Aviation of Word War II

Home Russian

PBM ✪ Mariner
Flying Boat
Martin

Martin PBM-5a Mariner

The PBM Mariner was arguably the best flying boat in World War II. Built in fairly large numbers, the Mariner was in many ways superior to its contemporaries - PBY Consolidated Catalina . It had a more modern design and better flight characteristics. Nevertheless, “Mariner” did not gain the fame of “Catalina”, remaining as if in the shadow of its famous competitor. By the way, the modern Soviet flying boat Be-12 in many respects repeats the glider of its pre-war American "brother". Designed by order of the US Navy as a bomber, anti-submarine and rescue aircraft, it was structurally a twin-engine flying boat with a large cantilever gull wing.

Mariner's predecessor, the XPBM-1 took off on February 18, 1939. Its power plant consisted of two Wright R-2600-6 Cyclone engines with a capacity of 1600 hp each. (1193 kW). They were housed in large engine nacelles that included bomb bays. The bomb load placed in them consisted of conventional and depth charges with a total mass of up to 907 kg. Small arms consisted of five 12.7-mm and one 7.62-mm machine guns in the bow, upper and stern turrets and medium firing points. The underwing floats were retractable. By April 1941, 20 copies were assembled with one XPBM-2 , having an increased fuel supply and a device for launching from a catapult.

PBM-3 had Wright R-2600-12 engines with 1700 hp each. (1268 kW) in elongated nacelles with bomb bays (in the diagram, the open doors of the bomb bays are shown with a dotted line), which could hold 4 conventional (or depth) bombs of 227 kg each. Large non-retractable floats were located under the wing. On November 1, 1940, an order was issued for 379 vehicles, but the first 50 PBM-3R vehicles were produced unarmed, had a reinforced cargo compartment floor, a cargo hatch and the ability to carry 20 passengers.

PBM-3C armed, 274 vehicles were produced.

PBM-3D , had R-2600-22 Wright engines with a capacity of 1900 hp each. (1417 kW) with four-blade propellers, had enhanced armoring of the cockpit and additional armament from a pair of 12.7 machine guns in the bow, upper and aft turrets and medium firing points and in each of the medium firing positions. The bomb load was increased to eight 227, 454 or 726 kg conventional or eight depth charges. Bomb load options could include four mines or two torpedoes, which in later versions could be hung under the wing. The fuel tanks are protected with the possibility of installing additional fuel tanks in the engine nacelles.

Both of the latter options could be equipped with a radar, with an antenna located at the top in the fairing behind the cockpit. Radar indicators were located at the pilot and navigator-bombardier (see photo).

PBM-3S , 1944, about 156 aircraft, a special anti-submarine version (Submarine) was released with an increased fuel reserve to increase the search radius, had Wright R-2600-12 engines. During the execution of the weight reduction program, some of the armor plates were removed, the nose and upper turrets were also removed, the armament was limited to 12.7-mm machine guns.

PBM-4 , a series of 180 vehicles with R-3350-8 engines was ordered in 1941, but not produced.

PBM-5 , had R-2800-34 Wright engines with a capacity of 2100 hp. (1566 kW), armament - eight 12.7 mm machine guns. Order dated January 3, 1944, serial production from August 1944. Aircraft with APS-15 radar were designated PBM-5E , others with special anti-submarine warfare equipment were designated PBM-5S . The aircraft had JATO rocket booster attachments. Its crew consisted of nine people: two pilots, two navigator-bombers, two radio operators, a radar operator and two gunners. During long flights, it was increased to 12 people, adding a shift radar operator and two more shooters. The composition of the onboard equipment was very wide, for example, on the PBM-5S2 modification, in addition to the AN / APS-15 radar, there was an AN / ARR-31 sonar buoy signal receiver, an L-11 searchlight, an AN / ASQ magnetic anomaly detector -1, etc. A total of 631 aircraft were built.

PBM-5A , before 1949, 36 vehicles were built for sea rescue operations.

PBM-5B , 27 aircraft from August 1943 were delivered to Great Britain under the designation "Mariner" GR. Mk.I, however, the British did not enjoy popularity, preferring to operate the proven Catalin, it seems, did not want to bother mastering a small series of new aircraft.


                                                                                                                                                                                                              
Martin PBM-3D Mariner Specification
Crew 7-8
Dimensions
Wing span, m 35.97
Wing area, m² 130.80
Length, m 24.33
Height, m 8.38
Powerplant
2 PE Wright R-2600-22 Cyclone, power h.p. 2 х 1900
Weight, kg:
Empty 15,048
Gross weight 25,308
Performance
Maximum speed, km/h 340
Cruising speed, km/h 278
Service ceiling, m 6,035
Service range, km 3605
Armament
Eight 12.7 mm machine guns, up to 3628 kg of bombs and 2 torpedoes.  
Photo Description
Martin PBM-3D Mariner Martin PBM-3D Mariner. In the diagram, the wing lights in the extended position.
Martin PBM-5 Mariner. Layout diagram Martin PBM-5 Mariner. Layout diagram.
Martin PBM-3 Mariner in flight Martin PBM-3 Mariner in flight
Martin PBM Mariner. Instrument panel Martin PBM Mariner. Instrument panel with radar indicator.
Martin PBM-5A Mariner. Radio navigation equipment Martin PBM-5A Mariner. Radio navigation equipment.

