Aviation of Word War II

Home Russian

P-40 "Warhawk"

Fighter-Bomber

Curtiss

P-40 Warhawk

A further development of the Model 81 was the Model 87, which had an elongated fuselage and a more powerful 1300-horsepower V-1650-1 engine (Packard). The prototype of this XP-40F was based on the standard P-40D; three YP-40F pre-production aircraft “paved the way” for the P-40F fighter-bomber (1311 aircraft). Outwardly, the aircraft differed from the previous modification by the absence of a suction pipe above the engine. Designated P-40F "Warhawk" ("Kittyhawk" Mk II), it was produced from January 1942.

Another area of ​​improving the fighter was to facilitate its design. Thus, the P-40L appeared, which was an F variant with four 12.7 mm machine guns, partially removed armor and a reduced fuel supply. These measures also did not produce tangible results. Compared to the P-40F, the speed of the lightweight aircraft has increased by only 7 km / h. Between January and April 1943, the Curtiss factories produced 700 P-40Ls, nicknamed "Gypsy Rose Lee" by the pilots in honor of Miss Lee, a famous stripper during the war.

In 1943, the Kittyhawks no longer met the requirements of air war, yielding to enemy fighters in such important indicators as speed, maneuverability and rate of climb. In order to somehow support the combat effectiveness of its fighter and prevent its withdrawal from production, the last serial modification of the aircraft was developed, designated the P-40N (Kittyhawk Mk IV). Externally, the car practically did not differ from the R-40M, but due to the reduced weight of the airframe by 272 kg, it developed a speed of 608 km / h during tests.

In addition to the reduced armament to four machine guns and a limited supply of fuel, it also had lightweight chassis wheels and radiators made of light alloys.

The P-40N became the most massive of all Kittyhawks - by November 1944, 5129 of these aircraft were manufactured.

In the course of serial production, the P-40N acquired a slightly different look. Starting with the fifth series, the shape of the cockpit canopy changed, a new pilot's seat was installed, and the armament was reinforced again to six machine guns. Subsequent series differed in cab equipment and engines of different types.

Powerplant. Engine The P-40F and P-40L aircraft were powered by a Packard "Merlin" V-1650-1 12-cylinder V-in-line engine with two-stage supercharging. The engine was produced under license from Rolls-Royce.

Starting power 1300 hp / 970 kW at 3000 rpm, combat power at an altitude of 3500 m 1240 hp / 925 kW, combat power at an altitude of 5640 m 1120 hp / 836 kW. The engine was equipped with a Curtiss Electric three-blade variable pitch propeller with a diameter of 3.36 m.

The R-40K aircraft were powered by an Allison V-1710-73 (F4R) 12-cylinder V-shaped in-line liquid-cooled engine. Starting power 1325 hp / 991 kW, combat power at an altitude of 3600 m 1150 hp / 860 kW. The engine was equipped with a Curtiss Electric three-blade variable pitch propeller with a diameter of 3.36 m.

On the R-40M, P-40N-1 to N-15 aircraft, there was an Allison V-1710-81 (F20R) 12-cylinder V-shaped in-line liquid-cooled engine. Starting power 1200 HP / 895 kW at 2800 rpm, operating power at 5000 m 1000 HP / 746 kW, combat power at 5276 m 1125 HP / 839 kW. The engine was equipped with a Curtiss Electric three-blade variable pitch propeller with a diameter of 3.36 m.

On the P-40N-20 to P-40N-35 aircraft, there was an Allison V-1710-99 (later V-1710-15) 12-cylinder V-shaped in-line liquid-cooled engine, with characteristics similar to the V-1710-81 engine.



«Warhawk» Specification
Warhawk XP-40F P-40K P-40L P-40M P-40N
Kittyhawk MK. II Mk. III Mk. III Mk. III Mk. IV
Crew 1
Dimensions
Length, m 10.16
Height, m 3.76
Wing span, m 11.35
Wing area, m² 21.92
Weight, kg:
Empty weight 2989 2903 2939 2932 2722
Loaded weight 3856 3810 3665 3629 2903
Maximum takeoff weight 4241 4536 4037 4037 4014
Powerplant
PE Allison V-1710- V-1650-1 73 V-1650-1 81 81, 99
Power, hp 1300 1325 1300 1200 1200
Performance
Maximum speed km/h 586 595 595 579 552
at altitude, m 6096 6096 6096 6096 4572
Climb min 7.6 7.5 7.6 7.2 6.7
to altitude, m 4572 4572 4572 4572 4572
Ceiling, m 10485 8534 10973 9144 9449
Range, km 1127 1127 483 1127 1207
Maximum range, km 2655 2575 2213 2575 2253
Armament
Machine guns 12.7 mm, pcs 6 6 4 4 4-6

Armament. As on the P-40E, the P-40F, P-40K and P-40M were equipped with six 12.7 mm Colt Browning M2 machine guns in the wings (295 rounds per barrel). Suspension of a 227 kg bomb is possible under the fuselage. Under the wings, it was possible to carry two 100-pound (45 kg) bombs or six 10-kg bombs (M-42 or T-7) or six 13.6-kg bombs (M-5).

