Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Grumman F4F-3 F4F-4 XF5F-1 F6F-5 F7F F8F TBF Фото и схемы Боевое применение F4F F6F TBF

F6F-5 "Hellcat"

Палубный истребитель

Grumman

F6F-5 Hellcat. Пилот - лейтенант Гамильтон Мак Хуртер III (10 сбитых японских самолетов), RANDOLPH (CV-15), январь 1945 Художник: © Andrew Probert

Пилот - лейтенант Гамильтон Мак Хуртер III (10 сбитых японских самолетов), RANDOLPH (CV-15), январь 1945 г. Приписан к VF-12 на борту авианосца Эссекс.

Самолет F6F-5 представлял собой одноместный одномоторный среднеплан с трехточечным шасси по классической схеме, убирающимся в полете. Самолет предназначался для действий с палубы авианосцев. Истребитель имел цельнометаллическую конструкцию за исключением матерчатой обшивки рулей и элеронов.

Фюзеляж овальный в сечении, дюралевая обшивка приклепана заклепками с потайной головкой. Внутренний каркас фюзеляжа состоял из 21 шпангоута и 20 стрингеров. Технологически фюзеляж изготавливался целиком. Спереди имелась противопожарная переборка, к которой болтами через резиновые прокладки подвешивалась моторама. Переборка соединялась с главным лонжероном крыла. Перед переборкой находилось двигательное отделение, турбонаддув, система аварийного пожаротушения, маслобак, воздуховод к наддуву и карбюратору, а также промежуточный радиатор нагнетаемого воздуха и маслорадиатор. С задней стороны переборки находились гидравлически регулируемые створки воздухозаборников. Стойка антенны устанавливалась за кабиной пилота.

Между переборкой и шпангоутом на расстоянии 1,333 м находился резервный топливный бак объемом 284 л (75 галлонов США). Бак имел самогерметизирующиеся стенки.

Просторная кабина пилота закрывалась фонарем со сдвигаемой назад крышкой. При необходимости крышку можно было аварийно сбросить. Фонарь представлял собой дюралевый каркас со вставленными в него стеклами. Форма фонаря оставалась неизменной на протяжении всего выпуска самолета. Изменилась только конструкция лобового стекла. На самолетах F6F-3 лобовое стекло дополнялось пуленепробиваемой панелью из композитного стекла толщиной 38,1 мм. На F6F-5 лобовое стекло отсутствовало, а его целиком заменяла пуленепробиваемая панель. Фонарь оборудовался системой обдува теплым воздухом, а также смывателем, бачок которого вмещал 3,8 л антиобледенителя.

Главная приборная доска объединяла основной комплект пилотажно-навигационного оборудования. Там же располагались приборы, отражающие работу двигателя. Ручка с традиционной для американских самолетов пистолетной рукояткой. В рукоятку встраивались кнопки спуска пулеметов и сброса бомб. Кресло пилота регулировалось по высоте в пределах 152 мм (6 дюймов). Задняя часть фюзеляжа начиналась в 1,333 м за противопожарной переборкой (в 4318 мм от начала фюзеляжа). Там находились баллоны кислородной аппаратуры, ручка аварийного выпуска посадочного крюка, бак системы впрыска смеси воды с метанолом, а также радиооборудование. Радиостанция - приемопередатчик и устройство опознавания «свой-чужой», а также аккумулятор. В верхней части фюзеляжа имелись идентификационные огни.

В фюзеляже позади шпангоута на 4,318 м от переборке сохранялась овальная форма. В нижней части фюзеляжа находилось убираемое хвостовое колесо и крюк два посадки на палубу авианосца. Под рулем направления находился позиционный огонь.

Крыло цельнометаллическое трапециевидной формы состояло из центроплана и двух складывающихся консолей. В центроплане также размещались два топливных бака. Крыло имело удлиненный профиль NACA 23015,6 с хордой 3,124 м у основания крыла, который плавно переходил в профиль NACA 23009 (хорда 1,651 м). Крыло имело площадь 31,96 м². Конструкция крыла состояла из двух главных и одного вспомогательного заднего лонжерона, нервюр и работающей обшивки, приклепанной к внутреннему каркасу крыла.

