Aviation of Word War II

Home Russian

C-47 "Skytrain"

Medium Transport Aircraft

Douglas

C-47D Skytrain in flight

The DC-1 made its first flight on July 1, 1933. The aircraft was designated by the first letters from Douglas Commercial. The triumph of the next serial modification of the DC-2 aircraft was obvious, the aircraft conquered not only the American market, but also began to arrive in Europe. Just before Christmas, on December 22, 1935, Donald Douglas's new plane took off, equipped with more powerful engines and having a 50% increased passenger capacity. It was the famous DC-3. In August 1936, the DC-3 began entering service with American companies on domestic routes. In 1940, when the US Army began to issue contracts for the supply of a new transport aircraft under the designation C-47 (from Cargo), the only serious problem preventing the development of mass production was the lack of production capacity in Santa Monica, where the factory workshops were occupied. fulfillment of the European order for the production of DB-7. Consequently, the production of C-47s at a new facility in Long Beach, California.

When the US entered the war, the US military transport aircraft had only a small number of converted civilian vehicles and obsolete bombers. First of all, the military requisitioned at the factories unfinished, or not yet delivered to customers, passenger aircraft, including a large number of DC-3 of different options. From the beginning of 1942, construction began on the C-47 "Skytrain - Sky Train - Sky Train" with a cargo door on the left side and a reinforced cabin floor for transporting goods. They became the most common aircraft of the military transport aviation of the countries of the anti-Hitler coalition. As part of the Lend-Lease program, these machines were supplied to the Soviet Union. The planes supplied under Lend-Lease to England were called Dakota.

Construction . The basic design of the original production version of the C-47, built at Long Beach, remained virtually unchanged throughout production. The C-47 is a free-carrying low-wing aircraft, all-metal, with a working skin and a multi-spar wing. The wing is equipped with hydraulically driven landing flaps and light alloy ailerons and linen fabric. Pneumatic anti-icers were installed on the leading edges of the wing and tail.

Two main fuel tanks of 794 liters each and two additional ones of 760 liters each are located in the wing, it was envisaged to install additional fuel tanks in the fuselage.

Powerplant . Five series, built before the war, were equipped with two Cyclone engines SGR-1820-G2, G-2E, G-102, G-103 or G-203A from Wright with a capacity of 1000hp. (746 kW) to 1200 hp (895 kW). The C-47 "Skytrain" had 14-cylinder Pratt Whitney R-1830-93 Twin Wasp radial engines. The working volume of each is 30 liters, the rated power is 1050 hp. (783 kW) at 2290m ​​and 1200 hp. (895 kW) on takeoff. The engines are equipped with three-bladed propellers of variable pitch "Hamilton Standard".

Specification
C-47 PS-84 Li-2 Li-2NB
Dimensions
Length, m 19.57
Height, m 5.16
Wing span, m 28.96
Wing area, m² 91.69
Weight, kg
Empty weight 2277 2298 2350 2382
Loaded weight 2873 3025 3117 3356
Powerplant
Type R-1830-93 M-62IR ASh-82FN ASh-82FN
Maximum at take-off, hp 1200 1000 1850 1850
Performance
Maximum speed, km/h at sea level   309 380 370
at altitude 369 338 434 424
m 2285 1760 5150 5150
Service ceiling, m 7070 5750 9100 8870
Service range, km 2414 2655 820 2115
Load
Passengers 28 21    
Cargo, kg 2722   2500 1000

Comparison of C-47 and Li-2

Before the war, the Soviet Union acquired about two dozen DC-3s (As of June 1, 1941, there were 7 DC-3 in the Center units, 4 in the districts, and 7 in the Civil Air Fleet on December 1, 1940). Then they cost 115 thousand dollars. They were used both by civil aviation, which operated them on domestic and international lines, and in the Red Army Air Force, as military transport. DC-3 took part in supporting the hostilities at Khalkhin Gol and the "winter" war with Finland. They continued to serve in the years of the Great Patriotic War. In parallel with the purchase of aircraft, our country also acquired a license for the production of the DC-3-196 modification, mastered by the plant No. 84 named after V.P. Chkalov in Khimki, as PS-84 (Passenger aircraft plant No. 84). Later, with the beginning of the war, the plant was evacuated to Tashkent. During the war years, the Soviet Air Force received about 2,000 Li-2 aircraft, renamed in honor of Boris Pavlovich Lisunov, who led the development of the aircraft's production. Approximately 700 C-47 aircraft received Lend-Lease. The deliveries of C-47s from the United States stopped after the victory over Japan.