The P-40L and P-40N have four or six 12.7 mm Colt Browning M2 machine guns (295 rounds of ammunition per barrel). Suspension of a 227 kg bomb is possible under the fuselage. Under the wings, it was possible to carry two 100-pound (45 kg) bombs or six 10-kg bombs (M-42 or T-7) or six 13.6-kg bombs (M-5). Later modifications of the P-40 used 127 mm (5-inch) unguided rockets.

P-40N fighters were used in battles in the Pacific Ocean until the beginning of 1945, but they were no longer popular among pilots due to their obsolescence.

Until the 1990s, about 20 airworthy P-40 aircraft of various modifications (P-40E, P-40K, P-40M, P-40N, TP-40N) survived, most of which are located in the United States.

In total 2134 airplanes P-40 "Warhawk" were supplied to USSR in accordance to Lend-Lease terms.

Photo Description
Drawing P-40E Kittyhawk

Drawing P-40E Kittyhawk

Curtiss P-40K

Curtiss P-40K

Group of Black Sea P-4OKs over liberated Crimea

Group of Black Sea P-4OKs over liberated Crimea

Bibliography

  • "Encyclopedia of military engineering" /Aerospace Publising/
  • "American Warplanes of World War II" /under cor. David Donald/
  • "50 best fighters of World War II" /Gennadiy Kornukhin/
  • "Famous planes and helicopters" /Tony Holms/
  • "Air war" /№ 52, 53, 54,55/
  • CD Encyclopedia "Military aviation" /Media 2000/

Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Curtiss P-36A H.75M P 40A,B P 40D,E P 40F-N P 40 в СССР P 47G SB2C-1 SB2C-3 C-46 Фото и схемы Боевое применение P-40 P-40 в СССР

P-40F,K,L,M.N , "Warhawk", "Kittyhawk"

Истребитель-бомбардировщик

Curtiss

P-40K из состава 7-го иап ВВС ЧФ, лето 1943 © Михаил Быков

P-40K из состава 7-го иап ВВС ЧФ, лето 1943 г.

Дальнейшим развитием «Модели 81» стала «Модель 87», имевшая удлиненный фюзеляж и более мощный 1300-сильным мотор V-1650-1 («Паккард»). Прототип этой машины XP-40F был изготовлен на базе стандартного P-40D; три предсерийных самолета YP-40F «проложили дорогу» истребителю-бомбардировщику P-40F (1311 машина). Чисто внешне самолет отличался от предшествующей модификации отсутствием всасывающего патрубка над двигателем. Обозначенный P-40F «Уорхаук» («Киттихаук» Mk II), он выпускался с января 1942 года.

Другим направлением совершенствования истребителя было облегчение его конструкции. Таким образом, появился P-40L, представлявший собой вариант F с четырьмя 12,7-мм пулеметами, частично снятым бронированием и уменьшенным запасом топлива. Эти меры также не дали ощутимого результата. По сравнению с P-40F скорость облегченного самолета повысилась лишь на 7 км/ч. В период с января по апрель 1943 года заводы фирмы «Кертисс» изготовили 700 P-40L, получивших у летчиков прозвище «Джипси Роза Ли» в честь известной в военные годы стриптизерши мисс Ли.

В 1943 году «Киттихауки» уже не отвечали требованиям воздушной войны, уступая истребителям противника по таким важнейшим показателям, как скорость, маневренность и скороподъемность. Чтобы хоть как-то поддержать боеспособность своего истребителя и не допустить снятия его с производства, была разработана последняя серийнаяю модификация самолета, обозначенную P-40N («Киттихаук» Mk IV). Внешне машина практически не отличалась от Р-40М, но за счет уменьшенного на 272 кг веса планера развила на испытаниях скорость 608 км/ч.

Кроме сокращенного до четырех пулеметов вооружения и ограниченного запаса топлива, она имела также облегченные колеса шасси и радиаторы, выполненные из легких сплавов.

P-40N стал самым массовым из всех «Киттихауков» - до ноября 1944 года было изготовлено 5129 таких самолетов.

В процессе серийного выпуска P-40N приобрел несколько иной вид. Начиная с пятой серии изменилась форма фонаря кабины, было установлено новое кресло пилота, а вооружение вновь усилилось до шести пулеметов. Последующие серии различались оборудованием кабины и двигателями разных типов.

