Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты General Motors FM-1/2 TBM Фото и схемы Боевое применение TBM

FM-1/2 "Wildcat"

Палубный истребитель

General Motors

FM Wildcat, улучшенная версия, выпущенная фирмой "Дженерал Моторс", оставался на службе до самого конца войны на эскортных транспортных авианосцах, и всюду где более тяжелые истребители не могли использоваться.

В июле 1942-го фирма "Грумман" приступила по заданию флота к работе над одноместным палубным истребителем для небольших эскортных авианосцев. Первый из них "Лонг Айлэнд" имел палубу в два раза короче, чем на "плавающем аэродроме" класса "Уэссекс" (263 м). Конструкторы не стали заново "придумывать велосипед", а просто разработали облегченный вариант "Уайлдкэта". Прототип с индексом XF4F-8 имел 9-цилиндровый двигатель "Райт" R-1820-56 (1350 л.с.) с трехлопастным винтом постоянного шага "Гамильтон-Стандарт". Главная "изюминка" мотора - алюминиевые головки цилиндров, экономившие более 100 кг. К тому же, R-1820-56 имел меньший диаметр, что позволило обжать капот и разместить внутри него маслорадиаторы - теперь крыло было "чистым" с точки зрения аэродинамики. Сам капот получил новую систему отвода выхлопных газов через две боковые створки (на F4F-4 их было восемь). Первый прототип XF4F-3 впервые поднялся в воздух в ноябре 1942-го, а в январе к нему присоединилась вторая машина. Полеты показали, что ухищрения конструкторов не пропали даром. "Восьмерка" получилась на 226 кг легче, чем F4F-4, и с более мощным двигателем оказалась гораздо резвее. Так, скороподъемность выросла с 9,9 м/сек до 18,5 м/сек, а максимальная скорость достигала 535 км/ч. Но самое главное, что новый "Уайлдкэт" мог базироваться на эскортных авианосцах. Для взлета XF4F-8 со встречным ветром было достаточно палубы в 125 м, тогда как минимальный разбег у F4F-4 -195 м.

Сначала, GM ("Дженерал Моторс") выпустил FM-1 (идентичный F4F-4, но с четырьмя пушками). Позднее производство было переключено на улучшенную версию FM-2 (на основе прототипа XF4F-8 Грумман), оптимизированного для действий на коротких палубах, с более мощным двигателем и более высоким килем для парирования вращающего момента винта. Кроме этого, доработали закрылки и бронезащиту, а кабину летчика защитили от переднего топливного бака пожарной перегородкой. Под крылом можно было подвесить, кроме сбрасываемых топливных баков, пару бомб по 113 кг или шесть ракет HVAR (калибр 76 мм), превратив истребитель в штурмовик. Для большего снижения веса отказались от пары пулеметов, оставив в крыле лишь четыре.

Фирма Грумман прекратила выпуск Wildcat в начале 1943, осваивая производство более нового Hellcat F6F, но "Дженерал Моторс" продолжал производить Wildcat как для US NAVY - американского военно-морского флота, так и для Fleet Air Arm - авиации ВМС Великобритании. С 1943 Wildcat призваны были прежде всего сопровождать транспорты, поскольку более тяжелые истребители типа Hellcat и Vought F4U Корсар были необходимы на борту авианосцев, а более медленная посадочная скорость Wiidcat сделала его более подходящим для более коротких взлетных палуб. Всего было построено 7860 палубных истребителей Wildcat.

Британские ВМС получили 300 самолетов FM-1s, как Martlet V в 1942/43 и 340 FM-2s, как Wildcat VI. Всего почти 1 200 Wildcat находились на службе в ВМС Великобритании. К январю 1944 название Martlet было заменено на "Wildcat".

Характеристики FM-2
Экипаж 1 чел.
Размеры.
Размах крыла, м 11,59
Площадь крыла, кв м 24.15
Длина самолета, м 8,77
Высота самолета, м 3,48
Двигатель.
Поршневой радиальный Wright R-1820-56 Cyclone 13500 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 2516
Нормальная взлетная 3732
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 535
Крейсерская скорость, км/ч 264
Практический потолок, м 10583
Дальность полета, км 1255
Дальность полета, с подвесными баками км 2175
Вооружение
4 x 12,7-мм пулеметов в крыле, 6хНУРС или бомб на внешней подвеске, кг 1020

Модификации самолета F4F "Wildcat"

  • XF4F-1: проект биплана G-16 (не строился)
  • XF4F-2: прототип моноплана G-1В, первый полет 02.09.1937 года, построен 1 экземпляр
  • XF4F-3: прототип моноплана G-36, с двигателем XR-1830-76, первый полет 02.02.1939 года
  • XF4F-3: первый серийный вариант с двигателем XR-1830-76, первый полет 02.1940 года, построено 285 машин
  • F4F-3А: серийный вариант с двигателем XR-1830-90, построено 95 машин
  • F4F-3Р: переделка в фоторазведчик, построено несколько машин
  • F4F-4: прототип улучшенной модели с двигателем XR-1830-86 и складывающимся крылом, первый полет 14.04.1941 года
  • F4F-4: основной серийный вариант со складывающимся крылом, построено 1169 машин
  • F4F-4А: обозначение поставляемого по "ленд-лизу" "Марлет" Mk III с нескладывающимся крылом
  • F4F-4В: обозначение поставляемого по "ленд-лизу" "Марлет" Mk IV с нескладывающимся крылом
  • F4F-4Р: несколько экземпляров, переоборудованных в разведчик
  • XF4F-5: обозначение двух прототипов G-36A, с двигателем "Райт" R-1820-40, первый полет в июне 1940 года
  • XF4F-6: один прототип серийного F4F-3А
  • F4F-7: разведчик с фотокамерами и увеличенным запасам топлива, фирменное обозначение G-52, первый полет 30.12.1941 года, построено 21 машина
  • F4F-8: два экспериментальных прототипа сновыми закрылками и капотами, первый полет 8.11.1942 года
  • FM-1 (F4F-4): выпускаемые "Дженерал моторс", первый полет 31.08.1942 года, 1151 машина
  • FM-2 (F4F-8): серийный вариант, выпускаемый "Дженерал моторс", 4777 машин
  • Марлет Mk I: британоское обозначение G-36, заказанных Францией, первый полет 11.05.1940 года, 181 машина
  • Марлет Mk II: британоское обозначение G-36В, со складывающимся крылом, первый полет октябрь 1940 года, 100 машина
  • Марлет Mk III: британоское обозначение F4F-4A, с нескладывающимся крылом, 30 машин
  • Марлет Mk IV: британоское обозначение F4F-4B, 220 машин
  • Марлет Mk V: британоское обозначение поставляемых по "ленд-лизу" FM-1, 312 машин
  • Марлет Mk V: британоское обозначение поставляемых, 370 машин

Подробно

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Палубные истребители Второй мировой войны" /Иван Кудишин/
  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
  • CD энциклопедия "Военная авиация " /Media 2000/

©AirPages
2003-