Aviation of Word War II

Home Russian

F7F ✪ Tigercat
Deck Fighter
Grumman

F7F-1 Tigercat

In the late 1930s. in the United States began laying down aircraft carriers capable of operating aircraft with a takeoff weight of 5-6 tons, and in the future, ships for even heavier aircraft were outlined. Under these conditions, the firm "Grumman" proposed in 1938 a revolutionary project on the concept of a high-speed twin-engine carrier-based fighter XF5F Skyrocket. The aircraft took off on April 1, 1940, flew until December 1944 and, although it was not brought to mass production, brought invaluable experience to its creators. On the basis of the concept worked out on it, "Grumman" at the beginning of 1941 offered the fleet a more powerful machine "Project 51". It was assumed that an aircraft with a takeoff weight of 6800 kg would be able to reach speeds of about 700 km / h, would have a range of about 1600 km and a practical ceiling of 10,600 m. The fighter was planned to be equipped with six 12.7-mm machine guns or four of the same machine guns and two 20-mm cannons. The power plant was going to use two Wright Cyclone GR-2600 engines with a capacity of 1800 hp each.

The command of the fleet, under a contract dated June 30, 1941, ordered two experimental fighters, designated XF7F-1. Their construction took several years. At first, as is often the case, the deadlines were postponed due to constant changes in the military requirements for the aircraft. In particular, at their insistence, the engines were replaced with Pratt & Whitney R-2800-22 of slightly higher power, and adjustments were made to the composition of weapons and equipment. Then, after the United States entered World War II, the main financial flows were redirected to higher priority programs, and as a result, the first XF7F-1 took off only on November 3, 1943.The vehicle had a takeoff weight of 8740 kg and was armed with four wing 20-mm cannons, as well as four 12.7-mm machine guns installed in the fuselage. During its tests, it was possible to obtain: a maximum speed of 690 km / h, a range of 1870 km, a ceiling of 12900 m. On March 2, 1944, a second prototype was connected to the tests, but work on two prototypes did not last long, because On May 1, the first was lost in a flight accident.

Aircraft modifications. When launched into production, the aircraft was named Tigercat. The first serial F7F-1 took off on April 29, 1944. Problems with the brake hook, revealed during the tests, did not allow the fighter to immediately begin carrier-based operation. But the US Marine Corps, operating mainly from ground airfields, impressed by the firepower of the machine, placed an order for 500 of these aircraft to be used as strike aircraft. However, these plans were also canceled out by another change in the views of the aircraft on the part of the military leadership. Now the first 200 machines were planned to be equipped with radars and used as F7F-1N night fighters. However, a one-seater vehicle was poorly suited for such an application, so only 34 units were built, only some of which were equipped with radars.

The next modification was the F7F-2 fighter, which had two options. In the night one, behind the cockpit, the radar operator's cabin was located, instead of which an additional fuel tank was mounted in the daytime version. Both versions were equipped with wing launchers for the NAR. From October 1944 to March 1945, 66 "twos" were built. Subsequently, some of them were converted into F7F-2D - carriers of remotely piloted targets.

From March 1945 to July 1946, 250 copies of the F7F-3 were produced, which were distinguished by a reinforced wing structure, an increased area and height of the keel, as well as the forced P&W R-2800-34W engines. The takeoff weight of the vehicle increased to 8960 kg. The aircraft had a number of variants: a single-seat day fighter (about 80 built); night bomber F7F-3E equipped with radar (3 copies); unarmed two-seat reconnaissance aircraft F7F-3P with cameras in the rear fuselage (61 copies); carrier of radio-controlled targets F7F-3K (at least one aircraft has been converted). The F7F-3N night fighter (106 aircraft) became the most massive of the triplets and the most numerous of the entire Tigercat family. A radar station was located in its bow, the crew consisted of two people, and the armament was only wing cannons.

The last serial "Tigercat" was the F7F-4N night fighter (until November 1946, 12 aircraft were produced). The aircraft was equipped with a new radar and had smoother fuselage nose contours. This variant became the heaviest of the entire family, its take-off weight reached 9035 kg. A total of 364 Tigerkats of various modifications were built.

