Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте  Мобильная версия
 
Самолёты Lockheed Martin B-10/B-12 Martin 167 Martin 187 PBM Mariner Hudson Ventura Harpoon P-38 B-26 Фото и схемы Боевое применение B-26

"Martin 167"

Легкий бомбардировщик-разведчик

Martin

Martin 167

Martin 167 был разработан конструкторским коллективом «Glenn L. Martin Company » под руководством инженера Джеймса С. Макдонелла. Самолет проектировался для использования в качестве легкого фронтового бомбардировщика, разведчика и даже штурмовика.

Конструкция. Конструктивно «Мартин 167» представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с гладкой дюралевой обшивкой всех поверхностей, за исключением рулей и элеронов, обшитых полотном. Фюзеляж типа полумонокок овального сечения. Конструкторы стремились максимально «обжать» мидель с целью снижения аэродинамического сопротивления. Ради этого им пришлось отказаться от переходов между кабинами, хотя это и являлось явным отступлением от американских традиций бомбардировочного самолетостроения. Члены экипажа могли общаться между собой только по переговорному устройству.

Крыло двухлонжеронное кессонного типа. Основные стойки шасси бесподкосные, с масляно-пневматической амортизацией убирались поворотом назад в мотогондолы. Хвостовое колесо неубирающееся. В целом самолет получился весьма изящным, аэродинамичным и легким, что обеспечило ему относительно неплохие летные данные.

Экипаж состоял из штурмана-бомбардира (он же командир), сидевшего в хорошо остекленной носовой кабине, пилота и стрелка-радиста. Иногда в состав экипажа включали еще одного человека - штурмана-навигатора. Прежде всего, это касалось французских морских эскадрилий.

Управление самолетом было дублировано. В кабине штурмана-бомбардира стоял второй штурвал и педали, которыми он мог воспользоваться для точной наводки» на цель или в случае выхода из строя пилота.

Силовая установка. На первой модификации машины стояли 14-цилиндровые двухрядные звездообразные моторы «Пратт-Уитни» R-183SC3G «Твин Уосп» с одноступенчатыми нагнетателями мощностью по 1050 л.с. Винты - трехлопастные ВИШ-автоматы «Хэмилтон-стандард» с «вентиляторными» накладками у ступицы для улучшения охлаждения цилиндров двигателей.

Вооружение. Для действий в роли бомбардировщика в фюзеляже сделали небольшой бомбоотсек, вмещавший бомбы малого и среднего калибра (от 10 до 100 кг). Общая бомбовая нагрузка даже по тогдашним меркам оказалась мала. Конструкторы планировали в дальнейшем установить дополнительно наружные подкрыльевые бомбодержатели.

Помимо бомб, «Мартин» мог атаковать противника пулеметным огнем, для чего в центроплане крыла установили четыре курсовых пулемета «Браунинг» винтовочного калибра.

Согласно проекту экипаж для самозащиты располагал тремя подвижными пулеметами «Виккерс». Один из них размещался в носовой установке (впрочем, ни на прототипе, ни на на серийных машинах его не ставили), еще один - в верхней башенной турели, а третий - в задней нижней «кинжальной» установке. В целом можно сказать, что как наступательное, так и оборонительное вооружение самолета было для того времени уже явно слабым. Положение усугублялось полным отсутствием пассивной защиты. Разработчики не захотели утяжелять машину броней и уменьшать объем топливных баков за счет их протектирования. Предполагалось, что главным защитным средством самолета будет его высокая скорость. Но на практике этот расчет не оправдался, поскольку большинство вражеских истребителей, с которыми «мартинам» вскоре пришлось иметь дело, обладали над ними неоспоримым преимуществом в скоростных характеристиках.

Во Францию, согласно договору, «Мартины» поступали без вооружения, французы сами на месте оснащали их пулеметами и бомбосбрасывателями, рассчитанными под местную номенклатуру боеприпасов. При этом, очевидно, с целью дальнейшего облегчения машины и повышения летных данных, они отказались от носовых и кинжальных пулеметных установок, еще сильнее ухудшив тем самым защищенность бомбардировщика. В крыле и в верхней турели они ставили пулеметы собственного производства МАС-34 калибра 7,5 мм. Иногда, вместо одного пулемета, в башне монтировали спарку.

«Мартин» 167 находился в совершенно неопределенном положении, пока Франции не потребовался в 1939 г. легкий бомбардировщик/штурмовик. Контракт подписали на 215 «Мартинов» 167F-3 в двух партиях (F-France).

В связи с капитуляцией Франции в июне 1940 г. Британия согласилась приобрести часть французского заказа (50 машин) и оформила заказ еще на 150, которые производились под обозначением «Мартин» 167В-4 (B-Britain) и оснащались двигателями «Пратт-Уитни» R-1830-SC3G. Они обозначались «Мериленд» Mk I и «Мериленд» Mk II соответственно.

Бывшие французские "мартины", а ныне "мэриленды" использовались, в основном, для учебных целей. Лишь несколько машин передали в 771-й дивизион RAF, в составе которого они в 1940-41 годах совершали разведывательные полеты над Атлантикой и Северным морем, разыскивая германские рейдеры и подводные лодки. Один из таких разведчиков прославился обнаружением крупнейшего немецкого военного корабля - линкора "Бисмарк". После ожесточенного морского боя и атаки торпедоносцев линкор был потоплен британской эскадрой.

Наиболее активно британские и южноафриканские "мэриленды" воевали в Северной Африке. В мае 1942 г. к 24-му дивизиону SAAF, ранее переброшенному из Кении, добавился 39-й дивизион RAF.

Последней авиачастью союзников, получившей на вооружение "мэриленды", стал 20-й дивизион SAAF, сформированный в апреле 1942 года в Танзании. В боях с немцами и итальянцами этот дивизион не участвовал, зато ему довелось повоевать с французами после высадки британских и южноафриканских войск на Мадагаскар. Французские колониальные части оказали упорное сопротивление, и бои на острове продолжались с сентября по ноябрь. Затем дивизион вернулся в Африку и в начале 1943-го был перевооружен на новую технику.

На этом завершилась боевая карьера американского бомбардировщика, которому немало пришлось повоевать в разных странах и с разными эмблемами, но только не с опознавательными знаками США.

Характеристики самолетов «Martin Maryland»
Martin US 167F-3 167B-4
Maryland UK Mk.I Mk.II
Экипаж, чел. 3 3
Геометрия
Длина самолета, м 14.22 14.22
Высота, м 4.57 4.57
Размах крыла, м 18.69 18.69
Площадь крыла, м2 50.03 50.03
Массы
Масса, кг пустого 5086 5700
взлетная 6940 7620
Силовая установка
14 цилиндровый, 2-х рядная звезда Pratt & Whitney R-183SC3G R-1830-S3C4-G
Мощность, л.с. 2x1050 2x1200
Лётные данные
Скорость, км/ч 489 508
Скороподъемность м/мин 600 -
на высоте, м 0 0
Потолок практический, м 8990 9450
Макс. дальность, км 2090 2890
Вооружение
4х7,62 пулеметов FN Браунинг, бомб в бомбоотсеке, кг 544 544

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
  • "авиАМастер" /№ 7,8 2004 Григорий Минский/

©AirPages
2003-