Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте

DF
Пассажирская летающая лодка
Douglas

DF-195 в СССР

DF (Douglas Flying boat). Первый полет - 24 сентября 1936 г. Пассажирская летающая лодка - являлась цельнометаллическим свободнонесущим двухдвигательным высокопланом с фюзеляжем полумонококовой конструкции с гладкой обшивкой. Пассажиры размещались в четырех отдельных кабинах, в каждой из которых было по восемь сидячих или четыре спальных места. В каждом пассажирском отсеке имелись четыре иллюминатора - по два на борт, два из них служили одновременно и аварийными люками. Все отсеки соединялись общим коридором по центру лодки. В случае получения пробоины кабины изолировались друг от друга съемными перегородками.

Вспомогательные поплавки для уменьшения аэродинамического сопротивления сделали полуубирающимися. После взлета стойки с поплавками складывались вдоль крыла в сторону фюзеляжа. Хвостовое оперение выполнялось по классической схеме. Все рули оснащались триммерами.

Силовая установка состояла из двух звездообразных двигателя Райт SGR-1820-G2 "Циклон" с трехлопастными металлическими винтами изменяемого шага.

Всего произвели 4 лодки DF - 1 прототип и 3 в серии, два приобрели японцы для изучения "передового опыта мирового самолетостроения", этот опыт использовался японцами при постройке своих Kawanishi H8K, а 3 и 4 экземпляры приобрел Советский Союз.


Характеристики Douglas DF-195
Экипаж 4
Размеры
Размах крыла, м 28,86
Площадь крыла, м² 120,31
Длина самолета, м 21,30
Высота самолета, м 7,47
Силовая установка
2 ПД Wright SGR-1820G-2 2×1000
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 7854
Нормальная взлетная 12927
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 286
Максимальная скороподъемность, м/сек 4,05
Крейсерская скорость, км/ч 257
Практический потолок, м 4235
Практическая дальность, км 5311
Полезная нагрузка, пассажиров до 32

Третья и четвертая лодки, построенные позже японских, незначительно отличались от них и обозначались фирмой как модификация DF-195. В разобранном виде они прибыли в Ленинград весной 1937-го. Поскольку самолеты предназначались для Управления полярной авиации Главсевморпути, то получили номера Н205 и Н206. В мае С. А. Леваневский перегнал первый DF на испытания в Севастополь. Испытания проводились под эгидой НИИ ГВФ, но летали полярные летчики. В Севастополе практически одновременно оценивались две американских летающих лодки - DF и S-43 фирмы "Сикорский". Машины достаточно быстро прошли всю программу, включавшую снятие летных характеристик, в том числе полеты на дальность, испытания бортового оборудования и исследование их мореходности. Лодка "Дуглас" получила высокую оценку.

По сравнению с эксплуатировавшимися тогда полярной авиацией устаревшими гидросамолетами Дорнье "Валь", она представляла собой совершенно новый этап развития гидроавиации, не только значительно превосходя предшественников по лётным данным, но и обеспечивая экипажу комфорт и безопасность.

Кроме того, для наших специалистов представляли большой интерес современные технологии и материалы, применявшиеся в самолетостроении США. С этой точки зрения DF являлся прекрасным образцом передового опыта американской промышленности.

Уже в июле 1937-го первый DF, H-206, передали Енисейской авиагруппе. Он начал летать по линии Красноярск - Дудинка, перевозя пассажиров и грузы. Но в сентябре Н206 поспешно сняли с трассы и задействовали в поисках пропавшего экипажа Леваневского. Последний на самолете Н209, переоборудованном в гражданский вариант из четырехмоторного бомбардировщика ДБ-А, пытался совершить перелет в США через Северный полюс, но пропал на маршруте. К поискам Н209 привлекли много самолетов, как советских, так и иностранных, но ничего не нашли. Работы велись до зимы, так что на линиях в том сезоне DF более не эксплуатировался. В следующем году американские лодки уже регулярно занимались перевозками в Сибири. В мае 1939-го Н206 перевели в Ленскую авиагруппу. За Н206 вскоре последовала и вторая машина, Н205. Обе они эксплуатировались на Лене и в сезон 1940 г. В апреле 1941-го Ленскую линию передали из полярной авиации в "Аэрофлот". В мае Якутская авиагруппа ГВФ приняла у полярников часть самолетов, в том числе оба DF. Там их и застала война.

Летняя навигация 1941 года для "Дугласов" началась неудачно. Летающая лодка Н-205 в июне 1941 года потерпела катастрофу при посадке в Якутском гидропорту, а вторая, базируясь в Жатайском гидропорту, где её обслуживала бригада авиатехника А.Е. Пономарева, благополучно и с большой нагрузкой летала и в эту навигацию, и всю войну.

Американские машины продолжали летать в тех же местах, но со всё увеличивающейся нагрузкой из-за передачи части авиатехники на фронт. В 1943-м DF выполнили план по перевозкам на 209%.

После прекращения деятельности перегоночной трассы Аляска - Сибирь в марте 1946 года был вновь укомплектован личным составом и самолётами 14-й транспортный авиаотряд Якутского управления ГВФ. В списке воздушных судов, приписанных к авиаотряду, значился и "Морской Дуглас" под названием ДГ-1 с бортовым No.3.18.

Летом 1946 года закончилась летная биография этой уникальной машины. Отработав ресурс, последнюю посадку "Морской Дуглас" совершил на Белое озеро в районе Якутского аэропорта.

Фото Описание

Схема Douglas DF-195

Douglas DF-195 H-205 в СССР

27 03 2019.

На фото вверху - типичная картина советского севера - разбросанные повсюду пустые бочки из под ГСМ...

01 04 2019.

Появилась надежда, что очистные работы "до последней уничтоженной бочки" будут профинансированы и выполнены...

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/