauntless» (Dauntless - «бесстрашный») фирмы «Дуглас» в США получил прозвище Banshee - в ирландском мифе приведение, завывание которого несет скорую смерть. Несмотря на свои недостатки, самолет был участником победоносной войны, сыгравшим важнейшую роль в ранних сражениях на Тихом океане и отправивший на дно больший тоннаж японских кораблей, чем любой другой самолет.

«Dauntless» обязан своим происхождением двухместному пикирующему бомбардировщику-низкоплану с размещением экипажа по схеме «тандем» «Нортроп» ВТ-1 1938 г., превосходной проектной работе Джека Нортропа и выдающегося конструктора Эдварда X. Хейнеманна. Когда предприятие в Эль-Сегундо, Калифорния, после ухода Джека Нортропа стало подразделением компании «Дуглас Эркрафт» в январе 1938 г., прототип ВТ-1, известный как ХВТ-2, был испытан и показал довольно ограниченные возможности. Проектная команда темпераментного Хейнеманна переработала единственный экземпляр ХВТ-2 (BuNo - регистрационный № 0627), оснастив его двигателем «Райт» XR-1830-32 мощностью 1000 л.с. (746 кВт), оснащенный впоследствии трехлопастным воздушным винтом. Хвостовое оперение самолета полностью перепроектировали после интенсивных испытаний в аэродинамической трубе, и ХВТ-2 получил обозначение XSBD-1. Принятый ВМС США в феврале 1939 г., в то время как параллельная разработка фирмой «Кертисс» SB2C «Хелдайвера» еще продолжалась, SBD должен был стать стандартом, с которым бы сравнивались все другие палубные пикирующие бомбардировщики (бомбардировщики-разведчики на жаргоне того времени).

8 апреля 1939 г. фирма «Дуглас» получила заказ на 57 самолетов SBD-1 и 87 самолетов SBD-2, SBD-1 с окончательной формой киля и руля поворота, ставшей типовой для «Dauntless», был вооружен двумя стреляющими вперед 7,62-мм пулеметами в капоте двигателя и одним 7,62-мм пулеметом у стрелка-радиста, который сидел спиной к пилоту. Еще не полностью сертифицированный для авианосных операций, SBD-1 был направлен в Корпус морской пехоты США. Поставки прошли между апрелем 1939 и июнем 1940 г. Модель SBD-2, отличавшаяся наличием протектированных металлических топливных баков и двух дополнительных топливных баков вместимостью по 246 л во внешних консолях крыла, поступила в эскадрильи ВМС США между ноябрем 1940 и маем 1941 г.

Падение Франции, истерзанной воющими пикирующими «Штуками», показало Вашингтону значение пикирующего бомбардировщика (хотя комитет Трумэна в конгрессе США в 1941 г. выступал против такого самолета). Поступил заказ на следующие 174 самолета «Dauntless» в варианте SBD-3.

Боевое применение. Все «Dauntless» Корпуса морской пехоты США были уничтожены на земле при нападении на Перл-Харбор 7 декабря 1941 г. В ходе сражения в Коралловом море 7 мая 1942 г. эфир был забит радиопередачами, и беспокоящиеся члены экипажей на борту американских авианосцев «Лексингтон» (Lexington) и «Йорктаун» (Yorktown) не знали о ходе сражения, пока не прорвался четкий голос: «Уничтожен один авианосец! Диксон - авианосцу. Уничтожен один авианосец!» Лейтенант-командор Роберт Е. Диксон, командир VB-2, сообщал о потоплении японского авианосца «Шохо» (Shoho) с 545 членами его экипажа после 30-минутного сражения ценой потери только трех американских самолетов - триумф моделей SBD-2 и SBD-3 «Dauntless», превзойденный только в поворотном сражении у атолла Мидуэй несколькими неделями позже.

Авиационная группа на борту типичного американского авианосца военно-морского флота обычно включала две эскадрильи истребителей (F4F «Уайлдкэт» или позднее - F6F «Хеллкэт»), одну эскадрилью бомбардировщиков-торпедоносцев TBD «Devastator», позднее - TBF «Avenger») и две эскадрильи «Dauntless», одна - бомбардировочная и одна - для разведки. Они обозначались соответственно как эскадрильи VB и VS. Выполнение разведывательных задач планировались прежде, чем стало ясно, что американские авианосцы будут иметь радиолокационную защиту, которая появилась с самого начала конфликта, в то время как японские авианосцы ее не имели. Различия в подготовке практически не существовало — пилоты разведчиков эскадрильи VS тренировались в бомбометании с пикирования так же, как их коллеги из эскадрильи VB.

