Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Curtiss P-36A H.75M P 40A,B P 40D,E P 40F-N P 40 в СССР P 47G SB2C-1 SB2C-3 C-46 Фото и схемы Боевое применение P-40 P-40 в СССР

P-36A "Hawk"

Истребитель

Curtiss

Curtiss Hawk-75 из состава LeLv 32 ВВС Финляндии, август 1941 © Михаил Быков

Curtiss Hawk-75 из состава LeLv 32 ВВС Финляндии, август 1941 г.

По максимальной скорости истребитель превзошел моноплан Северского Р-35 на 20км/ч, и к тому же пилоты отмечали простоту управления и хорошую маневренность самолета. Положительные отзывы летчиков побудили командование ВВС США пересмотреть свое отношение к «Хауку» 75, и фирме «Кертисс» был предоставлен выгодный заказ на 210 машин под серийным обозначением Р-36А. Они выпускались с двигателем R-1830-13 мощностью 1050 л.с., благодаря чему летные характеристики истребителя еще немного улучшились.

Серийные Р-36А (заводской индекс -«Хаук» 75L) начали поступать в подразделения Воздушного корпуса армии США с апреля 1938 года, и первой перевооружилась на новые самолеты 20-я истребительная авиагруппа. Всего «Хауками» оснастили десять американских авиагрупп, размещенных на территории США, а также на Гавайских островах и в зоне Панамского канала. Последние 32 машины из первоначального заказа, обозначенные Р-36С, имели усиленную конструкцию, мотор R-1830-17 мощностью 1200 л.с. и два дополнительных крыльевых пулемета калибра 7,62 мм.

В мае 1938 года французская делегация заключила контракт с фирмой «Кертисс» на поставку 100 экспортных истребителей «Хаук»75А-1 (Н.75А-1). Они в целом были подобны Р-36А, но имели двигатель R-1830-SC-G мощностью 950 л.с., четыре 7,5-мм пулемета «Браунинг» в крыле и фюзеляже, а также приборное оборудование, градуированное в метрической системе. Первые 18 самолетов поступили во Францию в готовом виде, остальные поставлялись в ящиках и собирались на заводе компании SNCAC в Бурже. Через некоторое время французы заказали еще 100 «Хауков» 75А-2 с мотором R-1830-SC3-G мощностью 1050 л.с. и парой дополнительных 7,5-мм пулеметов в крыле.

В январе-апреле 1940 года французские ВВС получили очередные 135 истребителей «Хаук» 75А-3, идентичных Н.75А-2, но оснащенных двигателем В-1830-81СЗ-С(1200л.с.). Наиболее скоростным «французским» вариантом «Хаука» стал Н.75А-4, развивавший с мотором R-1820-G205A «Циклон» (1200 л.с.) скорость 518 км/ч на высоте 4600 м. Однако из 284 заказанных самолетов этой модификации французы до капитуляции страны получили всего шесть машин. Остальные достались Великобритании.

Все американские истребители, доставшиеся Великобритании из различных серий для европейских стран, носили название «Мохаук». Н-75А-1 обозначался «Мохаук» Mk I, H.75A-2 и А-6 - «Мохаук» Mk II, Н.75А-3 - «Мохаук» Mk III, a Н.75А-4 - «Мохаук» Mk IV. Около 200 полученных самолетов англичане перевооружили своими пулеметами калибра 7,7 мм и установили на них британские прицелы и оборудование. «Мохауки» применялись в боях преимущественно в Бирме и Северной Африке.

Финские ВВС в июне 1941 года располагали восемью Н.75А-6 из норвежского заказа. В августе немцы передали Финляндии очередные 14 «Хауков», а в 1943-44 годах финны получили еще 15 истребителей этого типа. Все 37 самолетов вошли в состав группы LeLv 32, сражавшейся на Восточном фронте вплоть до октября 1944 года. После выхода Финляндии из войны некоторые «Хауки» применялись также в боях против немецких войск.

Характеристики самолетов «Hawk-75»
P-36A H.75M H.75A-3
Экипаж 1
Размеры
Длина, м 8.69 8.72 8.69
Размах крыла, м 11.38
Площадь крыла, м² 21.92
Масса
Пустого 2072 1805 2096
Максимальная взлетная 2480 2348 2726
Летные данные
Максимальная скорость км/ч 483 450 500
на высоте, м 3000 3000 3000
Начальная скороподъемность, м/с 17.2 11.9 15.5
Практический потолок, м 10060 9700 10000
Максимальная дальность, км 1325 880 1320

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "50 лучших истребителей Второй мировой войны" /Геннадий Корнюхин/

©AirPages
2003-