Aviation of Word War II

Home Russian

P-82 Twin Mustang

Long-range Escort Fighter

North American

P-82 Twin Mustang

The North American P-82 Twin Mustang fighter was the last serial piston fighter of the US Army. For the first time, requirements for the future P-82 were put forward back in 1942. This was justified by "the urgent need for a long-range fighter to escort bombers, capable of supporting the P-47 in solving this problem." The appearance of the B-29 strategic bomber in the US Air Force raised the issue of escorting them along the entire route to the target, which even the latest models of the P-51 Mustang fighter could not cope with. In addition, single-seat fighters showed that on long flights the load on the pilot became excessive - it was very difficult to spend eight hours in a cramped cockpit, flying the aircraft. Pilots, returning from such flights, sometimes simply could not get out of the cockpit. It was clearly required to introduce a second crew member for the long-range fighter. With all this in mind, North American Aviation came up with the idea of ​​combining the fuselages of the two Mustangs with a common wing, thus obtaining a long-range two-seater fighter. Perhaps it was not without German influence - at least the first serial version of the American "twins" bore at one time the designation P-82Z, like the German He 111Z and Bf 109Z. Then, however, it was changed to a more logical one for the American system of classification of P-82V fighters. The company received the designation NA-120.

On January 7, 1944, the US Army Air Force ordered four experimental aircraft, giving them the designation XP-82. The fuselages of the new fighter outwardly resembled the P-51N, but their length was increased by 145 cm by an insert in front of the tail unit. The wing was a completely new design, which made it possible to increase the takeoff weight and increase the fuel supply in the wing tanks. The center section, which connected the two fuselages, received flaps and could carry one or two pylons. The wing consoles were reinforced and could also carry two pylons. Due to the greater inertia of the aircraft in the roll control, the aileron area was increased, the ailerons themselves became two-section, and their hinges were designed for heavy loads.

The aircraft was equipped with liquid-cooled Packard "Merlin" V-1650-23/25 engines with a capacity of 1860 hp. The main landing gear struts were attached to the front to the spar of each console. The struts were retracted to the plane's line of symmetry. Armament consisted of six 12.7-mm Browning MG 53-2 machine guns with 300 rounds of ammunition per barrel, all in the center section.

Two cabins retained control. The lanterns were drop-shaped - similar to the P-51N. The left cockpit housed the pilot and complete instrumentation for controlling the aircraft and engines. In the right cockpit there was a navigator-co-pilot with a reduced set of equipment intended only for temporary control of the aircraft.

Even at the beginning of work, given the imminent end of the war, there was little hope that Packard Motor Car Company would continue to produce Merlin engines (the production of "British" motors after the war was considered "politically" unprofitable - " American motors! "). However, by that time, the Allison V-1710 engine had reached its peak, which, already without a turbocharger, only with a two-speed supercharger, could provide acceptable altitude characteristics. Accordingly, it was decided to install V-1710-119 engines on the third and fourth prototype aircraft, and the machines were renamed XP-82A.

XP-82 # 44-83887 was flown over on April 15, 1945 by test engineer J. Burton. Another XP-82 # 44-83886 flew shortly after the first. The flight data of the P-82 was quite high and exceeded the data of the P-51 in almost all respects. Among the most advanced solutions used on the Twin Mustang were: hydraulic boosters in all control channels, thermal anti-icing system, anti-overload suits for crew members, an efficient air conditioning system in the cockpits, a low pressure oxygen system, and efficient pilot seat reservations.

P-82 Modifications
P-82B P-82G
Crew 2 2
Dimensions
Length, m 11.91 12.93
Height, m 4.22 4.2
Wing span, m 15.62 15.62
Wing area, m² 37.95 37.95
Weight,kg
Empty 6,085 7,262
Loading weight 8,671 7,079
Gross weight 9,988 9,450
Powerplant
Engine 2 × V-1650-19/21 Merlin 2 × V-1710-143/145 Allison
Power, hp 2 × 1860 2 × 1700
Performance
Maximum speed, km/h Maximum 771 738
at altitude, m 7655 6400
Time to altitude 6,100 m, min 7  
Initial rate of climb, m/sek   19,15
Service ceiling, m 12700 11860
Service range, km normal 2,225 4,000
with 1800kg bombs 2050  
maxium   3,992
Armament
Machine guns 12.7mm 6 6
Bombs loading, kg 1,800 -

