Наиболее широко и интенсивно Р-40 применялись в Заполярье. Они начали поступать сюда с января 1942 г., когда «северные ворота» для ленд-лизовских конвоев пришлось перенести из Архангельска в незамерзающий на зиму порт Мурманск. Поскольку переброска на Крайний Север самолетов с советских заводов по ряду причин была затруднительной, то здесь имел место уникальный случай — пополнение советских ВВС возложили ... на западных союзников! До 95% поступавших в мурманский порт английских и американских самолетов зачислялись в действующие здесь части ВВС, ПВО и морской авиации. В 1942-43 гг. относительное количество иностранных истребителей достигало 80% общего состава.
Динамика поступления Р-40 в Мурманск следующая: 11 января 1942 г. (конвой PQ-7) — 4 самолета; 20 января (PQ-8) — 15; 10 февраля (PQ-9) — 2; 12 марта (PQ-12) — 44, а всего за 1942 г. — 272 «То-магаука» и «Киттихаука». В 1943 г. прибыло 108 Р-40 (с конвоями SW 52,54 и 55). Последние 111 «Киттихауков» были доставлены в мурманский порт с 29 февраля по 5 апреля 1944 г. конвоями SW 56, 57 и 58***.
Номенклатура «Томагауков» включала 4 различные модели: ПА, ИВ, Р-40С и даже экзотические P-40G. Последние были получены путем доработки первой модели Р-40: в августе 1941 г. 44 машины были возвращены на фирму Кертисс, где на них установили крылья от «Томагаука» ИВ с протектированными баками и 7,62-мм пулеметами, а также бронирование кабины пилота. Из США было получено 76 «Томагауков», в том числе 49 модели ИВ, 10 Р-40С и 17 P-40G (включая прототип XP-40G, на котором отрабатывался этот вариант модернизации). Из Великобритании в 1941 г. поступили 24 «Томагаука» НА и 147 — модели ИВ.
Практически все «Томагауки» (даже отгружаемые непосредственно из США) и часть «Китихауков» поступали «в счет английской поставки» — т.е. считались английским ленд-лизом, наряду с «Харрикейнами» и «Спитфайрами». Это объясняется тем, что Р-40 были заказаны в США для Королевских ВВС, но их массовые поставки начались, когда Битва за Англию была завершена, и RAF, располагавшие достаточным числом более совершенных истребителей, охотно перенаправили Р-40 в СССР. Инициатором английского ленд-лиза выступил премьер-министр Уинстон Черчилль, причем еще до принятия аналогичного решения американцами. В одном из первых своих писем И.В. Сталину, полученном 6 сентября 1941 г., он писал: «8 первом абзаце Вашего послания Вы употребили слово «продать». Мы не смотрим на дело с этой точки зрения и никогда не думали об уплате. Было бы лучше, если бы всякая помощь, оказанная Вам нами, покоилась на той же самой базе товарищества, на какой построен американский закон о займе-аренде, то есть без формальных денежных расчетов».
Первым на Севере «Томагауки» получил 147-й ИАП. Поскольку боевые действия здесь носили позиционный характер, переучивание проходило прямо в оперативной зоне. Полк продолжал воевать на И-153, в перерывах между боями осваивая «Томагаук» ИВ и «Харрикейн» ИВ. Первые «Томагауки» поступили в начале декабря 1941 г. (АК295. 296 и 318), а к концу января 1942 г. переучивание было завершено. Освоение «Томагауков» проходило непросто: еще в декабре было разбито две машины (АК318 - пожар в воздухе, АК296 — сорвался в штопор). А первой боевой потерей на Севере стал АК295, который 1 февраля 1942 г. сбили в воздушном бою.
До конца апреля полк воевал на двух типах истребителей, причем, например, в 1-м и 3-м звеньях 2-й эскадрильи было по 2 «Томагаука» и 2 «Харрикейна». 1 апреля полк стал 20-м гвардейским ИАП, был переформирован на новый штат 015/134, к 1 мая сдал «Харрикейны» и в дополнение к имевшимся «Томагаукам» ИВ (АК170, 180, 194, 202, 205, 263, 267, 306, 339, 344, AN473, AN483) получил Р-40Е (№№ 583, 586, 600, 664, 787, 789. 796, 810-814, 823, 824,843, 849,860, 1101, 1108).
В целом «Томагауки», как и «Киттихауки», летчикам понравились, особенно своей живучестью и дальностью полета. Прочность 5-лонжеронного крыла самолета стала легендарной после воздушного боя 8 апреля 1942 г., когда командир звена л-т Алексей Хлобыстов дважды таранил немецкие истребители!**** Первому «Мессершмитту» он отрубил хвостовое оперение на догонном курсе, второму — часть крыла на встречном, причем оба раза таранил правой консолью. «Мессершмитты» разбились, а «Томагаук» благополучно сел на своем аэродроме, и его успешно отремонтировали. Хлобыстов, у которого врачи не обнаружили даже царапин, был представлен к званию ГСС и получил денежную выплату в 2000 рублей за два уничтоженных вражеских истребителя.
Третий таран, совершенный Хлобыстовым 14 мая 1942 г., завершился длительным пребыванием в госпитале. Свой поврежденный в бою «Киттихаук» № 812 он направил на «Мессершмитт», который пытался его добить на встречном курсе. Спасла случайность — при ударе советского летчика выбросило из самолета... Вернувшись в строй, Хлобыстов продолжал воевать на Р-40. 13 декабря 1943 г. он на «Киттихауке» № 1134 вместе с напарником л-том Калегаевым (самолет № 1167) преследовал немецкий разведчик. Оба были сбиты его стрелком над вражеской территорией и в полк не вернулись.
Летчики 20-го ГИАП воевали на Р-40 до конца 1943 г., после чего получили «Аэрокобры» P-39N. Общие итоги за 1942-43 гг. не сохранились, известны лишь потери: 28 Р-40 разных моделей в 1942 г. и 26 — в 1943 г., из них 14 — в авариях и катастрофах, 35 сбиты в воздушных боях, 3 — зенитной артиллерией и 1 разбомблен на аэродроме. Судя по описаниям отдельных боев, сохранившимся в советских архивах, немцы понесли, по крайней мере, не меньший урон.
Из материалов допросов сбитых на Севере в 1942 г. немецких летчиков из II. и III./JG 5 (A. Jakobi, H. Bodo, К. Philipp, W. Schumacher) следует, что они считали «Томагаук» серьезным противником (выше оценивали только «Аэрокобры» и собственные Bf 109F), а достаточно скромные успехи советских летчиков видели в приверженности к оборонительной тактике и недостаточно решительным атакам...
* Контрольные номера (ctn - company test numbers), не совпадавшие с серийными и заводскими.
** Очевидно, это командир I./JG.54 гауптман Franz Eckerle. Хотя дата и место боя по советским и немецким данным не совпадают.
*** Все цифры - по результатам регистрации в советском порту.
**** Первый таран на "Томагауке" был совершен против бомбардировщика 20 января 1941 г. Летчик 154-го ИАП к-н А.В. Чирков сбил таким образом Не 111.
Источники
- Авиация и время /№ 2,3 2006/
|