Пикирующий бомбардировщик повернул ход войны в сражении у атолла Мидуэй 4 июня 1942 г. Причины такого успеха для специалистов неочевидны: самолет имел низкую тяговооруженность, обеспечивающую лишь более или менее удовлетворительные значения скороподъемности и маневренности; система вооружения работала со сбоями, и время от времени подфюзеляжная бомба калибра 227 кг бесполезно падала в море.

Стартовав с авианосных групп адмирала Честера Нимица для поиска авианосцев адмирала Ямамото, они выработали топливо и в сумерках вышли на пределы дальности и автономности, когда, наконец, натолкнулись на вражеский флот и атаковали его. Лейтенант-командор К. Уайд Мак Класки (С. Wade McClusky), коммандер (капитан 3-го ранга) Макс Лесли и другие летчики «Dauntless» из эскадрилий VS-5 и VB-3 с авианосца «Yorktown», VS-6 и VB-6 с авианосца «Enterprise», VS-8 и VB-8 с авианосца «Hornet» потеряли 40 из 128 пикирующих бомбардировщиков.

Пикируя со стороны заходящего солнца, отправив на морское дно японские авианосцы «Kara» (Kaga), «Акаги» (Akagi), «Хирю» (Hiryu) и «Сорю» (Soryu), они полностью изменили ход войны на Тихом океане. Немногие другие типы самолетов (возможно, лишь «Спитфайр» и «Харрикейн») могли похвалиться, что они так сильно изменили историю, как пикирующий бомбардировщик «Dauntless».

В конце войны «Dauntless» как пикирующий бомбардировщик был вытеснен более современным SB2C «Хелдайвер», но последний, не слишком удачный самолет, не смог добиться того признания, что и машина «Дугласа». «Dauntless» стал привлекаться к менее престижным противолодочным патрульным работам и к задачам непосредственной авиационной поддержки. SBD также служил не менее чем в 20 эскадрильях Корпуса морской пехоты США. Много сотен SBD были оснащены в ходе доработки радаром ASB фирмы «Вестингауз» - первой РЛС, используемой ВМС США.

Летая на «Dauntless», пилоты нашли его строгой в управлении машиной, имевшей неприятную тенденцию быстро терять скорость на крутых виражах. В полетах на бомбометание с пикирования пилот подходил к цели на высоте 4500-6000 м, занимал позицию почти непосредственно над ней. тянул нос, выпускал верхние и нижние тормозные щитки и «сваливался», разгоняясь менее быстро, чем можно ожидать при отвесном падении с утлом более 70 градусов. Используя коллиматорный прицел Mk.VIH, который, начиная с SBD-5. заменил прежний оптический прицел (он имел тенденцию к запотеванию в пикировании в результате изменений температуры), пилот целился, буквально направляя самолет на цель. Для сброса бомбы служила красная кнопка на ручке управления самолетом, помеченная буквой «В». Сброс боевой нагрузки осуществлялся раздельно или залпом.

По легенде, существовавшей в ВМС США, пилоты этого самолета подвергались «гипнозу» цели, который втягивал их в продолжение пикирования и мешал своевременному выходу из него. После сброса бомб самолет легко выводился из пикирования легким движением ручки управления. В целом машина хорошо управлялась в нормальном полете. Обзор у пилота был превосходным и в горизонте, и при снижении для посадки на авианосец. Немногие самолеты были крепче или более надежны; «Dauntless» часто возвращался с серьезными боевыми повреждениями.

В ВВС США «Dauntless» не сразу всем понравился. В январе 1941 г. ВВС США разместили заказ на 78 А-24, подобных SBD-3 ВМС США, но без оборудования для посадки на авианосец. Кроме того, 90 SBD-3 из контракта ВМС США были модифицированы для условий наземного базирования и поставлены ВВС США как SBD-3A (А - для армии). В конечном счете ВВС США заказали 100 А-24А, идентичных SBD-4, и 615 А-24В, эквивалентных SBD-5, но изготовленных на заводе компании «Дуглас» в Тулсе.

А-24 состояли на вооружении в 27-й бомбардировочной группе в Новой Гвинее и в 531-й истребительно-бомбардировочной эскадрилье в Макине (Makin). Выяснилось, что пилоты ВВС США не могут превзойти в маневре агрессивные японские истребители. В то время как стрелки-радисты ВМС США демонстрировали высокую огневую эффективность (один американский экипаж Военно-морского флота сбил семь истребителей Мицубиси «Зеро» за два дня), аналогичные показатели А-24 оказались более слабыми. Потери достигли такого уровня, что этот тип перестали использовать на сухопутном фронте. Так как американские пилоты ВМС США в сражениях в Коралловом море и у атолла Мидуэй продемонстрировали способность постоять за себя против «Зеро», неудовлетворительную эффективность «Dauntless» при действии в составе ВВС США обычно объясняют неопытностью экипажей ВВС и их низкими моральными качествами.