The C-47 was in many ways comparing favorably with the Li-2. The powerful engines provided higher speed and headroom as well as greater fuselage capacity. The motors were better mounted and easier to maintain. It took 62 man-hours to replace the M-82IR with the Li-2, and only 10 hours for the C-47 when removed along with the engine mount. With proper operation of the engine, its resource was developed 1.5-2 times of the guaranteed one. On the Li-2, the VISH-21 propeller had a resource before overhaul of only 50 hours, the American "Standard Hydromatic" had a guaranteed resource of 750 hours. In reality, the American propeller worked five times longer than the Soviet one.

A higher production culture also ensured a higher quality of the airframe. "American" was more reliable, its outer surfaces provided better aerodynamic characteristics. Compared to the Li-2, both the fuel and the hydraulic system were much more perfect. Unlike Soviet ones, American cranes did not flow, thus giving great pleasure to the mechanics. The cargo door of the C-47, which swung open to the sides, was much wider than the hatch with the door rising upward on the Li-2 (inherited from the experienced PS-84K and appeared in the series only in 1945). Two soft additional tanks of 375 liters each, if necessary located in the cabin, made it possible to increase the flight range to 3400 km. And the craftsmen also installed more capacious non-standard tanks. The flight duration increased to a day.

The instrumental and radio equipment of the C-47 turned out to be much more advanced than that of the Li-2. The set of instruments was much richer, they were also more accurate, more reliable, had a greater resource. The Li-2 radio operators could only be envious, looking at what was on the American cars: three different radio stations, a radio altimeter, a blind landing kit, and an automatic radio compass. At the same time, the American stations had 5-6 times more power, better stability of operation, and at the same time less weight and dimensions. On the C-47, the position of the radio operator was removed from the rotation zone of the propellers and was located in a special soundproofed wheelhouse. The only unpleasant fact is that the C-47s were exported with an incomplete set of equipment. The US Army Air Force provided its vehicles with many more, as evidenced by empty stands and unnecessary signs. But even in this form, the C-47 was much superior in this respect to both transport aircraft and bombers of the Soviet Air Force.

On the C-47, the issues of operation at low temperatures were well thought out. American designers provided for everything that existed at that time - anti-icers on the wing and empennage, washing the propeller blades and glass of the pilot's cockpit with alcohol mixtures, heating the cockpit and interior. Pneumatic anti-icers "Goodrich" worked more efficiently than domestic thermal ones. The "windshield wipers" with a hydraulic conduit were also rated higher in comparison with the electric ones on the Li-2. Hot-air heating did not require additional operations when turned on. The Li-2 had a steam-air system with a water boiler. The flight mechanic who served her was called the "stoker". He had to tinker a lot to get the "stove" to work reliably. Otherwise, this device produced a cloud of steam that filled the pilot's cabin.

Li-2 had to warm up for 40 - 45 minutes before takeoff. The Douglas had a gasoline dilution system that diluted oil not only in the engine, but also in the propeller hubs. The Americans filled the hydraulic system with a frost-resistant mixture. In the Russian frosts, the C-47 had to insulate only the breather pipes between the engine and the oil tank. The C-47 was reliable and economical. According to Soviet statistics, in the first half of 1945, the number of accidents per aircraft of this type for the C-47 was 2.5 times less than for the Li-2.

Unlike the Li-2, the C-47 did not have standard defensive weapons. This was typical of all American transport aircraft. Cases of the installation by the Americans of machine guns on the C-47 are very rare, usually they were not installed here either. But the Americans worked, as a rule, under the conditions of their air supremacy. In our country, if necessary, to act in the front-line zone and, especially over the enemy's territory, the lack of weapons became a significant disadvantage. There are known cases of the installation on the C-47 of the upper turret UTK-1 with the UBT machine gun on the model of the Li-2. There were even vehicles with an additional pair of ShKAS machine guns in the rear windows of the cockpit.

Photo Description
Drawing C47

Drawing C47

TC-82 - DC-3 with russian engines ASh-82FN

The TC-82 - the DC-3 with russian engines ASh-82FN.

Bibliography

  • "Encyclopedia of military engineering" /Aerospace Publising/
  • "American warplanes of World War II" /under cor. David Donald/

Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Douglas TBD A-20 SBD-1/2 A-24/SBD SBD-5/6 A-26 C-47 C-54 Фото и схемы Боевое применение TBD A 20 В СССР A 20

C-47 "Skytrain"

Средний транспортный самолет

Douglas

DC-3 ВВС РККА, Монголия, аэродром Улан-Батор, 1939 © Михаил Быков

DC-3 ВВС РККА - одна из трех машин, на которых в конце мая 1939 г. в Монголию на аэродром Улан-Батор прибыла группа опытных советских летчиков во главе с замначальника ВВС комкором Смушкевичем.