Главный лонжерон проходил через всю длину крыла. На стыке центроплана и консоли находился шарнир. Консоли крыла складывались вручную после того, как из кабины пилота отключался гидравлический фиксатор. В сложенном состоянии крыло имело скос 7,5°. В сложенном состоянии размах крыла составлял 4,93 м, то есть был меньше размаха хвостового оперения, а высота достигала 3,53 м. Под центропланом имелись два крепления для палубной катапульты. Элероны типа Фризе металлической конструкции с матерчатой обшивкой. Размах 1943 мм, хорда переменная от 457 мм до 559 мм. Элероны подвешивались с наружной части крыла на трех петлях и приводились в движение системой стальных тяг. Элероны отклонялись на 17° вверх и 13,4° вниз. Площадь элеронов составляла 1,46 м². На левом элероне имелся регулируемый из кабины триммер, в то время как триммер на правом элероне регулировался только на земле. Состоявшие из четырех частей закрылки крокодилового типа находились на задней кромке крыла у центроплана. При ширине 508 мм закрылок на каждом полукрыле имел площадь 3,70 м². Закрылки имели гидравлический привод и могли отклоняться вниз до 50°. Для привода каждой секции закрылков (по одной на каждом полукрыле и по одной с каждой стороны центроплана) имелся гидравлический усилитель, который приводился в действие небольшим электронасосом. Закрылки выпускались с помощью переключателя или аварийно с помощью рукоятки у кресла пилота. Специальный автомат убирал закрылки при скорости больше 315 км/ч. В конце правого полукрыла встраивалась трубка Пито. На верхней стороне крыла над оружейными отсеками находились съемные крышки. На нижней стороне были проделаны три выреза для сброса стреляных гильз.

Хвостовое оперение классической схемы, металлическое, рули обтянуты тканью. Киль площадью 1,34 м² с рулем направления площадью 0,84 м². Киль состоял из двух лонжеронов, интегрированных в шпангоуты фюзеляжа, и семи нервюр. Руль направления мог отклоняться на 33° в обе стороны. Руль направления представлял собой десяток нервюр, соединенных вдоль передней кромки дюралевым листом, и вдоль задней кромки V-образным профилем. Оконцовка киля представляла собой штампованную деталь. Руль направления оснащался триммером. Горизонтальное оперение имело размах 5,639 м и общую площадь 7,23 м². Стабилизатор имел симметричный профиль и свободнонесущую конструкцию. Хвостовое оперение заклинивалось под углом +1,5° к горизонту. Сам стабилизатор площадью 4,84 м² имел цельнометаллическую конструкцию. Рули высоты общей площадью 2,39 м² были обтянуты тканью. Руль высоты откланялся на 26° вверх и 15° вниз. На руле имелся триммер. В движение рули приводились с помощью системы тяг, соединенных с органами управления в кабине.

Шасси классической схемы с убирающимся задним колесом. Стойки главного шасси крепились к лонжерону. Главное шасси убиралось в ниши назад с разворотом колеса на 90°. Стойка хвостового шасси могла разворачиваться на 180° и также целиком убиралась. В момент взлета и посадки колесо блокировали в нейтральном положении. Колесные ниши в крыльях закрывались небольшими клапанами, скрывавшими механизм поворота стойки. Нижняя часть колеса не закрывалась. Колея главного шасси составляла 3,353 м. Колеса оснащались пневматическими шинами высокого давления размером 813x203 мм, а также гидравлическими тормозами. Хвостовое колесо было из литой резины и имело размеры 267x112 мм. Все три колеса имели гидравлические амортизаторы.

