Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Grumman F4F-3 F4F-4 XF5F-1 F6F-5 F7F F8F TBF Фото и схемы Боевое применение F4F F6F TBF

F4F-3 "Wildcat"

Палубный истребитель

Grumman

Самолет F4F "Wildcat - Дикий кот" (до конца Второй мировой построено 7815 этих самолетов, причем большинство восточным отделением корпорации "Дженерал Моторс") являлся основным истребителем Военно-морского флота и Корпуса морской пехоты США.

Опытный образец G-36, поднявшийся в воздух в марте 1939 года под обозначением XF4F-3,имел более мощный двигатель Twin Wasp XR-1830-76 с двухступенчатым нагнетателем, увеличенную площадь крыла, измененное хвостовое оперение, что позволило самолету XF4F-3 хорошо слушаться рулей и иметь хорошую маневренность.

Его максимальная скорость на высоте 6490 м равнялась 539 км/час. 8 августа 1939 года флот США заказал 78 серийных самолетов F4F-3.

Компания Грумман предложила новый проект самолета G-36A на экспорт и получила контракты на 81 и 30 самолетов от правительств Франции и Греции, но к этому времени Франция уже была разгромлена. Эту партию решила закупить Великобритания, увеличив заказ до 90 машин.

Первый из этих самолетов был поставлен в июле 1940г. (первые пять самолетов были отправлены в Канаду) и получил обозначение Martlet Mk I (стриж).

Фирма работала над улучшением самолета и вторая сотня "Уайлдкэтов" уже имела бронестекло и коллиматорный прицел. Однако вследствие замены мотора R-1830-76 cдвухступенчатым нагнетателем (переадресован на B-17) на R-1830-90 c одноступенчатым нагнетателем снизилась скорость до 498км/час и резко ухудшилась высотность.

Компания Грумман заключила сделку с компанией Дженерал Моторс на продолжение серийного выпуска самолетов F4F-3 Уайлдкэт под обозначением FM-1 в восточным отделением корпорации "Дженерал Моторс" (Eastern Aircraft Division компании General Motors).

Первый самолет FM-1 поднялся в воздух 31 августа 1942г. Серийный выпуск составил 1151 самолет, 312 из которых были отправлены в Великобританию под обозначением Мартлет Mk V (позднее Уайлдкэт Mk V). В то же время компания Дженерал Моторс работала над усовершенствованным вариантом, обозначенным FM-2, который был серийным вариантом двух опытных самолетов Грумман XF4F-8. Его главными отличиями были установка звездообразного поршневого двигателя Райт R-1820-56 Циклон 9 мощностью 1350 л.с., что повлекло за собой увеличение площади киля для сохранения хорошей путевой устойчивости при более мощном двигателе, а также снижение до минимума массы конструкции планера. Компанией Дженерал Моторс было построено 4777 самолетов FM-2, 370 из которых отправлено в Великобританию. Там они состояли на вооружении военно-морской авиации и имели обозначение Уайлдкэт Mk VI.

Сравнительные данные F4F с другими палубными истребителями
F4F-3 F4F-4 F6F-5 «Си Харрикейн» «Сифайр» A6M2 A6M3
Размах крыла, м. 11,59 11,58 13,06 12,2 9,3 12,0 11,0
Длина, м 8,53 8,74 10,24 9,82 9,21 9,06 9,06
Мощность мотора, л.с. 1050 1200 1200 1280 1470 950 1130
Максимальный взлетный вес, кг 3620 7000 3500 3465 2796 -
Максимальная скорость, км/час 466 510 616 530 560 533 543
Практический потолок, м - 10 600 11 350 9500 7300 10 000 11 050
Дальность, км, без подв. баков - 1750 2150 740 1170 1866 -
Вооружение, кол-во Х кал., мм 2х12,7 6х12,7 6х12,7 4х20 4х20 2х20
2х7,69
2х20
2х7,69
Фото Описание
F4F-3 на авиабазе Анакостия

F4F-3 на авиабазе «Анакостия»

F4F-3 из VF-3 на авианосце «Энтерпрайз»

F4F-3 из эскадрильи VF-3 в ангаре авианосца «Энтерпрайз». Крылья истребителя отстыкованы.

F4F-3 из VF-3 на авианосце «Саратога», весна 1941

F4F-3 из эскадрильи VF-3 в лифте авианосца «Саратога», весна 1941 г.

Истребители F4F-3A в полете

Истребители F4F-3A в полете

F4F-3A из VF-8 на маневрах, август 1941

F4F-3A из эскадрильи VF-8 на маневрах у побережья Южная Каролина, август 1941 г.

Модификации самолета F4F "Wildcat

  • XF4F-1: проект биплана G-16 (не строился)
  • XF4F-2: прототип моноплана G-1В, первый полет 02.09.1937 года, построен 1 экземпляр
  • XF4F-3: прототип моноплана G-36, с двигателем XR-1830-76, первый полет 02.02.1939 года
  • XF4F-3: первый серийный вариант с двигателем XR-1830-76, первый полет 02.1940 года, построено 285 машин
  • F4F-3А: серийный вариант с двигателем XR-1830-90, построено 95 машин
  • F4F-3Р: переделка в фоторазведчик, построено несколько машин
  • F4F-4: прототип улучшенной модели с двигателем XR-1830-86 и складывающимся крылом, первый полет 14.04.1941 года
  • F4F-4: основной серийный вариант со складывающимся крылом, построено 1169 машин
  • F4F-4А: обозначение поставляемого по "ленд-лизу" "Марлет" Mk III с нескладывающимся крылом
  • F4F-4В: обозначение поставляемого по "ленд-лизу" "Марлет" Mk IV с нескладывающимся крылом
  • F4F-4Р: несколько экземпляров, переоборудованных в разведчик
  • XF4F-5: обозначение двух прототипов G-36A, с двигателем "Райт" R-1820-40, первый полет в июне 1940 года
  • XF4F-6: один прототип серийного F4F-3А
  • F4F-7: разведчик с фотокамерами и увеличенным запасам топлива, фирменное обозначение G-52, первый полет 30.12.1941 года, построено 21 машина
  • F4F-8: два экспериментальных прототипа сновыми закрылками и капотами, первый полет 8.11.1942 года
  • FM-1 (F4F-4): выпускаемые "Дженерал моторс", первый полет 31.08.1942 года, 1151 машина
  • FM-2 (F4F-8): серийный вариант, выпускаемый "Дженерал моторс", 4777 машин
  • Марлет Mk I: британское обозначение G-36, заказанных Францией, первый полет 11.05.1940 года, 181 машина
  • Марлет Mk II: британское обозначение G-36В, со складывающимся крылом, первый полет октябрь 1940 года, 100 машина
  • Марлет Mk III: британское обозначение F4F-4A, с нескладывающимся крылом, 30 машин
  • Марлет Mk IV: британское обозначение F4F-4B, 220 машин
  • Марлет Mk V: британское обозначение поставленных по "ленд-лизу" FM-1, 312 машин
  • Марлет Mk VI: британское обозначение поставленных FM-2, 370 машин

Подробно

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Палубные истребители Второй мировой войны" /Иван Кудишин/
  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
  • CD энциклопедия "Военная авиация " /Media 2000/
  • "Палубный истребитель Грумман F4F «Уайлдкэт»" /В.Р. Котельников/

©AirPages
2003-