Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты North American AT 6 P 51A/B P 51D P 82 B 25A/B B 25C/D B 25G/H B 25J Фото и схемы Боевое применение P 51 B 25 В СССР B 25 AT-6C

P-51D "Mustang"

Истребитель

North American

Р-51D 1-го лейтенанта Э.Дрю из состава 375-й истр.эскадрильи 361-й истр.группы ВВС США, октябрь 1944 © Михаил Быков

Р-51D 1-го лейтенанта Э.Дрю из состава 375-й истр.эскадрильи 361-й истр.группы ВВС США, октябрь 1944 г.

Р-51D Мustang фирмы North American был наиболее красивым и сильным истребителем союзников во Второй мировой. Рост скорости базовой конструкции с 615 км/ч у пpототипа, до 783 км/ч на последней модели P-51H, без каких-либо радикальных перемен в силуэте или конструкции.

Наиболее широко используемым вариантом стал P-51D. Hепосредственным предшественником P-51D был P-51C. Модель "C" была превосходным самолетом, но имела неудовлетворительный обзор задней полусферы. P-51D имел прозрачный каплевидный фонарь, дававшим 360-градусный обзор по аналогии с самолетом Typhoon компании "Hawker".

Первый полностью оснащенный P-51D появился во второй половине 1944.

Стандартным двигателем P-51D был 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Rolls-Royce (постройки "Packard") Merlin V-1650-3 или V-1650-7 развивавший 1400 л.с. на взлете. Hа первых Мустангах устанавливались низковысотные двигатели Allison,но когда были осознаны его возможности как высотного истpебителя, решили установить двигатель Merlin. Двигатели серии Merlin 61 устанавливались с дополнительным передним радиатором вдобавок к обычному с воздухозаборником под фюзеляжем. Комбинация Mustang/Rolls-Royce оказалась настолько удачной, что стала стандартной для всех вариантов Мустанга. Для увеличения выпуска двигателей, американская фирма "Packard Car Company" начала выпускать Merlin по лицензии.

Merlin устанавливался с карбюратором инжекционного типа и двухступенчатым турбокомпрессором. Merlin вращал четырехлопастный автоматический винт постоянной скорости. Маслорадиатор и жидкостной радиатор охлаждения были установлены в сильно выдвинутом подфюзеляжном обтекателе с воздухозаборником.

Единственной слабостью двигателя Merlin было то, что он мог выйти из строя из-за единственной пули или осколка, что в принципе присуще всем pядным двигателям жидкостного охлаждения, но не умаляло достоинств Мустанга в целом.

Стоимость P-51D Mustang с двигателем Packard Merlin составляла 50985$, что весьма немного для такого эффективного и элегантного самолета.

Всего было построено 15386 Мустаногов различных модификаций.

Несколько Мустангов поддерживается в состоянии летной годности и сегодня.

Характеристики
Экипаж 1 чел.
Размеры.
Размах крыла, м 11.28
Длина самолета, м 9.86
Высота самолета, м 4.17
Двигатель.
12-ти цилиндровый Rolls-Royce (Packard) Merlin V-1650-3 (-7) 1400 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета, кг 3232
Максимальная взлетная, кг 5262
Летные данные.
Максимальная скорость у земли, км/час 703
Максимальная скорость на высоте, км/час 635
Максимальная скороподъемность, м/мин 1060
Практический потолок, м 12770
Практическая дальность, км 3700
Боевая дальность, км 1528
Вооружение
6x12,7мм пулеметов в крыле, 2 бомбы на внешней подвеске, по кг 454

Подробно

«Мустанг» в СССР

Самолеты более поздних модификаций В, С, D с высотными английскими моторами «Мерлин», выпускавшимися в США по лицензии фирмой «Паккард», в СССР официально не поступали. Однако отдельные экземпляры P-51D у нас имелись.

«Мустанги» ВВС армии США довольно широко применялись в ходе «челночных» операций, сопровождая бомбардировщики на базы на Украине и обратно. Впервые они появились у нас 2 июня 1944 года, когда в Пирятине сели 64 Р-51D из 325-й истребительной группы, а последний раз приземлялись 18 сентября—тогда их было 62. Всего в «челночных» операциях приняли участие 395 «Мустангов» ВВС армии США. При этом поврежденные по пути машины иногда совершали вынужденные посадки на нашей территории.

В конце войны такие самолеты находили и в странах Восточной Европы—Польше, Венгрии, Чехословакии, Румынии. К маю 1945 года там было выявлено 14 Р-51 разных модификаций.

Впоследствии несколько Р-51D восстановили и перегнали на аэродром ЛИИ в Кратово. Полных летных испытаний не проводили, но общее впечатление о машине получили. Отметили простоту пилотирования. На малых и средних высотах P-51D по прежнему уступал отечественным истребителям по динамике — сказывался существенно больший вес. Он проигрывал в скороподъемности и характеристиках горизонтального маневра, хотя быстро разгонялся и устойчиво вел себя на пикировании. Зато на высотах больше 5000 м наши истребители уже не могли с ним сравниться, превосходил он и немецкий Bf 109K.

В целом в период перехода к реактивным истребителям P-51D большого интереса уже не представлял, хотя отдельные элементы его конструкции и оборудование внимательно изучались нашими специалистами.

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • CD энциклопедия. "Военная авиация" /Media 2000/
  • "«Американцы» в России" /Котельников В.Р. и др./

©AirPages
2003-