Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Самолёты Curtiss P-36A H.75M P 40A,B P 40D,E P 40F-N P 40 в СССР P 47G SB2C-1 SB2C-3 Фото и схемы Боевое применение P-40 P-40 в СССР

Б.Ф. Сафонов и "Kittyhawk"

Истребитель-штурмовик

Curtiss

Б.Ф. Сафонов и Kittyhawk

Б.Ф. Сафонов

Командование Северного флота представило Бориса Сафонова одним из первых к награждению боевым орденом Великобритании. В представлении к союзнической награде в частности отмечалось: «Сафонов — самый популярный летчик-истребитель среди английских летчиков, находившихся на Северном флоте. Его мужество, отвага, геройство являлись примером для всего летного состава ВВС СФ, а также англичан. Если будет решен вопрос о представлении к английским наградам — Сафонов является самой подходящей и популярной кандидатурой». Британская сторона ничего не имела против этого и в начале марта 1942 г. состоялась официальная церемония награждения английским крестом «За летные боевые заслуги» (DFC — Distinguished Flying Cross) .

Последним самолетом, на котором летал и погиб Борис Сафонов, был «Киттихаук»* Р-40Е (Серийный номер 41-13531). Самолет был изготовлен 17.01.42 в Буффало. Практически во всех архивных документах ошибочно значится, что североморский ас 30 мая 1942 года погиб на американском самолете Р-40 «Томахаук». Причина этой ошибки в том, что в советских документах самолеты Р-40Е числились по прежнему «Томагавками», название «Киттихавк» стали применять лишь к следующим модификациям.

Двигатель "Эллисон", установленный на "Киттихауке", не имел турбонаддува и быстро терял мощность на высотах выше 4500 м. Поэтому самолет применяли с успехом в качестве штурмовика.

Однако самолет обладал и существенным недостатком, приведшим к гибели не одного летчика.

Подробно см. здесь.

Из воспоминаний Командующего Северным флотом адмирала А.Г. Головко: "Эти самолеты имеют особые подшипники в своих моторах, потому что залиты подшипники не обычным сплавом, а серебряным. Американцы считают такой сплав новейшим техническим достижением; однако моторы с подшипниками, залитыми серебряным сплавом, часто выходят из строя. Вот почему наши летчики с горькой насмешкой называют эти самолеты "чудом безмоторной авиации". Чаще всего "киттихауки" стоят в бездействии."

Именно разрушения подшипников на взлетных режимах двигателя и приводили к его отказу.

Борис Феоктистович Сафонов, летчик-истребитель морской авиации Военно-воздушных сил Северного флота, погиб 30 мая 1942 года на самолете Р-40Е. Конструктивно самолет Р-40Е аналогичен предыдущему Р-40D (двигатель V-1710-39 с поджатым радиатором), но с шестью пулеметами в крыле. Всего было выпущено 2320 самолетов этого типа.

В случае с Б. Сафоновым причина отказа двигателя не была установлена, ибо самолет упал в море и затонул, однако версия об отказе двигателя и на этот раз не лишена оснований.

На боевое задание по охране конвоя PQ-16 вылетели 30 мая 1942 года вчетвером (остальные "Киттихауки" к тому времени стояли не исправны). Четвертый самолет (летчик Кухаренко) возвратился с полпути из-за неисправности мотора. Полет продолжали втроем, втроем и приняли бой. Вероятно не последнюю роль в гибели Сафонова сыграло и то , что его ведомый Кухаренко, призванный прикрывать своего командира, в бою не участвовал.

Атака производилась при выходе из пике Ю-88. Гв. подполковник Сафонов первый Ю-88 пропустил, а второй начал атаковать. Третий Ю-88 вошел в хвост "Киттихаука" Сафонова, которого начал атаковать гв.лейтенант Покровский. Четвертый Ю-88 зашел в хвост "Киттихаука" Покровского, который начал атаковать гв.капитан Орлов. После первых атак, атакованные самолеты Ю-88 Покровским и Орловым, отвернули влево на 30 градусов от курса первых самолетов. Таким образом Покровский и Орлов во время атак уклонились от гв. подполковника Сафонова и после боя никто из них не видел Сафонова.

