Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Curtiss Истребители
Р-40 в СССР

Истребители Р-40 в советской авиации

Валерий Романенко

В годы Второй мировой войны истребители Р-40 воевали практически на всем протяжении советско-германского фронта. Малоизвестный факт — «Томагауки» и «Киттихауки»* с красными звездами принимали участие во всех решающих сражениях: битве под Москвой, у Сталинграда, обороне Ленинграда, на Кубани, на Курской дуге и далее вплоть до освобождения Восточной Пруссии. Правда, везде (кроме Севера) их количество было относительно невелико (как правило, не более 1-2 полков на воздушную армию), и поэтому решающего воздействия на ход сражений они не оказали.

Р-40 находились на вооружении трех основных родов авиации СССР: ВВС Красной Армии (ВВС РККА), ВВС Военно-морского флота (ВВС ВМФ) и авиации ПВО. Советский Союз стал фактически вторым (после Великобритании) импортером истребителей Р-40. Всего в 1941-44 гг. было получено 247 «Томагауков» и 2178 «Киттихауков» (Р-40Е, К, М и N), что выводит самолет на четвертое место после Р-39, «Харрикейна» и Р-63. Динамика поступления в ВВС и ПВО по годам выглядит следующим образом: 1941 г. — 230 «Томагауков» и 15 Р-40Е; 1942 г. — 17 «Томагауков» и 487 Р-40Е, Е-1, К; 1943 г. — 939 Р-40Е-1, К, М, N; 1944 г. — 446 в основном Р-40М и N. Еще 291 «Киттихаук» поступил в ВВС ВМФ.

В советских ВВС «Киттихаук» считался «средней» машиной: лучшей, чем И-15, И-16 и «Харрикейн», но худшей, чем Р-39, «Яки» или «Лавочкины». Поэтому история типичного полка на Р-40 выглядела так. Начинал войну на И-15, И-16 или МиГ-3; потеряв их в боях к началу-середине 1942 г., получал Р-40С; постепенно пополнялся Р-40Е, К, которые заменяли выбывавшие из строя ранее полученные машины. Затем следовало два варианта: если полк особенно не проявил себя в боях, то он переводился в ПВО и получал Р-40М и N; если же он достигал заметных успехов — становился гвардейским и перевооружался на Р-39, Як-7, -9 или Ла-5. Так продолжалось до конца 1943 г., когда «Киттихауки» практически исчезли из ВВС РККА, почти полностью перейдя в ПВО и авиацию ВМФ. В мае 1945 г. лишь один полк (24 «Киттихаука») числился в 1 -й ВА III Белорусского фронта, зато в ПВО находилось 409 «Киттихауков» и «Томагауков», 96 штук — в ВВС Черноморского флота и около полусотни — в ВВС Северного.

Первую партию «Томагауков», которая включала 20 Р-40 ранних серий, отправили из США в СССР в сентябре 1941 г. Она была куплена за золото, а не по линии ленд-лиза, действие которого распространили на СССР лишь с 7 ноября. К тому времени в Архангельск уже прибыли английские «Томагауки». 31 августа с «пробным» конвоем PQ-0 «Дервиш» было получено 7 «Томагауков» НА (RAFoBCKne номера от АН965 до АН971) и 17 - модели ИВ (АК196-198, 242-247, 250, 253, 255-258, 300, 311). Эти варианты отличались лишь радиооборудованием и крыльевым вооружением: на НА устанавливались английские КВ-станции и пулеметы «Браунинг» калибром 7,69 мм, на ИВ — американские УКВ-станции и 7,62-мм «Кольт-Браунинги».

На специальном аэродроме с деревянным покрытием, срочно построенным заключенными ГУЛАГа и названным «10-й километр», истребители под наблюдением английских авиатехников собрали и облетали. С помощью двух американских летчиков-инструкторов л-тов Джона Алисона и Хуберта Земке в период с 10 по 29 сентября был подготовлен ряд советских пилотов, которые воздушным путем перегнали самолеты в 27-й запасной авиаполк (ЗАП).