Combat use. In mid-1944, the VMF-911 modification of the F7F-1 with R-2800-22W engines (with water injection) with a capacity of 2100 hp entered service with the Marine Corps VMF-911. After the release of thirty-five F7F-1s, they moved on to assembling the next version - the F7F-2N night fighter with R-2800-34W engines (the same power of 2100 hp). It added a second crew member - an operator (had to sacrifice one of the fuel tanks behind the cockpit), who served the ANN / APS-6 radar located in the bow. This version of the Taygerkat was intended mainly for night operations to intercept enemy aircraft, but it had very powerful air-to-ground weapons. Eight HVAR missiles (caliber 12.7 mm) or three large "Tini Tim" (caliber 29.85 mm) could be installed on the outer nodes. A large selection of bombs was also offered: a pair of 453 kg was hung under the wing, and one, weighing 907 kg, was hung under the fuselage. The set of suspended weapons included the Mk13-3 torpedo, as well as sea mines.

From October 1944 to August 1945, sixty-six F7F-2Ns were produced, and all of them entered service with the VMF (N) -533 Marine Night Fighter Squadron in Texas. This version was tested on the aircraft carrier "Antietam", where a team of six pilots performed 32 night landings in April 1945. The "Palubniks" again questioned the exploitation of the "Taygerkat", and the aircraft was not accepted into service with the aircraft carriers.

However, this did not affect the further release of F7F, as well as the fact that the war has already ended. The main customer continued to be the Marine Corps, and soon its pilots received 250 new F7F-3.B June 1946 laid a small series of twenty F7F-4N. The F7F-3 was almost identical to the F7F-1, differing only in a higher keel. Sixty of the 250 machines were produced in the version of the F7F-3N two-seat night fighter, which had a characteristic nose with a protrusion due to the new SCR-720 radar. The F7F-4N differed from it in a reinforced wing and landing gear design, and a more modern radar of the same modification. Later, small batches of the following variants were produced: F7F-3E with improved electronic equipment and F7F-3P reconnaissance aircraft with cameras. The F7F-3K and F7F-3D unmanned flying bombs were under development.

The British got acquainted with the new representative of the Grumman cat family when two F7F-1s landed in April 1946 in Farnborough. British pilots liked the takeoff and landing characteristics and the comfortable front landing gear layout. But for the armament of the Royal Navy aircraft "Tigercat" was not planned - England had its own good twin-engine "Sea Mosquito" and "Sea Hornet".

"Taygerkats" never had a chance to try their powerful weapons in World War II. The first Marine Squadron VMF (N) -533, armed with these aircraft, arrived in Okinawa only on August 14, 1945, the day before Japan's surrender. Having flown to China in October, the unit's pilots patrolled the railroad along which echelons with captured Japanese troops were traveling. In early 1946 the squadron replaced the F7F-2N with the more advanced F7F-3N and remained in China until early 1947, and then relocated to Hawaii.

Not having time to fight the Japanese, the Tigerkats got a chance to excel in the Korean War. In August 1950, a squadron of VMF (M) -542 Marine night fighters arrived in Japan aboard the aircraft carrier Cape Esperance. Soon, her F7F-3Ns were ferried to Incheon for combat missions. In October, VMF (N) -513 was added to it, in which, in addition to the Tigerkats, there were also F4U Corsair fighters. VMF (N) -542 did not stay long on the peninsula and returned to the United States in early 1951. And the "Corsairs" and "Tigerkats" VMF (N) -513 stayed in Korea until the end of 1952.

In addition to sorties to support its troops as an attack aircraft, one of the tasks of the F7F-3N was the fight against Po-2 light bombers. Night raids by North Korean Po-2 not only caused material damage, but also kept American troops in constant tension, which clearly did not contribute to raising morale. The Americans called our airplane "Bed Chenk Charlie" ("The little kinglet that lifts from the bed" - that is, does not let you sleep), and they released "Tiger Cat" to catch these dangerous "birds". The first "kinglet" was caught on July 1, 1951, when the F7F-3N crew, consisting of pilot Captain Long and operator Buckinthem, was lucky. It was the first aerial victory on the Tigerkat and the first victory for the Marine Corps in Korea. Another Po-2 was shot down on the night of September 23 by the crew of Major Van Gundy and Sergeant Wallom ...