По воспоминаниям Леонида Ивановича Родионова, бывшего мичмана Северного флота, оказавшегося свидетелем гибели Б. Ф. Сафонова ( по расписанию во время боевой тревоги Родионов находился на мостике одного из судов ): - По рации ясно были слышны переговоры наших летчиков с командованием конвоя. Было отчетливо слышно, как Сафонов сообщил: "Сбил одного !", немного погодя: "Сбил второго !". И вдруг: "Подбил третьего. Сам подбит, тяну к кораблям". Хорошо видно было, как его самолет упал в море. Командир бригады А. И. Гурин запросил у старшего офицера конвоя, а им всегда назначался англичанин или американец, разрешения послать один корабль на место падения самолета. О том, что упал самолет Сафонова, знали не только наши, но и старший конвоя, у него рация все время была включенной. Однако разрешения на выход корабля из ордера не последовало. Запросили вторично, подчеркнули, что сбит именно Сафонов. И снова отказ...

Борис Сафонов был первый, кому дважды присвоено звание Героя Советского Союза за подвиги в Великой Отечественной войне. К этому высокому званию отважный лётчик-истребитель был представлен Наркомом ВМФ Н.Г. Кузнецовым не посмертно, а при жизни, 27 мая 1942 года - за три дня до своего последнего боевого вылета. Награжден Орденом Ленина, Красного Знамени ( трижды ).

Всего Борис Сафонов совершил 224 боевых вылета, в 34 воздушных боях сбил 25 самолетов противника.

На рисунке вверху Киттихаук с бортовым номером 10. На таком самолете в последнем бою погиб Борис Сафонов.

* - многочисленным вариантам произношения - Киттихавк, Киттихаук следует вероятно предпочесть Киттихок, именно такое произношение "хок" (hawk) в английском звучит, как ястреб, сокол.

Характеристики Р-40Е
Экипаж 1 чел.
Размеры.
Размах крыла, м 11,37
Длина самолета, м 10,16
Высота самолета, м 3,23
Двигатель.
12-ти цилиндровый V-образный V-1710-39 (Эллисон) 1150 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 2812
Максимальная взлетная 4013
Летные данные.
Максимальная скорость, км/ч 570
Время набора высоты 6100м, мин 9
Практический потолок, м 9450
Дальность полета, км 1200
Вооружение
6 X 12,7мм пулеметов в крыле, бомб на внешней подвеске, кг 227

Подробно

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • CD энциклопедия. "Военная авиация" /Media 2000/
  • журнал "авиАМастер" /№5 2003/, Юрий Рыбин "Размышления об И-16 Бориса Сафонова"
  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
  • "Драться как Сафонов ..." /История авиации № 28. Юрий Рыбин/

09 03 2016

Добрый день! В двух ваших статьях указано, что последним самолётом Бориса Сафонова был P-40E с серийным 41-13531. Подскажите, пожалуйста, откуда такая информация по американскому серийному номеру? Мы перерыли архив, в бумагах ВВС СФ нашли только английские серийные номера Киттихоуков. У Сафонова № 775.
--
Андрей Русавин

14 03 2016

Здравствуйте, Андрей!
Прошу меня извинить, что не ответил Вам сразу на Ваше предыдущее письмо.
Много работы по ЖБД 746 АП ДД, все думал вот маленько разгребусь и поищу, однако все как-то откладывал.
Дело это десятилетней давности. Данные взяты не из архива.
Сейчас просмотрел все публикации о Сафонове в моем архиве, периодику, Война в воздухе, Авиамастер, История авиации и ничего не нашел!
Откуда сей факт я почерпнул к своему глубокому сожалению я не знаю и приношу свои искренние извинения.
Могу только сказать, что вы пишите о контрольные номерах (у Сафонова 775) (ctn - company test numbers), не совпадавшие с серийными и заводскими.
Мною же указан серийный номер, найденный по указазанному Вами контрольному номеру по таблице перевода. Откуда эта таблица взята, я пока не смог найти.
--
Вячеслав Черкашин

09 03 2016

Добрый день, Вячеслав!
Благодарю за ответ!
Да, 775 - это номер Кёртисс-Райта (CW number). Серийный ВВС США (USAAF s/n) - 41-13531. Заводской номер (MSN, C/N) - 16747.
Дело в том, что я эти номера рассчитал просто составив таблицу и зная отдельные номера самолётов в партии. Но не уверен, что где-то обошлось без пропусков, поэтому у меня может быть ошибка. Тем не менее, серийник ВВС США совпал, поэтому меня сразу интересовало, откуда он в ваших статьях.
Если вдруг где- попадётся первоисточник, дайте знать!
Спасибо!
--
Андрей Русавин


©AirPages
2003-