Запасные авиаполки в советских ВВС выполняли двойную функцию: они были центрами по переучиванию строевых авиачастей и отдельных экипажей на новые типы самолетов, а также депо, распределявшими такую же технику по фронтовым авиачастям для возмещения потерь. Так что с «Томагауками» была проявлена разумная осторожность — несмотря на острую нехватку истребителей, их решили вначале изучить в тылу.

27-й ЗАП базировался на аэродроме Кадников, что в 140 км от Вологды по железной дороге Вологда-Архангельск. Он был сформирован в августе 1941 г. специально для переучивания на «Томагауки» и «Харрикейны». В 1941-42 гг. он стал основными «воротами», через которые «Томагауки» поступали в авиаполки ВВС РККА. Здесь прошли подготовку 126-й, 154-й, 159-й, 964-й ИАП и десятки отдельных экипажей. 2 ноября полк переформировали на 2-эскадрильный состав (штат 015/177), и на 27 декабря в нем числилось 15 «Томагауков» НВ (АН974, 978, АК172, 197, 243, 247, 250, 258, 321, 327, 342, 345, 363, 388, AN493), 4 двухместных учебных истребителя Як-7В и 2 УТИ-4. Несмотря на трудности, появившиеся при зимней эксплуатации (отказы моторов, электрогенераторов и др. агрегатов стали причиной ряда аварий), инструкторы 27-го ЗАП считали «Томагаук» достаточно простым в пилотировании и вполне доступным летчикам средней квалификации. Благодаря высокой прочности он выдерживал неизбежные в учебном процессе грубые посадки и даже аварийные приземления на фюзеляж, так что за 14 месяцев интенсивной эксплуатации было списано всего 5 самолетов (АН974, АК316, 196, 243, 321)

Первым в 27-й ЗАП для переучивания прибыл 15 сентября 1941 г. 126-й ИАП, которым командовал м-р В. М. Найденко — один из наиболее опытных пилотов ВВС РККА, успевший повоевать в Испании, на Халхин-Голе и в Финляндии. Этот полк воевал с 22 июня на И-16 и МиГ-3, получив хороший боевой опыт. Два летчика части, ст. л-ты С.Г. Ридный и В.Г. Каменщиков, Указом от 9.08.41 г. были удостоены звания Героя Советского Союза (далее ГСС).

Освоение американских самолетов затруднялось отсутствием технических описаний и инструкций на русском языке. Летчикам и техникам приходилось переводить их со словарем по вечерам, после работы на аэродроме. «Томагаук» оказался несложным в освоении, и с 1 октября полк приступил к учебным полетам, но уже через два дня ему пришлось срочно убыть на фронт. 126-й ИАП в составе двух эскадрилий (20 самолетов) перелетел на аэродром Чкаловская и начал боевую работу по обороне Москвы. С 25 октября 1941 г. по 25 апреля 1942 г. в составе 6-го авиакорпуса ПВО полк выполнил 666 боевых вылетов на прикрытие войск Калининского и Западного фронтов, а также 319 — для защиты Москвы. На боевой счет части были записаны 29 самолетов противника. Свои потери составили 4 машины и 2 пилота. С наибольшей интенсивностью полк воевал в течение первого месяца пребывания под Москвой, совершив 685 вылетов и добившись 17 побед. Затем пошли сплошные аварии: «Томагауки» оказались совершенно не приспособленными к русской зиме. От морозов, доходивших до -38°С, трескались пневматики колес, разряжались аккумуляторы, замерзали масло, гидросмесь и антифриз, из-за чего лопались соты радиаторов (38 случаев), для пайки которых пришлось конфисковать все серебряные ложки в соседних деревнях. Часто происходили разрушения электрогенераторов и заклинивания моторов.