The Tigerkats in Korea had other tasks as well. Thus, several F7F-3Ps from the 1st Air Wing of the Marine Corps carried out photographic reconnaissance over Busan. And from July 1952, the F7F-3N and VMF (N) -513 began to support the B-29 "super fortresses" in night flights. "Tigerkats" appeared in the target area a little earlier than the bombers, trying to provide their protection.

But piston fighters in the skies of Korea already looked outdated. At a meeting with the MiG-15, "Tigerkat" had practically no chance of surviving. Therefore, in November 1952, the VMF (N) -513 squadron re-equipped with the F3D-2 "Skynight" jet ("Skyknight" - sky knight). Soon they replaced their F7Fs and units of the Marine Corps remaining in the United States. The Tigerkats were replaced by the following representatives of the Grumman feline family - the jet Panthers and Cougars (Soidag).

"Tigerkets" were removed from service in February 1956. However, several converted F7F-3s were used to extinguish forest fires in the fire department of the US West Coast until the mid-1980s.



F7F-1 Specification
Crew 1
Dimensions
Wing span, m 15.70
Wing area, m² 42.27
Length, m 13.85
Height, m 5.05
Powerplant
2 PE Pratt & Whitney R-2800-22W Double Wasp, power h.p. 2 х 2100
Weight, kg:
Empty 7,238
Loaded weight 10,730
Performance
Maximum speed, km/h 687
Cruising speed, km/h 350
Rate of climb, m/min 1,280
Service ceiling, m 11,000
Armament
Four 20-mm cannons at the root of the wing (200 rounds each)
Four 12.7-mm machine guns in the forward fuselage (with 400 rounds of ammunition)
 

Bibliography

  • Encyclopedia of Military Equipment / Aerospace Publising /
  • Carrier-based fighters of the Second World War / Ivan Kudishin /
  • Twin-engine "tiger cat" / Sergey Kolov /
  • Night "cat" of the Korean sky / Andrey Khaustov /
  • "Kotyara" by Grumman / Vsevolod Katkov /
  • American military aircraft of the Second World War / ed. David Donald /

Photo Description
Drawing F7F-1 Tigercat Drawing F7F-1 Tigercat
Drawing F7F-2 Tigercat Drawing F7F-2 Tigercat
Drawing F7F-3 Tigercat Drawing F7F-3 Tigercat
Drawing F7F-3N Tigercat Drawing F7F-3N Tigercat
Grumman F7F-2 Tigercat Grumman F7F-2 Tigercat
War in Korea. F7F-3N night fighter, damaged during a combat mission. In a night flight, at low altitude, he caught on trees, but nevertheless returned to base.
South Korea. F7F-3N night fighter damaged in combat flight.


"Tygerkat" can still be seen in flight today. One F7F-3 was rebuilt by aviation enthusiasts Mike Bogue and Rary Flanders of Oakland. Perfectly refurbished and bearing the United States Marine Corps insignia, this Tigercat invariably attracts large crowds at air shows. And in the forefront are former pilots, for whom this is not just an exhibit, but a piece of life. They spoke warmly about their decommissioned vehicles, recalling with pleasure the spacious, comfortable cockpit and the excellent performance of the piston fighter.

Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте Мобильная версия
Самолёты Grumman F4F-3 F4F-4 XF5F-1 F6F-5 F7F F8F TBF Фото и схемы Боевое применение F4F F6F TBF

F7F ✪ Tigercat

Палубный истребитель

Grumman

F7F-1 Tigercat

В конце 1930-х гг. в США началась закладка авианосцев, способных обеспечивать эксплуатацию летательных аппаратов со взлетной массой 5-6 т, а в перспективе вырисовывались корабли для еще более тяжелых самолетов. В этих условиях фирма «Грумман» предложила в 1938 г. революционный по концепции проект скоростного двухмоторного палубного истребителя XF5F Skyrocket. Самолет поднялся в воздух 1 апреля 1940 г., летал до декабря 1944 г. и, хотя не был доведен до серийного производства, принес своим создателям бесценный опыт. На основе отработанной на нем концепции «Грумман» в начале 1941 г. предложила флоту более мощную машину «Проект 51». Предполагалось, что самолет со взлетной массой 6800 кг сможет развивать скорость около 700 км/ч, будет иметь дальность порядка 1600 км и практический потолок 10600 м. Истребитель планировалось оснастить шестью 12,7-мм пулеметами или четырьмя такими же пулеметами и двумя 20-мм пушками. В силовой установке собирались использовать два мотора Wright Cyclone GR-2600 мощностью по 1800 л.с.