Bibliography

  • "Encyclopedia of military engineering" /Aerospace Publising/
  • "American warplanes of World War II" /under cor. David Donald/

Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте  Полная версия

PBM ✪ Mariner
Летающая лодка
Martin

Martin PBM-5a Mariner

PBM Mariner был, пожалуй, лучшей летающей лодкой Второй мировой войны. Построенный в довольно большом количестве "Маринер" во многом превосходил своего современника - PBY "Каталину" фирмы Консолидейтед. Он имел более современную конструкцию и лучшие летные характеристики. Тем не менее, "Маринер" не снискал славы "Каталины", оставаясь как бы в тени своего знаменитого конкурента. К слову сказать, современная советская летающая лодка Бе-12 во многом повторяет планер своего довоенного американского "собрата". Разработанный по заказу ВМС США как бомбардировщик, противолодочный и спасательный самолёт, конструктивно представлял собой двухмоторную летающую лодку с большим свободнонесущим крылом типа чайка.

Предшественник Маринера, XPBM-1 взлетел 18 февраля 1939 года. Его силовая установка состояла из двух двигателей Райт R-2600-6 "Циклон" мощностью по 1600 л.с. (1193 кВт). Они были размещены в больших мотогондолах, включавших в себя и бомбоотсеки. Размещенная в них бомбовая нагрузка состояла из обычных и глубинных бомб общей массой до 907 кг. Стрелковое вооружение состояло из пяти 12,7-мм и одного 7,62-мм пулеметов в носовой, верхней и кормовой турелях и средних огневых точках. Подкрыльевые поплавки были убирающимися. К апрелю 1941 г. было собрано 20 экземпляров с одним XPBM-2, имеющим увеличенный запас топлива и приспособление для старта с катапульты.

PBM-3 имел двигатели Райт R-2600-12 мощностью по 1700 л.с. (1268 кВт) в удлиненных мотогондолах с бомбоотсеками (на схеме открытые створки бомбоотсеков показаны пунктиром), которые вмещали в себя 4 обычных (или глубинных) бомб по 227 кг. Под крылом располагались большие неубираемые поплавки. 1 ноября 1940 г. был выдан заказ на 379 машин, однако первые 50 машин PBM-3R были выпущены без вооружения, имели усиленный пол грузовой кабины, грузовой люк и возможность перевозить 20 пассажиров.

PBM-3C, имеющих вооружение, было выпущено 274 машины.

PBM-3D, имел двигатели Райт R-2600-22 мощностью по 1900 л.с. (1417 кВт) с четырехлопастными винтами, имело усиленное бронирование кабины экипажа и дополнительное вооружение из спарки 12,7 пулеметов в носовой, верхней и кормовой турелях и средних огневых точках и в каждой из средних огневых позиций. Бомбовая нагрузка была увеличена до восьми 227, 454 или 726 кг обычных или восьми глубинных бомб. Варианты бомбовой нагрузки могли включать четыре мины или две торпеды, которые в более поздних вариантах можно было подвешивать под крылом. Топливные баки протектированы с возможностью установки в мотогондолах дополнительных топливных баков.

Оба последних варианта могли оснащаться радиолокатором, с антенной, размещенной вверху в обтекателе за кабиной пилотов. Индикаторы радиолокатора размещались у пилота и штурмана-бомбардира (см. фото).

PBM-3S, 1944 г., около 156 самолетов, специальная противолодочная версия (Submarine) была выпущена с увеличенным запасом топлива для увеличения радиуса поисковых работ, имел двигатели Райт R-2600-12. Во исполнении программы снижения массы некоторые броневые плиты снимались, также снимались носовые и верхние турели, вооружение ограничивалось 12,7-мм пулеметами.

PBM-4, заказана в 1941 году серия из 180 машин с двигателями R-3350-8, однако не выпускалась.

PBM-5, имел двигатели Райт R-2800-34 мощностью по 2100 л.с. (1566 кВт), вооружение - восемь 12,7-мм пулеметов. Заказ от 3 января 1944 г., серийный выпуск с августа 1944 г. Самолеты с радаром APS-15 имели обозначение PBM-5E, другие, имевшие специальное оснащение для противолодочной борьбы имели обозначение PBM-5S. Самолет имел узлы крепления ракетных ускорителей JATO. Его экипаж состоял из девяти человек: двух пилотов, двух штурманов-бомбардиров, двух радистов, оператора РЛС и двух стрелков. При длительных полетах его увеличивали до 12 человек, добавляя сменного оператора РЛС и еще двух стрелков. Состав бортового оборудования был весьма широк, например, на модификации PBM-5S2 кроме радара AN/APS-15 имелся приемник сигналов радиогидроакустических буев AN/ARR-31, прожектор L-11, детектор магнитных аномалий AN/ASQ-1 и т.д. Всего был построен 631 самолет.

PBM-5A, до 1949 года было построено 36 машин для производства на море аварийно-спасательных работ.

PBM-5B, 27 самолетов с августа 1943 года поставлялись для Великобритании под обозначением "Маринер" GR. Mk.I, однако у англичан популярностью не пользовались, предпочитавших эксплуатацию проверенных "Каталин", похоже, не желавших заморачиваться освоением малой серии новых самолетов.

Характеристики Martin PBM-3D Mariner
Экипаж, чел. 7-8
Размеры.
Размах крыла, м 35,97
Площадь крыла, м² 130,80
Длина самолета, м 24,33
Высота самолета, м 8,38
Силовая установка
2 ПД Wright R-2600-22 Cyclone, л. с. 2 х 1900
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 15048
Нормальная взлетная 25308
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 340
Крейсерская скорость, км/ч 278
Практический потолок, м 6035
Практическая дальность, км 3605
Вооружение
восемь 12,7-мм пулеметов, до 3628 кг бомб и 2 торпеды  

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/

Фото Описание

Martin PBM-3D Mariner. На схеме крыльевые фары в выпущенном положении.

Martin PBM-5 Mariner. Компоновочная схема.

Martin PBM-3 Mariner в полете

Martin PBM Mariner. Приборная доска с индикатором радиолокатора.

Martin PBM-5A Mariner. Радио-навигационное оборудование.