Service career. The first "Twin Mustang" got into combat units in 1948. In June of the same year, the letter "P" in the designation of fighters was changed to "F", and the "Twin Mustang" was now called F-82. The F-82E entered service with the 27th Fighter Group (522th, 523rd and 524th Squadrons) as part of the Strategic Air Command. They were briefly used as escort fighters for B-29 bombers, and already in 1950 they were replaced by jet fighters.

In 1948, the F-82F and F-82G Twin Mustang night fighters began to replace the Northrop F-61 Black Vidou fighters in the combat units of the Air Defense Command. The first Air Defense Command to receive Twin Mustangs was the 325th Fighter Group (317th, 318th and 319th Squadrons) at Hamilton Field in California and McHord, Washington. Then they were received by the 51st Fighter Group (16th, 25th and 26th Squadrons) at Mitchell Air Base and the 52nd Fighter Group (2nd and 5th Squadrons) at McGuire Air Base in New Jersey. In 1949, the 347th fighter group (4th, 68th and 339th squadrons), located in Japan, received the F-82G fighters. The "Arctic" version of the F-82H fighter was received by the 449th squadron of the 501st mixed group at Ladd airbase in Alaska.

By the middle of 1949, the Twin Mustang had already become a fairly numerous type of fighter - 225 machines of the E, F and G series were in service. But it was expected that soon the Twin Mustang would be removed from service, since the F-82 was considered only as a temporary solution pending the arrival of a new generation of jet fighters.

On June 25, 1950, the war broke out on the Korean Peninsula. The Twin Mustangs, based in Japan, went into action almost immediately. At first, they were practically the only type of fighter capable of covering almost the entire area of ​​hostilities from bases in Japan. On June 27, 1950, an F-82G from the 68th Fighter Squadron of the 347th Fighter Group under the control of pilot Lieutenant William Hudson and operator Lieutenant Carl Fraser shot down a North Korean Yak-7U (according to other sources it was a Yak-11). It was the first aerial victory in the Korean War and the first victory of the newly formed US Air Force. Later that day, an F-82G (# 46-392) under the command of Major James Little of the 339th Fighter Squadron of the same group shot down a Yak-9.

The existing Twin Mustangs were relatively intensively used in Korea until November 1951, covering bombers and storming enemy ground forces. However, the F-82, compared to its predecessor, the F-51, still played a secondary role - there were not enough spare parts, there were difficulties with servicing the machines (when the production of the F-82 ended in 1948, the American Air Force did not even think of ordering kits for them spare parts for subsequent operation). In February 1952, the F-82 was withdrawn from combat units altogether. Despite the limited participation in the Korean War, the P-82 still chalked up 20 enemy aircraft (4 shot down in the air and 16 destroyed on the ground). From the middle of 1950, instead of the F-82, the combat units began to receive F-94 jet interceptors, and the last Twin Mustang was removed from service in the middle of 1953.

The surviving F-82E # 46-262 is now on display at Lackland Air Force Base.

Bibliography

  • "Encyclopedia of military engineering" /Aerospace Publising/
  • "American warplanes of World War II" /under cor. David Donald/

Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты North American AT 6 P 51A/B P 51D P 82 B 25A/B B 25C/D B 25G/H B 25J Фото и схемы Боевое применение P 51 B 25 В СССР B 25 AT-6C