Двигатель Самолеты P-40F и P-40L оснащались 12-цилиндровым V-образным рядным двигателем Packard «Merlin» V-1650-1 с двухступенчатым наддувом. Двигатель выпускался по лицензии фирмы Rolls-Royce.

Стартовая мощность 1300л.с./970 кВт при 3000 об./мин, боевая мощность на высоте 3500 м 1240 л.с./925 кВт, боевая мощность на высоте 5640 м 1120 л.с./ 836 кВт. Двигатель оснащался трехлопастным винтом с изменяемым шагом Curtiss Electric диаметром 3,36 м.

На самолетах Р-40К стоял 12-цилиндровый V-образный рядный двигатель жидкостного охлаждения Allison V-1710-73(F4R). Стартовая мощность 1325 л.с./991 кВт, боевая мощность на высоте 3600 м 1150 Л.С./860 кВт. Двигатель оснащался трехлопастным винтом с изменяемым шагом Curtiss Electric диаметром 3,36 м.

На самолетах Р-40М, P-40N-1 до N-15 стоял 12-цилиндровый V-образный рядный двигатель жидкостного охлаждения Allison V-1710-81 (F20R). Стартовая мощность 1200 л.с./895 кВт при 2800 об./мин, рабочая мощность на высоте 5000 м 1000 л.с./746 кВт, боевая мощность на высоте 5276 м 1125 л.с./ 839 кВт. Двигатель оснащался трехлопастным винтом с изменяемым шагом Curtiss Electric диаметром 3,36 м.

На самолетах P-40N-20 до P-40N-35 стоял 12-цилиндровый V-образный рядный двигатель жидкостного охлаждения Allison V-1710-99 (позднее V-1710-15), с характеристиками аналогичными мотору V-1710-81.

Вооружение Как и на На Р-40Е, на P-40F, Р-40К и Р-40М устанавливались шесть пулеметов Colt Browning M2 калибра 12,7 мм в крыльях (по 295 выстрелов на ствол). Под фюзеляжем возможна подвеска 227-кг бомбы. Под крыльями предусматривалась возможность подвески двух 100-фунтовых (45 кг) бомб или шести 10-кг бомб (М-42 или Т-7) или шести 13,6-кг бомб (М-5).

На P-40L и P-40N четыре или шесть пулеметов Colt Browning M2 калибра 12,7 мм (боекомплект по 295 выстрелов на ствол). Под фюзеляжем возможна подвеска 227-кг бомбы. Под крыльями предусматривалась возможность подвески двух 100-фунтовых (45 кг) бомб или шести 10-кг бомб (М-42 или Т-7) или шести 13,6-кг бомб (М-5). На поздних модификациях Р-40 применялись 127-мм (5-дюймовые) неуправляемые ракеты.

Истребители P-40N применялись в боях на Тихом океане вплоть до начала 1945 года, но уже не пользовались популярностью среди пилотов ввиду своей устарелости.

До 1990-х годов сохранилось около 20 годных к полетам самолетов Р-40 различных модификаций (P-40E, P-40K, P-40M, P-40N, TP-40N), большинство из которых находится в США.

Воздушый винт Гидроматик

Характеристики самолетов «Warhawk»
Warhawk XP-40F P-40K P-40L P-40M P-40N
Kittyhawk MK. II Mk. III Mk. III Mk. III Mk. IV
Экипаж 1
Размеры
Длина, м 10.16
Высота, м 3.76
Размах крыла, м 11.35
Площадь крыла, м² 21.92
Масса
Пустого, кг 2989 2903 2939 2932 2722
Взлетная, кг 3856 3810 3665 3629 2903
Максимальная взлетная, кг 4241 4536 4037 4037 4014
Силовая установка
PE Allison V-1710 - V-1650-1 73 V-1650-1 81 81, 99
Мощность, л.с. 1300 1325 1300 1200 1200
Летные данные
Максимальная скорость км/ч 586 595 595 579 552
на высоте, м 6096 6096 6096 6096 4572
Время набора мин 7.6 7.5 7.6 7.2 6.7
высоты, м 4572 4572 4572 4572 4572
Потолок, м 10485 8534 10973 9144 9449
Дальность, км 1127 1127 483 1127 1207
Максимальная дальность, км 2655 2575 2213 2575 2253
Вооружение
Пулеметы 12.7 мм, шт. 6 6 4 4 4-6

Подробно

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "50 лучших истребителей Второй мировой войны" /Геннадий Корнюхин/
  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
  • "Знаменитые самолеты и вертолеты" /Тони Холмс/
  • "Война в воздухе" /№ 52, 53, 54,55/
  • CD энциклопедия. "Военная авиация" /Media 2000/

©AirPages
2003-