Командование флота контрактом от 30 июня 1941 г. заказало два опытных истребителя, получивших обозначение XF7F-1. Их постройка растянулась на несколько лет. Сначала, как это часто бывает, сроки отодвигались из-за постоянных изменений военными требований к самолету. В частности, по их настоянию заменили двигатели на Pratt & Whitney R-2800-22 несколько большей мощности, внесли коррективы в состав вооружения и оборудования. Затем, после вступления США во Вторую мировую войну, основные финансовые потоки были перенаправлены на более приоритетные программы, и в результате первый XF7F-1 поднялся в воздух только 3 ноября 1943 г. Машина имела взлетную массу 8740 кг и была вооружена четырьмя крыльевыми 20-мм пушками, а также четырьмя 12,7-мм пулеметами, установленными в фюзеляже. Во время ее испытаний удалось получить: максимальную скорость 690 км/ч, дальность 1870 км, потолок 12900 м. 2 марта 1944 г. к испытаниям подключили вторую опытную машину, но работы на двух прототипах продолжались недолго, т.к. 1 мая первый был потерян в летном происшествии.

Модификации самолета. При запуске в серию самолет получил название Tigercat. Первый серийный F7F-1 поднялся в воздух 29 апреля 1944 г. Проблемы с тормозным гаком, выявленные на испытаниях, не позволили сразу начать палубную эксплуатацию истребителя. Зато авиация морской пехоты США, работающая, в основном, с наземных аэродромов, под впечатлением огневой мощи машины оформила заказ на 500 таких самолетов, чтобы использовать их в качестве ударных. Однако и эти планы перечеркнуло очередное изменение взглядов на самолет со стороны военного руководства. Теперь первые 200 машин планировали оснастить РЛС и использовать в роли ночных истребителей F7F-1N. Однако одноместная машина плохо подходила для такого применения, поэтому построили только 34 «единички», лишь часть из которых снабдили РЛС.

Следующей модификацией стал истребитель F7F-2, имевший два варианта. В ночном за кабиной пилота размещалась кабина оператора РЛС, вместо которой в дневном варианте монтировался дополнительный топливный бак. Обе версии оснащались крыльевыми пусковыми для НАР. С октября 1944 г. по март 1945 г. было построено 66 «двоек». Впоследствии часть из них переоборудовали в F7F-2D - носители дистанционно пилотируемых мишеней.

С марта 1945 г. по июль 1946 г. были выпущены 250 экземпляров F7F-3, которые отличались усиленной конструкцией крыла, увеличенной площадью и высотой киля, а также форсированными двигателями P&W R-2800-34W. Взлетная масса машины возросла до 8960 кг. Самолет имел ряд вариантов: одноместный дневной истребитель (построено около 80 экземпляров); ночной бомбардировщик F7F-3E, оснащенный РЛС (3 экземпляра); невооруженный двухместный разведчик F7F-3P с фотокамерами в хвостовой части фюзеляжа (61 экземпляр); носитель радиоуправляемых мишеней F7F-3K (переоборудован, как минимум, один самолет). Самым массовым из «троек» и наиболее многочисленным из всего семейства «Тайгеркэтов» стал ночной истребитель F7F-3N (106 машин). В его носовой части размещалась РЛС, экипаж состоял из двух человек, а вооружение - только из крыльевых пушек.

Последним серийным «Тайгеркэтом» стал ночной истребитель F7F-4N (до ноября 1946 г. выпустили 12 машин). Самолет оснащался новой РЛС и имел более плавные обводы носовой части фюзеляжа. Этот вариант стал самым тяжелым из всего семейства, его взлетная масса достигла 9035 кг. В общей сложности построили 364 «Тайгеркэта» различных модификаций.