P-82 Twin Mustang

Дальний истребитель сопровождения

North American

P-82 Twin Mustang

Истребитель Норт-Америкэн Р-82 "Твин мустанг" оказался последним серийным поршневым истребителем армейской авиации США. Впервые требования к будущему Р-82 были выдвинуты еще в 1942 г. Обосновывалось это "настоятельной необходимостью в дальнем истребителе сопровождения бомбардировщиков, способный поддержать в решении этой задачи Р-47". Появление в составе ВВС США стратегического бомбардировщика В-29 поставило вопрос об их сопровождении на протяжении всего маршрута следования до цели, с чем не могли справиться даже последние модели истребителя P-51 "Мустанг". Кроме того, одноместныe истребители показали, что в длительных полетах нагрузка на пилота становилась чрезмерной - проводить восемь часов в тесной кабине, управляя самолетом, было очень тяжело. Пилоты, возвращаясь из таких полетов, порой просто не могли подняться из кабины. Явно требовалось ввести для дальнего истребителя второго члена экипажа. Учитывая все это, "Норт Америкэн авиэйшн" выступила с идеей объединить фюзеляжи двух "Мустангов" общим крылом, получив тем самым дальний двухместный истребитель. Возможно тут не обошлось и без немецкого влияния - по крайней мере первый серийный вариант американских "близнецов" носил одно время обозначение P-82Z подобно немецким Не 111Z и Bf 109Z. Потом его, правда, поменяли на более логичное для американской системы классификации истребителей Р-82В. На фирме проект получил обозначение NA-120.

7 января 1944 г армейские ВВС США заказали четыре опытных самолета, дав им обозначение ХР-82. Фюзеляжи нового истребителя внешне напоминали Р-51Н, но их длина была увеличена на 145 см вставкой перед хвостовым оперением. Крыло представляло собой совершенно новую конструкцию, что позволяло поднять взлетный вес и увеличить запас топлива в крыльевых баках. Центроплан, соединивший два фюзеляжа, получил закрылки и мог нести один - два пилона. Консоли крыла были усилены и также могли нести по два пилона. Из-за большей инерции самолета в управлении по крену площадь элерона была увеличена, сами элероны стали двухсекционными, а их шарниры были рассчитаны на большие нагрузки.

На самолет поставили двигатели жидкостного охлаждения Паккард "Мерлин" V-1650-23/25 мощностью 1860 л.с. Основные стойки шасси крепились спереди к лонжерону каждой консоли. Стойки убирались к линии симметрии самолета. Вооружение состояло из шести 12,7-мм пулеметов "Браунинг" MG 53-2 с боезапасом 300 патронов на ствол - все в центроплане.

В двух кабинах было сохранено управление. Фонари были каплевидными - по образцу Р-51Н. В левой кабине располагался пилот и полное приборное оборудование для управления самолетом и двигателями. В правой кабине располагался штурман-второй пилот с сокращенным составом оборудования, предназначенного только для временного управления самолетом.

Еще в начале работ, учитывая скорое окончание войны, было мало надежды, что "Паккард мотор кар компани" продолжит производство двигателей "Мерлин" (производство "английских" моторов после войны посчитали "политически" невыгодным - "на американском самолете должны стоять американские моторы!"). Однако к тому времени достиг пика своего развития двигатель Аллисон V-1710, который уже без турбокомпрессора, только с двухскорост-ным нагнетателем мог обеспечить приемлемые высотные характеристики. Соответственно, на третий и четвертый опытные самолеты было решено установить двигатели V-1710-119, а машины переименовали в ХР-82А.

ХР-82 №44-83887 был облетан 15 апреля 1945 г испытателем Дж.Бэртоном. Другой ХР-82 №44-83886 полетел вскоре после первого. Летные данные Р-82 были довольно высокими и превосходили данные Р-51 почти по всем параметрам. Среди наиболее передовых решений, использованных на "Твин Мустанге", были: гидравлические усилители во всех каналах управления, термическая система антиобледенения, противоперегрузочные костюмы членов экипажа, эффективная система кондиционирования в кабинах, кислородная система низкого давления, эффективное бронирование мест пилотов.

Служебная карьера. Первый "Твин мустанг" попал в строевые части в 1948 г. В июне того же года литеру "Р" в обозначении истребителей поменяли на "F", и "Твин мустанг" стали теперь называться F-82. F-82Е поступили на вооружение 27-й истребительной группы (522-я, 523-я и 524-я эскадрильи) в составе Стратегического воздушного командования. Их недолго использовали в качестве истребителей сопровождения бомбардировщиков В-29, а уже в 1950 г их сменили реактивные истребители.

