Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Curtiss P-36A H.75M P 40A,B P 40D,E P 40F-N P 40 в СССР P 47G SB2C-1 SB2C-3 C-46 Фото и схемы Боевое применение P-40 P-40 в СССР

SB2C-1 "Helldiver"

Палубный разведчик - бомбардировщик

Curtiss

SB2C-1 Helldiver

SB2C создавался вновь сформированной группой под руководством Раймонда К. Блейлока. Обозначение свидетельствует, что SB2C планировался как бомбардировщик-разведчик, действующий с американских авианосцев. Технические требовании 1938 г. были чрезвычайно жестки и оставляли мало места для поиска лучших вариантов. Был задан свободнонесущий моноплан с работающей обшивкой, со среднерасположенным крылом, чтобы под ним было место для внутреннего отсека оружия. В этом отсеке планировалось размещение бомб калибра 454 кг и многих других нагрузок, за исключением торпеды. Отсек закрывался створками с гидроприводом. Экипаж из двух человек размещался тандемом. На самолете находилось большое количество топлива (различные диапазоны дальности и радиуса действия были заданы в технических требованиях) и разнообразное радио и другое оборудование, включая большую фотокамеру в задней кабине. Конструкция была приспоспособлена для бомбометания с пикирования, а самолет - для эксплуатации на авианосце: имелись складываемое крыло, узлы для старта с катапульты и посадочный гак. Предусматривался 14-цилиндровый двигатель R-2600 «Циклон» фирмы «Райт».

Впоследствии производство SB2C развивалось во многих вариантах, перечисленных ниже. Только первоначально заказанные 200 машин соответствовали модели SB2C-1, все они остались в США для обучения. SB2C-1A. который появился в 1943 г., являлся сухопутным А-25А - после передачи Корпусу морской пехоты США. Многие участвовавшие в боях машины все еще были окрашены в оливково-коричневый цвет. SB2C-1C содержал несколько усовершенствований вооружения, включая возможность снять створки бомбоотсека и нести торпеду на внешней ферме, но на практике это использовалось редко. Главное изменение SB2C-1C - замена четырех пулеметов в крыле двумя 20-мм пушками, каждая с боезапасом 400 снарядов, загружаемым сверху крыла. Рядом с боезапасом находились дополнительные топливные баки вместимостью по 170 л. Полностью загруженный SB2C-1C (первая модификация, участвовавшая в боевых действиях) во многих отношениях был хуже, чем старый SBD, летать на котором было гораздо приятнее и безопаснее.

К этому времени еще 900 самолетов «Хеллдайвер» были заказаны ВВС США под обозначением А-25 «Шрайк» (без взлетно-посадочных приспособлений для авианосца, с пневматическим хвостовым колесом и многими другими изменениями). Все работали круглосуточно, чтобы ускорить программу, и, наконец, постройка первого SB2C-1 была закончена в Порт-Колумбус в июне 1942 г.; представители ВМС США не упустили заметить, что 10 днями ранее гораздо лучший TBF «Эвенджер» фирмы «Грумман» вступил в бой, хотя его начали проектировать почти двумя годами позже, чем злосчастный SB2C.

Срочные испытания первых шести серийных машин показали, что во многих отношениях они оказались хуже прототипа. Большой прирост массы (масса пустого возросла с 3230 до 4636 кг) без замены двигателя привел к тому, что испытатели авиабазы ВМС Анакостия характеризовали самолет как «чрезвычайно вялый». Но к этому времени количество произведенных машин быстро росло, и, чтобы избежать политических скандалов, нужно было поставить хотя бы несколько экземпляров. Штурмовую эскадрилью ВМС США VS-9 начали перевооружать на SB2C-1 в декабре 1942 г. Фактически политические скандалы остались незамеченными (это было военное время); оказалось так много плохих программ, что был образован «Комитет Трумэна по программе национальной обороны», чтобы разобраться в происходившем. Этот комитет выдал убийственные выводы относительно SB2C и, помимо прочего, сумел перенаправить А-25 другим заказчикам, хотя многие машины некоторое время несли цвета Армии США.