Боевое применение. В середине 1944 года поступила на вооружение авиации корпуса морской пехоты VMF-911 модификация F7F-1 с двигателями R-2800-22W (с впрыском воды) мощностью 2100 л.с. После выпуска тридцати пяти F7F-1 перешли к сборке следующего варианта - ночного истребителя F7F-2N с моторами R-2800-34W (такой же мощностью 2100 л.с). На нем добавился второй член экипажа - оператор (пришлось пожертвовать одним из топливных баков за кабиной летчика), который обслуживал радар ANN/APS-6, размещенный в носовой части. Этот вариант «Тайгеркэта» предназначался в основном для ночных операций по перехвату вражеских самолетов, однако имел очень сильное оружие класса «воздух-земля». На наружных узлах можно было установить восемь ракет HVAR (калибр 12,7 мм) или три крупных «Tini Tim» (калибр 29,85 мм). Предлагался и большой выбор бомб: пара по 453 кг вешалась под крылом, а одна, весом 907 кг - под фюзеляж. В комплект подвесного вооружения входила торпеда Мк13-3, а также морские мины.

С октября 1944 г. по август 1945 г. выпустили шестьдесят шесть F7F-2N, и все они поступили на вооружение эскадрильи ночных истребителей морской пехоты VMF(N)-533 в Техасе. Этот вариант прошел цикл испытаний на авианосце «Антиетам» («Antietam»), где команда из шести летчиков выполнила в апреле 1945 г. 32 ночные посадки. «Палубники» вновь с сомнением отозвались об эксплуатации «Тайгеркэта», и на вооружение авианосцев самолет не приняли.

Однако это не повлияло на дальнейший выпуск F7F, как и то, что война уже завершилась. Главным заказчиком продолжала оставаться авиация морской пехоты, и вскоре ее летчики получили 250 новых F7F-3.B июне 1946 г. заложили небольшую серию из двадцати F7F-4N. Самолет F7F-3 был почти идентичен F7F-1, отличаясь лишь более высоким килем. Шестьдесят машин из 250 выпустили в варианте двухместного ночного истребителя F7F-3N, который имел характерную носовую часть с выступом из-за нового радара SCR-720. F7F-4N отличался от него усиленной конструкцией крыла и шасси, более современным радаром той же модификации. В дальнейшем выпускались небольшие партии следующих вариантов: F7F-3E с улучшенным радиоэлектронным оборудованием и разведчик F7F-3P с фотокамерами. Разрабатывались беспилотные летающие бомбы F7F-3K и F7F-3D.

Англичане ознакомились с новым представителем семейства кошачьих фирмы «Грумман», когда два F7F-1 приземлились в апреле 1946 г. в Фарнборо. Британским летчикам понравились взлетно-посадочные характеристики и удобная схема шасси с передней стойкой. Но для вооружения авиации Королевских ВМС «Тайгеркэт» не планировался - Англия имела свои неплохие двухмоторные «Си Москито» и «Си Хорнет».

«Тайгеркэтам» так и не довелось попробовать свое мощное вооружение во Второй мировой войне. Первая эскадрилья морской пехоты VMF(N)-533, вооруженная этими самолетами, прибыла на Окинаву лишь 14 августа 1945 г. - за день до капитуляции Японии. Перелетев в октябре в Китай, летчики части патрулировали железную дорогу, по которой шли эшелоны с пленными японскими войсками. В начале 1946 г. эскадрилья заменила F7F-2N на более совершенные F7F-3N и оставалась в Китае до начала 1947 г., а затем перебазировалась на Гавайи.

Не успев повоевать с японцами, «Тайгеркэты» получили шанс отличиться в Корейской войне. В августе 1950 г. на борту авианосца «Кэйп Эсперанс» («Саре Esperance») в Японию прибыла эскадрилья ночных истребителей морской пехоты VMF(M)-542. Вскоре ее F7F-3N переправились в Инчхон для боевых вылетов. В октябре к ней добавилась VMF(N)-513, в которой кроме «Тайгеркэтов» имелись и истребители F4U «Корсар». VMF(N)-542 недолго пробыла на полуострове и в начале 1951 г. вернулась в США. А «Корсары» и «Тайгеркэты» VMF(N)-513 задержались в Корее до конца 1952 г.

