Экипаж |
4 |
Размеры |
Размах крыла, м |
28,86 |
Площадь крыла, м² |
120,31 |
Длина самолета, м |
21,30 |
Высота самолета, м |
7,47 |
Силовая установка |
2 ПД Wright SGR-1820G-2 |
2×1000 |
Массы и нагрузки, кг: |
Пустого самолета |
7854 |
Нормальная взлетная |
12927 |
Летные данные |
Максимальная скорость, км/ч |
286 |
Максимальная скороподъемность, м/сек |
4,05 |
Крейсерская скорость, км/ч |
257 |
Практический потолок, м |
4235 |
Практическая дальность, км |
5311 |
Полезная нагрузка, пассажиров до |
32 |
Третья и четвертая лодки, построенные позже японских, незначительно отличались от них и обозначались фирмой как модификация DF-195. В разобранном виде они прибыли в Ленинград весной 1937-го. Поскольку самолеты предназначались для Управления полярной авиации Главсевморпути, то получили номера Н205 и Н206. В мае С. А. Леваневский перегнал первый DF на испытания в Севастополь. Испытания проводились под эгидой НИИ ГВФ, но летали полярные летчики. В Севастополе практически одновременно оценивались две американских летающих лодки - DF и S-43 фирмы "Сикорский". Машины достаточно быстро прошли всю программу, включавшую снятие летных характеристик, в том числе полеты на дальность, испытания бортового оборудования и исследование их мореходности. Лодка "Дуглас" получила высокую оценку.
По сравнению с эксплуатировавшимися тогда полярной авиацией устаревшими гидросамолетами Дорнье "Валь", она представляла собой совершенно новый этап развития гидроавиации, не только значительно превосходя предшественников по лётным данным, но и обеспечивая экипажу комфорт и безопасность.
Кроме того, для наших специалистов представляли большой интерес современные технологии и материалы, применявшиеся в самолетостроении США. С этой точки зрения DF являлся прекрасным образцом передового опыта американской промышленности.
Уже в июле 1937-го первый DF, H-206, передали Енисейской авиагруппе. Он начал летать по линии Красноярск - Дудинка, перевозя пассажиров и грузы. Но в сентябре Н206 поспешно сняли с трассы и задействовали в поисках пропавшего экипажа Леваневского. Последний на самолете Н209, переоборудованном в гражданский вариант из четырехмоторного бомбардировщика ДБ-А, пытался совершить перелет в США через Северный полюс, но пропал на маршруте. К поискам Н209 привлекли много самолетов, как советских, так и иностранных, но ничего не нашли. Работы велись до зимы, так что на линиях в том сезоне DF более не эксплуатировался. В следующем году американские лодки уже регулярно занимались перевозками в Сибири. В мае 1939-го Н206 перевели в Ленскую авиагруппу. За Н206 вскоре последовала и вторая машина, Н205. Обе они эксплуатировались на Лене и в сезон 1940 г. В апреле 1941-го Ленскую линию передали из полярной авиации в "Аэрофлот". В мае Якутская авиагруппа ГВФ приняла у полярников часть самолетов, в том числе оба DF. Там их и застала война.
Летняя навигация 1941 года для "Дугласов" началась неудачно. Летающая лодка Н-205 в июне 1941 года потерпела катастрофу при посадке в Якутском гидропорту, а вторая, базируясь в Жатайском гидропорту, где её обслуживала бригада авиатехника А.Е. Пономарева, благополучно и с большой нагрузкой летала и в эту навигацию, и всю войну.
Американские машины продолжали летать в тех же местах, но со всё увеличивающейся нагрузкой из-за передачи части авиатехники на фронт. В 1943-м DF выполнили план по перевозкам на 209%.
После прекращения деятельности перегоночной трассы Аляска - Сибирь в марте 1946 года был вновь укомплектован личным составом и самолётами 14-й транспортный авиаотряд Якутского управления ГВФ. В списке воздушных судов, приписанных к авиаотряду, значился и "Морской Дуглас" под названием ДГ-1 с бортовым No.3.18.
Летом 1946 года закончилась летная биография этой уникальной машины. Отработав ресурс, последнюю посадку "Морской Дуглас" совершил на Белое озеро в районе Якутского аэропорта.
|
Схема Douglas DF-195
|
|
Douglas DF-195 H-205 в СССР
|
27 03 2019.
На фото вверху - типичная картина советского севера - разбросанные повсюду пустые бочки из под ГСМ...
01 04 2019.
Появилась надежда, что очистные работы "до последней уничтоженной бочки" будут профинансированы и выполнены...
Источники
- "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
- "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
|