Двигатель 18-цилиндровый поршневой двигатель типа сдвоенная звезда Pratt & Whitney R-2800-10W «Double Wasp» воздушного охлаждения. Рабочий объем 45,9 л. Двигатель был сблокирован с двухступенчатым наддувом, имевшим автоматический механизм переключения передачи. Наддув механического типа отбирал мощность у двигателя через раздаточную коробку. Двигатель развивал стартовую мощность 2000 л.с. при 2700 об./мин. Трехлопастной винт Hamilton Standard диаметром 3,988 м с автоматической регулировкой шага лопастей от 26° до 65°. Расстояние между концом лопасти в нижнем положении и землей составляло 186 мм. Ось двигателя была наклонена вниз на 3°. Двигатель R-2800-10 оснащался карбюратором Stromberg PT-13G2, a R-2800-10W -Stromberg PT-13G6.

Топливная система производства фирмы Bendix. В состав входили три бака. Два в центроплане между главными лонжеронами емкостью по 331 л, и резервный бак в фюзеляже под полом кабины пилота емкостью 284 л. Кроме того, под фюзеляжем можно было подвесить дополнительный бак емкостью 568 л (150 галлонов США). Применялись два типа баков: № 28301 алюминиевый на ранних истребителях и № 28350 стальной на истребителях поздних выпусков, хотя они были взаимозаменяемы. Кроме того, под крылом можно было подвесить еще два бака емкостью по 379 л (100 галлонов США). Кроме того в состав топливной системы входил клапан, переключающий баки, детектор низкого уровня топлива в баках, который срабатывал в тот момент, когда в резервном баке оставалось всего 50 галлонов (189 л) топлива, аварийный ручной бензонасос, а также выравниватель давления, который поддерживал в системе давление 0,12 МПа на высотах более 12000 футов (3658 м). На двигателе стоял главный бензонасос. Двигатель работал на бензине с октановым числом 100/130 в соответствии со Specification AN-F-28.

Вооружение состояло из шести 12,7-мм пулеметов Colt-Browning M2, установленных по три в крыльях. Стволы пулеметов находились на следующем расстоянии от продольной оси симметрии самолета: 2,344, 2,531 и 2,719 м. Масса пулемета М2 29 кг, скорострельность 750 выстрелов в минуту, масса пули 48 г, начальная скорость пули 800 м/с. Боекомплект составлял до 400 выстрелов на ствол. Часть F6F-3N и все -5N несли смешанное вооружение, состоявшее из двух 20-мм пушек М2 с боекомплектом 200 выстрелов на ствол и четырех стандартных 12,7-мм пулеметов М2. Пушки и пулеметы устанавливались таким образом, что их трассы пересекались в 300 ярдах перед носом самолета. Летчики часто брали меньший боекомплект, чтобы облегчить машину. Сокращенный боекомплект составлял 200 выстрелов на ствол. Результат стрельбы фиксировался на фотопулемет, установленный в левом центроплане.

Под центропланом с обеих сторон стояли бомбодержатели, позволявшие брать на внешнюю подвеску две 227-кг (F6F-3) или 454-кг (F6F-5) бомбы. Бомбы сбрасывались нажатием на кнопку на ручке. У ночных истребителей система сброса сначала освобождала правую бомбу, чтобы скомпенсировать неравномерную нагрузку, вызванную радаром.

Истребители F6F-5 также имели под крылом шесть направляющих Mk.5 или 6 для неуправляемых реактивных снарядов HVAR «Holy Moses» калибра 127 мм.

Над приборной доской стоял прицел Mk 8.