Кроме вылетов на поддержку своих войск в качестве штурмовика, одной из задач F7F-3N стала борьба с легкими бомбардировщиками По-2. Ночные налеты северокорейских По-2 не только наносили материальный урон, но и держали в постоянном напряжении американские войска, что явно не способствовало поднятию морального духа. Американцы называли наш самолетик «Bed Chenk Charlie» («Королек, который поднимает с кровати» - то есть не дает спать), и на ловлю этих опасных «птичек» выпустили «Тигровую кошку». Первый «королек» попался 1 июля 1951 г. когда повезло экипажу F7F-3N в составе летчика капитана Лонга и оператора Бакинтхема. Это была первая воздушная победа на «Тайгеркэте» и первая победа авиации морской пехоты в Корее. Очередной По-2 сбил в ночь на 23 сентября экипаж майора Ван-Ганди и сержанта Уоллома…

Были у «Тайгеркэтов» в Корее и другие задания. Так, несколько F7F-3P из 1-го воздушного крыла морской пехоты выполняли фоторазведку над Пусаном. А с июля 1952 г. F7F-3N и VMF(N)-513 стали поддерживать «суперкрепости» В-29 в ночных полетах. «Тайгеркэты» появлялись в районе цели чуть раньше бомбардировщиков, стараясь обеспечить их охрану.

Но поршневые истребители в небе Корее уже выглядели устаревшими. При встрече с Миг-15 у «Тайгеркэта» шансов уцелеть практически не было. Поэтому в ноябре 1952 г. эскадрилья VMF(N)-513 перевооружилась на реактивные F3D-2 «Скайнайт» («Skyknight» - небесный рыцарь). Вскоре заменили свои F7F и части авиации морской пехоты, оставшиеся в США. На смену «Тайгеркэтам» пришли следующие представители семейства кошачьих фирмы «Грумман» - реактивные «Пантеры» («Panther») и «Кугуары» («Соидаг»).

«Тайгеркеты» были сняты с вооружения в феврале 1956 г. Однако несколько переоборудованных F7F-3 для тушения лесных пожаров использовали в пожарной охране западного побережья США до середины 1980-х годов.

Характеристики F7F-1
Экипаж, чел. 1
Размеры.
Размах крыла, м 15,70
Площадь крыла, м² 42,27
Длина самолета, м 13,85
Высота самолета, м 5,05
Двигатель.
2 ПД Pratt & Whitney R-2800-22W Double Wasp 2 х 2100
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 7238
Нормальная взлетная 10730
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 687
Крейсерская скорость, км/ч 350
Максимальная скороподъемность, м/мин 1280
Практический потолок, м 11000
Вооружение
четыре 20-мм пушки в корневой части крыла (по 200 патронов)
четыре 12,7-мм пулемета в носовой части фюзеляж (с боезапасом по 400 патронов)
 

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Палубные истребители Второй мировой войны" /Иван Кудишин/
  • "Двухмоторная «тигровая кошка»" /Сергей Колов/
  • "Ночной «кот» корейского неба" /Андрей Хаустов/
  • "«Котяра» фирмы Грумман" /Всеволод Катков/
  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/

Фото Описание

Схема F7F-1 Tigercat

Схема F7F-2 Tigercat

Схема F7F-3 Tigercat

Схема F7F-3N Tigercat

Grumman F7F-2 Tigercat

Война в Корее. Ночной истребитель F7F-3N, поврежденный во время боевого вылета. В ночном полете, на малой высоте он зацепил за деревья, но все-же вернулся на базу.

South Korea. F7F-3N night fighter damaged in combat flight.


«Тайгеркэт» сегодня еще можно увидеть в полете. Один F7F-3 восстановили до летного состояния энтузиасты авиации Майк Богу и Рари Фландерс из Окланда. Отлично отреставрированный, с нанесенными опознавательными знаками авиации морской пехоты США, этот «Тайгеркэт» неизменно собирает огромную толпу зрителей на авиавыставках. И в первых рядах бывшие летчики, для которых это не просто экспонат, а частичка жизни. Они тепло отзывались о своих снятых с вооружения машинах, с удовольствием вспоминая просторную, удобную кабину и отличные характеристики поршневого истребителя.


©AirPages
2003-