В июле 1943 г. 25-я эскадрилья ВВС Новой Зеландии получила 18 SBD-3 из Корпуса морской пехоты США. Позже, получив 27 SBD-4 и 23 SBD-5, эскадрилья новозеландских ВВС сражалась в Бугенвилле. Другим иностранным пользователем «Dauntless» была Франция, которая осенью 1944 г. вооружила два подразделения ВМС «Свободной Франции» - флотилии 3В и 4В - в Агадире, Марокко, - самолетами А-24 и SBD-3. «Dauntless» участвовали в боях во Франции против отступающих германских войск и далее - до победы в Европе. Хотя производство закончилось 22 июля 1944 г., французские SBD использовались в школе истребителей в Мекнесе (Meknes) до 1953 г.

Великобритания получила девять самолетов SBD-5 под обозначением «Dauntless» DB.Mk.I. К этому времени, в 1944 г., он оценивался как маломощный и медленный. Британские пилоты также нашли «Dauntless» утомительным и шумным. Не удалось достичь общего мнения об уязвимости типа по отношению к истребителям: война на Тихом океане показала, что он не очень уязвим, но летчики-испытатели ВВС Великобритании считали, что это не так. Британские машины интенсивно исследовались, но время «Dauntless» для службы в действующей армии Великобритании уже прошло. В США, где А-24 был переименован в F-24 в 1947 г., использовались беспилотный летательный аппарат QF-24A и самолет управления QF-24B (оба восстановлены заново с серийными номерами в 1948 г.). «Dauntless» сохранились в эксплуатации до 1950 г.

Несколько А-24В «Dauntless» после войны оказались в ВВС Мексики, которые, очевидно, были последним пользователем этого типа, имея их на вооружении до 1959 г.

Всего было выпущено 5936 самолета «Dauntless» всех вариантов.

Характеристики SBD-6 «Dauntless»
Экипаж, чел 2
Геометрия
Длина самолета, м 10,06
Размах крыла, м 12,65
Площадь крыла, м2 30,19
Высота, м 3,94
Массы
Масса, кг пустого 2964
max взлетная 4318
Силовая установка
Wright Cyclone 9-цилиндровый, радиальный, воздушного охлаждения R-1820-66
л.с./kW 1350/1007
Лётные данные
Скорость, км/ч максимальная 410
на высоте, м 4267
Практический потолок, м 7680
Практическая дальность, км 1244
Вооружение
Два неподвижных в носовой части Browning M2 по 360 патронов 12.7 мм
Два наводимых пулемета у стрелка 2 x 7.62 мм
Бомб под фюзеляжем на подвеске, кг 726
Бомб под крылом, кг 295

Варианты SBD «Dauntless»

  • XSBD-1: переделка единственного экземпляра «Нортроп»
  • ХВТ-2, номер Главного авиационно-технического управления ВМС США - 0627:
  • SBD-1: первый серийный вариант. №№ 1596... 1631, 1735...1755 (всего 57 машин):
  • SBD-1 P: восемь SBD-1, переоборудованных в разведчики;
  • SBD-2: улучшено бронирование, протектированные баки. №№ 2102...2188 (построено 87 машин):
  • SBD-2P: 14 SBD-2, переоборудованных в разведчики:
  • SBD-3: улучшенный серийный вариант, №№ 4518...4691, 03185...03384 и 06492...06701 (всего 584 машины); SBD-3 имел второй 7,62-мм пулемет у стрелка-радиста, улучшенные бронирование и электросистему, а также мягкие протектированные топливные баки. К этому времени сформировался известный впоследствии облик «Dauntless»: не лишенный изящности самолет с максимальной скоростью 406 км/ч в горизонтальном полете, которая увеличивалась при пикировании до 444 км/ч, с дальностью полета 1970 км с бомбовой нагрузкой и 2205 км без нагрузки, практический потолок 8260 м.

    Фюзеляжные пулеметы. Два пулемета «Браунинг» калибра 12.7 мм вели огонь через вырезы в капоте в верхней части фюзеляжа. Каждый имел боезапас 360 патронов в ящиках позади двигательной перегородки.

    Пилот. Пилот обладал превосходным обзором с высоко расположенного кресла и был защищен бронеспинкой. Телескопический прицел с тремя установками увеличения применялся для бомб и пулеметов.

    Стрелок-наблюдатель. Задняя кабина имела сиденье спиной к пилоту и сдвижной фонарь, позволяющий вести огонь из оборонительного оружия. В ранних вариантах устанавливался один 7.62-мм пулемет с дисковым магазином, но SBD-3 имел два пулемета с ленточным питанием. В транспортном положении пулеметы располагались под створками в верхней части фюзеляжа.