Характеристики F6F-5
Экипаж 1 чел.
Размеры.
Размах крыла, м 13,06 ; 4,93 со сложенным крылом
Площадь крыла, м² 31,03
Длина самолета, м 10,24
Высота самолета, м 3,99
Двигатель.
18-цил. ПД Pratt Whitney R-2800-10W Double Wasp 2028л.с., 2000/5151м
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 4152
Нормальная взлетная 5670
Максимальная взлетная 6991
Летные данные
Максимальная скорость на высоте 7130м, км/ч 611
Начальная скороподъемность, м/сек 15,1
Практический потолок, м 11370
Дальность полета, км 1520
Максимальная дальность полета, км 2180
Вооружение
шесть 12.7-мм пулемета Colt-Browning M-2 (по 400 патсронов) две 454-кг бомбы или две 298-мм ракеты Тайни Тим или шесть 127-мм НУРС HVAR  

Модификации самолета F6F "Hellcat"

  • XF6F-1 опытный образец, который первоначально летал с двигателем Wright R-2600-10 Cyclone 14 мощностью 1700 л.с., а позже с двигателем Pratt & Whitney R-2800-10 Double Wasp мощностью 2000 л.с. в качестве опытного образца XF6F-3.
  • XF6F-2 опытный самолет c двигателем Wright R-2600-16.
  • F6F-3E, F6F-5E ночные истребители с поисковым радаром Вестингауз AN/APS-4, расположенном в обтекаемом контейнере из диэлектрического материала (фибры) под правой консолью. Па приборной доске размещался радиолокационный высотомер AN/APN-l и индикатор РЛС. Уже с конца 1943 года эти самолеты использовались на флоте. Было изготовлено 18 F6F-3E и 245 F6F-5E.
  • F6F-3N, F6F-5N эти самолеты оснащались радиолокационным высотомером AN/APN-I и РЛС "Sperry" AN/APS-6 (A1A), paзмещенной в обтекателе на правой консоли. Индикатор paдapa находился на приборной доске. Применялось освещение кабины красным светом. Скорость на высоте 5486 м достигала 579 км/ч, скороподъемность - 945 м/мин Самолеты F6F-5N оснащались РЛС AN/APS-6 фирм "Сперри" и "Далмо-Виктор Веспинауз' и AN/APS-6А фирмы "Далмо-Виктор-Филко" . Большая часть F6F-5N имели вооружение состоящее из 2-х пушек кал. 20мм с боеприпасом по 250 снарядов на нушку и 4-х пулеметов калибра 12.7мм с 400 патронами на пулемет. Часа. F6F-3N так-же была вооружена аналогичным образом (новый комплект вооружения устанавливался в полевых условиях). Иногда на левой плоскости устанавливали прожектор для визуальной идентификации обнаруженных радаром подводных лодок. Изготовлено 229 (205) F6F-3N и 1189 F6F-5N.
  • F6F-3P, F6F-5P фоторазведчикн F6F-3/5P оснащались двумя длиннофокусными фотокамерами К-18 (позднее К-17) - угловой, на левом борту зa крылом, и вертикальной, и нижней части фюзеляжа.
  • F6F-3K, F6F-5K в 1946 году некоторое количество оснащено оборудованием для управления самолетом по радио. Эти машины получили обозначение F6F-3K и F6F-5K. Они использовались для исследования результатов ядерных взрывов, а также как самолеты-мишени в программах разработки нового оружия. В 1952 году, во время войны в Корее, радиоуправляемые F6F-5K с бомбой весом 908 кг под фюзеляжем и телевизионными камерами в подкрыльевых контейнерах применялись как летающие бомбы для уничтожения целей, хорошо защищенных средствами ПВО.
  • XF6F-4 опытный образец, модернизированный из F6F-3 для оценки двигателя Pratt & Whitney R-2800-27 мощностью 2100 л.с.
  • F6F-5D самолет дистанционного управления радиоуправляемыми летательными аппаратами. Небольшое количество таких машин использовалось в 1949 - 1958 годах.
  • XF6F-6 опытный образец, модернизированный из F6F-5 для оценки двигателя Pratt & Whitney R-2800-18W и четырехлопастным винтом Hamilton Standard. Первый полет - 6 июля 1944 года.

Подробно

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Палубные истребители Второй мировой войны" /Иван Кудишин/
  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
  • "F6F «Hellcat» " /Война в воздухе № 48, 49/
  • 'Flight Deck, US Navy Carrier Operations 1940-1945', by Al Adcock, A Squadron/Signal Publications/

©AirPages
2003-