Устранять этот шквал дефектов пришлось инженерно-техническому составу полка при помощи специалистов НИИ ВВС. Генераторы и колеса заменили на советские; гидро-, масло- и охладительную системы оснастили специальными кранами, с помощью которых жидкости полностью сливали на ночь, провели другие доработки. Но когда научились бороться с дефектами, большая часть «Томагауков» уже утратила боеспособность: отсутствовали не только запчасти и новые моторы, которых вообще не присылали (!), но даже... патроны к английским и американским пулеметам! К середине января 1942 г. лишь 9 самолетов могли подняться в воздух. Интересно, что один из «Томагауков», благодаря умелому технику А.И. Луневу, выполнил к тому времени 90 вылетов без каких-либо аварий! В январе полк смог выполнить 198 вылетов (334 летных часа), провел 11 воздушных боев, в которых было сбито 5 Bf 109, 1 Ju 88 и 1 Не 111**. Тут статистика открывает неожиданный факт — оказывается, «Томагауки» вполне успешно сражались с «Мессершмиттами»! Это подтверждали и доклады летчиков об обстоятельствах боев. Например, 18 января пара л-ты СВ. Левин и И.П. Левша провела бой с семью Bf 109, сбив два из них, и благополучно вернулась на свою базу. Избежало потерь и звено (3 самолета) л-та Е.Е. Лозового, которое 22 января в бою с 13 самолетами противника сбило 2 Bf 109E. Всего за январь было потеряно 2 «Томагаука», и лишь один из них сбили «Мессершмитты», второй — на счету немецких зенитчиков.

Однако «Томагаукам» часто доставалось от своих — незнакомый самолет азартно обстреливали как истребители, так и зенитки. Обычно все обходилось десятком пробоин и извинениями, но под Новый год советская ПВО превзошла саму себя: «Томагаук» AN507 мл. л-та П.Г. Маза вначале атаковали пять И-16, а затем прицельно обстреляли зенитчики. В результате летчик с трудом совершил вынужденную посадку, во время которой был разбит мотор. Но даже после этого оказалось, что самолет подлежит ремонту.

И все же в основном потери происходили из-за отказов материальной части. Особенно часто подводили двигатели. Как правило, пилотам удавалось посадить самолет с неработающим мотором, но порой удача отворачивалась от них. Так, 17 февраля 1942 г. в результате отказа мотора на взлете разбился один из лучших летчиков полка ст. л-т С.Г. Ридный («Томагаук» АК325).

Несмотря на обилие аварий, общее впечатление пилотов 126-го ИАП от самолета оказалось хорошим. В «Томагауке» было именно то, чего недоставало отечественным истребителям. Если создатели советской техники добивались, прежде всего, высокой скорости и маневренности своих машин, а остальные качества считали как бы второстепенными, то разработчики Р-40 особое внимание обратили на такие «мелочи», как мощное вооружение (секундный залп 2-х крупнокалиберных и 4-х пулеметов винтовочного калибра был в 1,5 раза больше, чем даже у МиГ-3), защиту (38-мм лобовое бронестекло), устойчивую радиосвязь, хороший обзор с рабочего места летчика, фонарь с очень прозрачными стеклами*** и надежным аварийным сбросом, комфорт в просторной кабине, большую (до 1100 км) дальность полета. К тому же, отличавшийся высокой прочностью планер Р-40 чаще всего позволял летчикам при аварийных посадках остаться невредимыми. В руках опытных воздушных бойцов самолет оказался грозным оружием, хотя обладал недостаточными скоростью и маневренностью, уступая в этом и Bf 109E, и «Якам», и «ЛаГГам». Недостатки машины компенсировались хорошей слетанностью звеньев и групповой тактикой, предусматривавшей эшелонирование по высоте. Потому и большинство побед в 126-м ИАП было групповым: на счету С.Г. Ридного (АН965) значилось 9 сбитых лично плюс 17 в группе, В.Г. Каменщикова — 7+10, В.М. Найденко — 5+11.**** Асами, одержавшими 5 и более побед, стали 12 пилотов. 31 летчик был награжден орденами и медалями за отличия в битве под Москвой.

* Названия даны в соответствии с использованными в СССР (Прим. ред.).

** Здесь и далее данные взяты из архивных материалов полков без сопоставления с докладами о потерях с немецкой стороны.

*** На одном из совещаний в 1942 г. Сталин лично распорядился делать оргстекло для советских самолетов по типу -Томагаука».

**** Счета общие, с 22 июня 1941 г., так как данные о сбитых именно на Р-40 отсутствуют.


©AirPages
2003-