    Силовая установка. SBD-3 оснащался звездообразным двигателем «Райт» R-1820-52 мощностью 1000 л.с. (746 кВт). Выхлопные газы собирались в коллекторе и выходили через две выхлопные трубы в нижней части капота или через узкую утопленную щель позади створок системы охлаждения.

    Топливо. Ранние варианты имели четыре бака в центроплане суммарным объемом 795 л. SBD-3 также имел четыре протектированных крыльевых топливных бака (дополнительный объем 984 л). Под фюзеляжем вместо бомбы можно было установить подвесной бак вместимостью 220 л.

  • SBD-3A: самолеты из контракта ВМС США, переданные ВВС США как А-24;
  • SBD-3P: 43 переоборудованных в разведчики:
  • SBD-4: серийный вариант, поставлялась заказчику в период между октябрем 1942 и апрелем 1943 г. SBD-4 имел усовершенствованные радионавигационные средства, электрический топливный насос и улучшенный, полностью флгогируемый воздушный винт изменяемого шага «Гамильтон Стандарт Гидроматик». : №№ 06702...06991 и 10317...10806 (780 машин):
  • SBD-5: серийный вариант с двигателем R-1820-60. №№ 10807...10956. 10957...11066. 28059...28829. 28831...29213. 35922...36421. 36433...36932 и 54050...54599; SBD-5 с усовершенствованным двигателем R-1820-60 мощностью 1200 л.с. (895 кВт). Между февралем 1943 и апрелем 1944 г. выпустили 2965 машин этой модификации, одна из которых (№ 35950) стала прототипом XSBD-6 с двигателем «Райт» R-1820-66 мощностью 1350 л.с. (1007 кВт), последним вариантом «Циклона».
  • SBD-5A: самолеты из контракта ВВС США. первоначально предназначенные для армии США как А-24В, но поставленные ВМС США; №№ 09693...09752 (60 машин);
  • XSBD4: один прототип SBD-6. номер Главного авиационно-технического управления ВМС США - 28830;
  • SBD-6: последний серийный вариант с двигателем R-1820-66, один самолет переделан из SBD-5 (№ 35950): другие №№ 54600...55049 (450 машин);

    Пилот самолета SBD-6 «Даунтлесс» размещался высоко впереди в машине цельнометаллической конструкции с обтянутыми тканью управляющими поверхностями. Его низкорасположенное крыло имело прямоугольный центроплан с консолями, суживающимися в хорде и толщине к законцовкам. Перфорированные (как швейцарский сыр) закрылки и аэродинамические тормоза располагались сверху и снизу вдоль задней кромки консолей крыла и внизу под фюзеляжной секцией центроплана. Эти особенности конструкции, вместе с «сотовой» конструкцией самого крыла, были заимствованы из проекта Джека Нортропа. Овальный дюралюминиевый монококовый фюзеляж состоял из четырех секций. Экипаж размещался под единым прозрачным фонарем с пуленепробиваемым лобовым стеклом и бронепереборкой. Выдвижной бомбодержатель грузоподъемностью 454 кг размещался по центру под фюзеляжем, под каждой консолью крыла устанавливались бомбодержатели.

  • А-24: вариант, первоначально обозначенный SBD-3A, поставлен ВВС США. серийные номера 41-15746...1 5823 и 42-6682...6771 (всего 168 машин):
  • А-24А: вариант SBD-4 для ВВС США, серийные номера 42-6772...6831 и 42-60772...60881 (170 машин):
  • А-24В: вариант SBD-5 для ВВС США. серийные номера 42-54285...54899 (615машин); SBD-5 с усовершенствованным двигателем R-1820-60 мощностью 1200 л.с. (895 кВт). Между февралем 1943 и апрелем 1944 г. выпустили 2965 машин этой модификации, одна из которых стала прототипом XSBD-6 с двигателем «Райт» R-1820-66 мощностью 1350 л.с. (1007 кВт), последним вариантом «Циклона».
  • RA-24A: обозначение после 1942 г., чтобы подчеркнуть принадлежность к старому поколению;
  • RA-24B: обозначение после 1942 г., чтобы подчеркнуть принадлежность к старому поколению;
  • F-24A: обозначение после 1947 г.;
  • F-24B: обозначение после 1947 г.;
  • QF-24A: одна машина, переделанная в беспилотную мишень, сер. № 48-44;
  • QF-24B: одна машина, переоборудованная в самолет управления беспилотной мишени, сер. № 48-45.

Источники

  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/

©AirPages
2003-