Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Curtiss P-36A H.75M P 40A,B P 40D,E P 40F-N P 40 в СССР P 47G SB2C-1 SB2C-3 C-46 Фото и схемы Боевое применение P-40 P-40 в СССР

P-40 A, B, C"Tomahawk"

Истребитель

Curtiss

Curtiss Hawk-81 (P-40С), ВВС Китая, весна 1942 © Михаил Быков

Curtiss Hawk-81 (P-40С) из американской добровольческой группы "Летающие Тигры" в составе ВВС Китая, весна 1942 г.

Двигатель R-1830, надежный и мощный для самолетов 30-х годов, к началу следующего десятилетия успел устареть, поэтому для нового самолета на базе «Модели 75» был выбран V-образный двигатель V-1710. Установка этого двигателя на переработанный вариант Р-36А привела к появлению самолета «Модель 81», который впервые поднялся в воздух в октябре 1940 года под обозначением ХР-40. Первой серийной модификацией новой машины стал истребитель Р-40. Первые серийные истребители Р-40 оснащались двигателем Аллисон V-1710-33 мощностью 1055 л.с.

Двигатель 12 цилиндровый V-образный рядный жидкостного охлаждения Allison V-1710-33(с15) объемом 1710 кубических дюймов (28022 см 2) производства Allison Division of General Motors. Вместо турбокомпрессора мотор был оборудован обычным приводным односкоростным одноступенчатым центробежным нагнетателем и поэтому имел сравнительно небольшую высотность (3650 м). Это отвечало взглядам американских военных специалистов, предполагавших использовать самолет в основном для обороны побережья США и штурмовки наземных целей. А для выполнения заданий такого рода излишняя высотность истребителю была ни к чему.

Стартовая мощность двигателя 1040 л.с./777 кВт при 2800 об./мин.

Рабочая мощность на высоте 4600 м 960 л.с./716 кВт при 2600 об./мин.

Боевая мощность на той же высоте 1090 л.с./813 кВт при 3000 об./мин.

Двигатель оснащался трехлопастным винтом с изменяемым шагом Curtiss Electric диаметром 3,36 м.

Вооружение На Р-40 два пулемета Colt Browning М2 калибра 12,7 мм, установленных под капотом над блоком цилиндров (боекомплект 235 выстрелов на ствол) и два пулемета Colt Browning калибра 7,62 мм в крыльях. На Р-40А, Р-40В и Р-40С два пулемета Colt Browning M2 калибра 12,7 мм, установленных под капотом над блоком цилиндров (боекомплект 235 выстрелов на ствол) и четыре пулемета Colt Browning калибра 7,62 мм в крыльях (по 500 выстрелов на ствол для внутренних пулеметов и 480 выстрелов на ствол для внешних пулеметов).

Под фюзеляжем можно было подвесить 500-фунтовую (227 кг) бомбу. Под крыльями предусматривалась возможность подвески двух 100-фунтовых (45 кг) бомб или шести 10-кг бомб (М-42 или Т-7) или шести 13,6-кг бомб (М-5).

Бронезащита машины отсутствовала, топливные баки не протектировались.

До конца 1940 года было построено 199 таких самолетов для Воздушного корпуса США.

После капитуляции Франции все 142 изготовленных для Франции истребителя передали Великобритании, где им присвоили новое обозначение - «Томахаук» Mk I.

В январе 1941 года заводы перешли на выпуск Р-40В, на котором установили лобовое бронестекло фонаря кабины, бронеспинку кресла пилота, протектированные бензобаки и два дополнительных крыльевых пулемета калибра 7,62 мм. Вес самолета возрос на 200 кг, но его летные качества ухудшились незначительно. Этой модификацией заинтересовалось и британское правительство, разместившее в Америке заказ на 110 истребителей, обозначенных «Томахаук» Mk II и Mk IIА (их отличие заключалось только в радиостанции американского или британского образца). По требованию заказчика американские крыльевые пулеметы заменили на английские калибра 7,69 мм.

Р-40С, выпускавшийся с марта 1941 года, имел немного измененную топливную систему, благодаря чему под фюзеляжем самолета можно было подвесить дополнительный топливный бак емкостью 197 л. Под крылом появились держатели для бомб общим весом до 227 кг. Вновь увеличившийся взлетный вес привел к снижению максимальной скорости истребителя до 555 км/ч. Всего подразделениям ВВС США были поставлены 193 Р-40С, и 328 самолетов этого типа под обозначением «Томахаук» Mk IIB предназначались для RAF (49 из них позднее передали СССР. Еще 100 «Tomahawk» Mk. IIB (иногда их обозначали как Н-81А-3) передали Китаю. Там их использовали в составе American Volunteer Group (AVG) возглавляемой генералом Клером Ли Шенно. Неофициально группа называлась «Летающие Тигры»).

Хотя импортные машины имели небольшую боевую ценность, Англия находилась в таких условиях, когда выбирать не приходилось. Однако вскоре после того, как «Битва за Англию» закончилась, появилась возможность заменить американские самолеты английскими. Выпуск истребителей «Hurricane» и «Spitfire» нарастал и полностью удовлетворял потребность армии в самолетах. Потрепанные «Томагавки» передали СССР, Турции и Египту. Всего Советский Союз получил 146 машин от Англии и 49 непосредственно от США.

На рисунке вверху Р-40С, входивший в состав AVG в Китае, 1941 год.

Воздушый винт Гидроматик

Характеристики самолетов «Tomahawk»
XP-40 P-40 P-40B P-40C
Tomahawk - Mk. I Mk. II Mk. IIB
Экипаж 1
Размеры
Длина, м 9.67
Высота, м 2.79 3.22 3.22 3.22
Размах крыла, м 11.35
Площадь крыла, м² 21.92
Масса, кг:
Пустого 2356 2439 2559 2636
Взлетная 2849 3079 3323 3424
Максимальная взлетная 3116 3273 3468 3655
Силовая установка
12 цилиндровый V-образный Allison V-1710 - 19 33 33 33
Мощность, л.с. 1160 1055 1055 1055
Летные данные
Скорость, км/с максимальная 526 575 566 555
на высоте, м 3468 4572 4572 4572
Время набора мин 3.2 5.3 5.1 5.7
высоты, м 3658 4572 4572 4572
Потолок, м 9449 9982 9906 8992
Радиус, км 740 1529 1175 1287
Максимальный радиус, км 1899 2253 1979 2173

Подробно

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "50 лучших истребителей Второй мировой войны" /Геннадий Корнюхин/
  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
  • "Знаменитые самолеты и вертолеты" /Тони Холмс/
  • "Война в воздухе" /№ 52, 53, 54,55/
  • CD энциклопедия. "Военная авиация" /Media 2000/

©AirPages
2003-