В 1948 г ночные истребители F-82F и F-82G "Твин мустанг" стали заменять в строевых частях командования ПВО истребители Нортроп F-61 "Блэк видоу". Первой частью командования ПВО, получившей "Твин мустанги", стала 325-я истребительная группа (317-я, 318-я и 319-я эскадрильи) на авиабазах Гамильтон-филд в Калифорнии и МакХорд, штат Вашингтон. Потом их получила 51-я истребительная группа (16-я, 25-я и 26-я эскадрильи) на авиабазе Митчел и 52-я истребительная группа (2-я и 5-я эскадрильи) на авиабазе МакГуир в Нью-Джерси. В 1949 г истребители F-82G получила 347-я истребительная группа (4-я, 68-я и 339-я эскадрильи), находящаяся в Японии. "Арктический" вариант истребителя F-82H получила 449-я эскадрилья 501-й смешанной группы на авиабазе Лэдд на Аляске.

К середине 1949 г "Твин мустанг" уже стал довольно многочисленным типом истребителя - на вооружении состояло 225 машин серий Е, F и G. Но ожидалось, что вскоре "Твин мустанг" будет снят с вооружения, так как F-82 рассматривался только в качестве временного решения до поступления нового поколения реактивных истребителей.

25 июня 1950 г началась война на Корейском полуострове. "Твин мустанги", базировавшиеся в Японии, практически сразу пошли в бой. Сначала они были практически единственным типом истребителя, способным с баз в Японии охватить практически весь район боевых действий. 27 июня 1950 г F-82G из состава 68-й истребительной эскадрильи 347-й истребительной группы под управлением пилота лейтенанта Вилльяма Хадсона и оператора лейтенанта Кэрла Фрэйзера сбил северокорейский Як-7У (по другим данным это был Як-11). Это была первая воздушная победа в войне в Корее и первая победа вновь образованных ВВС США. Позже в тот же день F-82G (№ 46-392) под управлением майора Джеймса Литтла из состава 339-й истребительной эскадрильи той же группы сбил Як-9.

Имеющиеся "Твин мустанги" относительно интенсивно использовались в Корее до ноября 1951 г, прикрывая бомбардировщики и штурмуя наземные войска противника. Однако F-82 по сравнению со своим предшественником F-51 все же играл второстепенную роль -не хватало запчастей, были трудности с обслуживанием машин (когда в 1948 г. производство F-82 завершилось, американским ВВС даже не пришло в голову заказать для них комплекты запчастей для последующей эксплуатации). В феврале 1952 года F-82 вообще вывели из боевых частей. Несмотря на ограниченное участие в Корейской войне, Р-82 записали все же на свой счет 20 вражеских самолетов (4 сбитых в воздухе и 16 уничтоженных на земле). С середины 1950 года вместо F-82 в строевые части стали поступать реактивные перехватчики F-94, а последний "Твин мустанг" был снят с .вооружения в середине 1953 г.

Сохранившийся до наших дней F-82E №46-262 сейчас выставлен на авиабазе Лэклэнд.

Модификации P-82
P-82B P-82G
Экипаж, чел 2 2
Геометрия
Длина самолета, м 11,91 12,93
Высота самолета, м 4,22 4,2
Размах крыла, м 15,62 15,62
Площадь крыла, м² 37,95 37,95
Массы, кг
Вес пустого 6085 7262
Взлетный вес 8671 7079
Максимальный взлетный вес 9988 9450
Силовая установка
Мотор 2хV-1650-19/21 Merlin 2хV-1710-143/145 Allison
Мощность, л.с. 2x1860 2x1700
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч максимальная 771 738
на высоте м 7655 6400
Время набора высоты 6100 м, мин 7  
Начальная скороподъемность, м/сек   19,15
Практический потолок, м 12700 11860
Дальность полета, км нормальная 2225 4000
с 1800кг бомб 2050  
максимальная   3992
Вооружение
Пулеметы 12,7-мм 6 6
Бомбовая нагрузка кг 1800 -

Подробно

Источники

  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны." /под ред. Дэвида Дональда/
  • "журнал Авиация и космонавтика" / 1991 № 3/

©AirPages
2003-