Впоследствии производство SB2C развивалось во многих вариантах, перечисленных ниже. Только первоначально заказанные 200 машин соответствовали модели SB2C-1, все они остались в США для обучения. SB2C-1A. который появился в 1943 г., являлся сухопутным А-25А - после передачи Корпусу морской пехоты США. Многие участвовавшие в боях машины все еще были окрашены в оливково-коричневый цвет. SB2C-1C содержал несколько усовершенствований вооружения, включая возможность снять створки

Модификации SB2C

  • XSB2C-1: первый прототип (сер. № 1758) с двигателем R-2800-8; переделывался и модифицировался несколько раз; вооружение из двух пулеметов в носу и одного подвижного пулемета в задней кабине:
  • SB2C-1: первый серийный вариант с четырьмя пулеметами в крыле (построено 200 машин);
  • SB2C-1 А: обозначение, примененное к А-25А: впоследствии использовалось вновь для 410 самолетов А-25А ВВС США, переданных Корпусу морской пехоты;
  • SB2C-1C: первая модификация с 20-мм крыльевыми пушками и закрылками с гидроприводом (построено 778 машин):
  • XSB2C-2: один самолет (00005). испытанный с двумя поплавками «Идо» (Edo): задуман как разведчик-бомбардировщик;
  • XSB2C-3: один самолет (00008) с двигателем R-2600-20;
  • SB2C-3: серийный вариант с двигателем R-2600-20. четырехлопастным винтом и маловысотной системой бомбометания APG-4 (построено 1112 машин);
  • SB2C-3E: самолет SB2C-3 с РЛС APS-4 (длина волны 3 см) в контейнере:
  • SB2C-4: подобен SB2C-3. но с подкрыльевыми узлами подвески для ракет и бомб общей массой 454 кг (построено 2045 машин);
  • SB2C-4E: SB2C-4 с РЛС APS-4 в контейнере;
  • XSB2C-5: два модифицированных SB2C-4 с увеличенным внутренним запасом топлива и другими небольшими изменениями;
  • SB2C-5: серийный вариант на базе XSB2C-5; (построено 970 из первоначального заказа на 2500 машин);
  • XSB2C-6: два полностью переделанных SB2C-3 с более длинным фюзеляжем, увеличенным запасом топлива и двигателем «Пратт-Уитни» R-2800-28 «Дабл Уосп» мощностью 2100 л.с. (1566 кВт);
  • SBF-1: SB2C-1, выпускавшийся фирмой «Фэрчайлд» (построено 50 машин); один самолет использовался для испытаний как XSBF-1;
  • SBF-3: SB2C-3. выпускавшийся фирмой «Фэрчайлд» (построено 150 машин);
  • SBF-4E: SB2C-4E, выпускавшийся фирмой «Фэрчайлд» (построено 100 машин);
  • SBW-1: SB2C-1. выпускавшийся «Canadian Car & Foundry» (построено 38 машин):
  • SBW-1 В: SB2C-1C. выпускавшийся «Canadian Car & Foundry» по «ленд-лизу» для Великобритании (построено 28 машин, поставлено 26);
  • SBW-3: SB2C-3. выпускавшийся «Canadian Car & Foundry» (построено 413 машин):
  • SBW-4E: SB2C-4E. выпускавшийся «Canadian Car & Foundry» (построено 270 машин);
  • SBW-5: SB2C-5. выпускавшийся «Canadian Саг & Foundry» (построено 85 машин, заказ на 165 отменен);
  • А-25А «Шрайк»: армейский вариант SB2C-1 с различными изменениями; построено 900 машин, 410 из которых переданы Корпусу морской пехоты США. 270 - ВМС США и 10 - ВВС Австралии;
  • «Хеллдайвер» Mk.l: обозначение SBW-1B в авиации ВМС Великобритании: поставлено 26 самолетов с номерами JW100...125, больше всего в эскадрилью № 1820, но от их боевого применения отказались.

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
  • CD энциклопедия. "Военная авиация" /Media 2000/

©AirPages
2003-