Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте  Полная версия

PBM ✪ Mariner
Летающая лодка
Martin

Martin PBM-5a Mariner

PBM Mariner был, пожалуй, лучшей летающей лодкой Второй мировой войны. Построенный в довольно большом количестве "Маринер" во многом превосходил своего современника - PBY "Каталину" фирмы Консолидейтед. Он имел более современную конструкцию и лучшие летные характеристики. Тем не менее, "Маринер" не снискал славы "Каталины", оставаясь как бы в тени своего знаменитого конкурента. К слову сказать, современная советская летающая лодка Бе-12 во многом повторяет планер своего довоенного американского "собрата". Разработанный по заказу ВМС США как бомбардировщик, противолодочный и спасательный самолёт, конструктивно представлял собой двухмоторную летающую лодку с большим свободнонесущим крылом типа чайка.

Предшественник Маринера, XPBM-1 взлетел 18 февраля 1939 года. Его силовая установка состояла из двух двигателей Райт R-2600-6 "Циклон" мощностью по 1600 л.с. (1193 кВт). Они были размещены в больших мотогондолах, включавших в себя и бомбоотсеки. Размещенная в них бомбовая нагрузка состояла из обычных и глубинных бомб общей массой до 907 кг. Стрелковое вооружение состояло из пяти 12,7-мм и одного 7,62-мм пулеметов в носовой, верхней и кормовой турелях и средних огневых точках. Подкрыльевые поплавки были убирающимися. К апрелю 1941 г. было собрано 20 экземпляров с одним XPBM-2, имеющим увеличенный запас топлива и приспособление для старта с катапульты.

PBM-3 имел двигатели Райт R-2600-12 мощностью по 1700 л.с. (1268 кВт) в удлиненных мотогондолах с бомбоотсеками (на схеме открытые створки бомбоотсеков показаны пунктиром), которые вмещали в себя 4 обычных (или глубинных) бомб по 227 кг. Под крылом располагались большие неубираемые поплавки. 1 ноября 1940 г. был выдан заказ на 379 машин, однако первые 50 машин PBM-3R были выпущены без вооружения, имели усиленный пол грузовой кабины, грузовой люк и возможность перевозить 20 пассажиров.

PBM-3C, имеющих вооружение, было выпущено 274 машины.

PBM-3D, имел двигатели Райт R-2600-22 мощностью по 1900 л.с. (1417 кВт) с четырехлопастными винтами, имело усиленное бронирование кабины экипажа и дополнительное вооружение из спарки 12,7 пулеметов в носовой, верхней и кормовой турелях и средних огневых точках и в каждой из средних огневых позиций. Бомбовая нагрузка была увеличена до восьми 227, 454 или 726 кг обычных или восьми глубинных бомб. Варианты бомбовой нагрузки могли включать четыре мины или две торпеды, которые в более поздних вариантах можно было подвешивать под крылом. Топливные баки протектированы с возможностью установки в мотогондолах дополнительных топливных баков.

Оба последних варианта могли оснащаться радиолокатором, с антенной, размещенной вверху в обтекателе за кабиной пилотов. Индикаторы радиолокатора размещались у пилота и штурмана-бомбардира (см. фото).

PBM-3S, 1944 г., около 156 самолетов, специальная противолодочная версия (Submarine) была выпущена с увеличенным запасом топлива для увеличения радиуса поисковых работ, имел двигатели Райт R-2600-12. Во исполнении программы снижения массы некоторые броневые плиты снимались, также снимались носовые и верхние турели, вооружение ограничивалось 12,7-мм пулеметами.

PBM-4, заказана в 1941 году серия из 180 машин с двигателями R-3350-8, однако не выпускалась.

PBM-5, имел двигатели Райт R-2800-34 мощностью по 2100 л.с. (1566 кВт), вооружение - восемь 12,7-мм пулеметов. Заказ от 3 января 1944 г., серийный выпуск с августа 1944 г. Самолеты с радаром APS-15 имели обозначение PBM-5E, другие, имевшие специальное оснащение для противолодочной борьбы имели обозначение PBM-5S. Самолет имел узлы крепления ракетных ускорителей JATO. Его экипаж состоял из девяти человек: двух пилотов, двух штурманов-бомбардиров, двух радистов, оператора РЛС и двух стрелков. При длительных полетах его увеличивали до 12 человек, добавляя сменного оператора РЛС и еще двух стрелков. Состав бортового оборудования был весьма широк, например, на модификации PBM-5S2 кроме радара AN/APS-15 имелся приемник сигналов радиогидроакустических буев AN/ARR-31, прожектор L-11, детектор магнитных аномалий AN/ASQ-1 и т.д. Всего был построен 631 самолет.

PBM-5A, до 1949 года было построено 36 машин для производства на море аварийно-спасательных работ.

PBM-5B, 27 самолетов с августа 1943 года поставлялись для Великобритании под обозначением "Маринер" GR. Mk.I, однако у англичан популярностью не пользовались, предпочитавших эксплуатацию проверенных "Каталин", похоже, не желавших заморачиваться освоением малой серии новых самолетов.

Характеристики Martin PBM-3D Mariner
Экипаж, чел. 7-8
Размеры.
Размах крыла, м 35,97
Площадь крыла, м² 130,80
Длина самолета, м 24,33
Высота самолета, м 8,38
Силовая установка
2 ПД Wright R-2600-22 Cyclone, л. с. 2 х 1900
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 15048
Нормальная взлетная 25308
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 340
Крейсерская скорость, км/ч 278
Практический потолок, м 6035
Практическая дальность, км 3605
Вооружение
восемь 12,7-мм пулеметов, до 3628 кг бомб и 2 торпеды  

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/

Фото Описание

Martin PBM-3D Mariner. На схеме крыльевые фары в выпущенном положении.

Martin PBM-5 Mariner. Компоновочная схема.

Martin PBM-3 Mariner в полете

Martin PBM Mariner. Приборная доска с индикатором радиолокатора.

Martin PBM-5A Mariner. Радио-навигационное оборудование.