Первый полет DC-1 совершил 1 июля 1933 года. Обозначение самолет получил по первым буквам от Дуглас Коммерческий - Douglas Commercial. Триумф следующей серийной модификации самолета DC-2 был очевиден, самолет завоевал не только американский рынок, но начал поступать и в Европу. Перед самым рождеством, 22 декабря 1935 года, в небо поднялся новый самолет Дональда Дугласа, оснащенный более мощными двигателями и обладавший на 50% увеличенной пассажировместимостью. Это был знаменитый DC-3. В августе 1936 года DC-3 начал поступать в эксплуатацию в американские компании на внутренних авиалиниях. В 1940 году, когда Армия США начала выдавать контракты на поставку нового транспортного самолета под обозначением С-47 (от Cargo - грузовой), единственной серьезной проблемой, препятствующей развитию серийного производства, была нехватка производственных мощностей в Санта-Монике, где заводские цеха были заняты выполнением европейского заказа на производство DB-7. В следствие этого, производство С-47 на новом предприятии в Лонг-Бич в Калифорнии.

Когда США вступили в войну, американская военно-транспортная авиация располагала лишь небольшим количеством переоборудованных гражданских машин и устаревших бомбардировщиков. Первым делом военные реквизировали на заводах недостроенные, или еще не сданные заказчикам пассажирские самолеты, в том числе большое количество DC-3 разных вариантов. С начала 1942-го начали строиться С-47 "Skytrain - Скай Трейн - Небесный поезд" с грузовой дверью по левому борту и усиленным полом кабины для перевозки грузов. Они стали самыми распространенными самолетами военно-транспортной авиации стран антигитлеровской коалиции. В рамках программы ленд-лиза эти машины поставлялись и в Советский Союз. Самолеты, поставляемые по ленд-лизу в Англию, имели название Dakota.

Конструкция. Основная конструкция первоначального серийного варианта С-47, построенного в Лонг-Бич, осталась практически неизменной в течение всего производства. С-47 - свободно несущий низкоплан, цельнометаллический, с работающей обшивкой и многолонжеронным крылом. Крыло снабжено посадочными щитками с гидроприводом и элеронами из легкого сплава и полотняной общивкой. На передних кромках крыла и хвостового оперения устанавливались пневматические противообледенители.

Два основных топливных бака по 794 л и два дополнительных по 760 л расположены в крыле, предусматривалась установка дополнительных топливных баков в фюзеляже.

Силовая установка. Пять серий, построенных перед войной, оснащались двумя двигателями "Циклон" SGR-1820-G2, G-2E, G-102, G-103 или G-203А фирмы "Райт" мощностью от 1000л.с. (746 кВт) до 1200 л.с. (895 кВт). С-47 "Skytrain" имели 14-цилиндровые звездообразные двигатели Pratt Whitney R-1830-93 Twin Wasp. Рабочий объем каждого 30л, номинальная мощность 1050 л.с. (783 кВт) на высоте 2290м и 1200 л.с. (895 кВт) на взлете. На двигателях установлены трехлопастные воздушные винты изменяемого шага "Гамильтон стандарт".

Сравнение С-47 и Ли-2. До войны Советский Союз приобрел около двух десятков DC-3 (По состоянию на 1 июня 1941 года DC-3 в частях Центра было 7, в округах - 4, в ГВФ на 1 декабря 1940 г - 7). Стоили они тогда по 115 тысяч долларов. Использовались, как гражданской авиацией, эксплуатировавшей их на внутренних и международных линиях, так и в ВВС РККА, как военно-транспортные. DC-3 принимали участие в обеспечении боевых действий на Халхин-Голе и "зимней" войны с Финляндией. Продолжали служить они и в годы Великой Отечественной войны. Параллельно с покупкой самолетов наша страна приобрела и лицензию на производство модификации DC-3-196, освоенной заводом № 84 им. В.П. Чкалова в Химках, как ПС-84 (Пассажирский самолет з-да № 84). Позднее с началом войны завод был эвакуирован в Ташкент. За годы войны советские ВВС получили около 2000 самолетов Ли-2, переименованных так в честь Бориса Павловича Лисунова, руководившего освоением производства самолета. Примерно 700 самолетов C-47 получили по ленд-лизу. Поставки С-47 из США прекратились после победы над Японией.

С-47 во многих отношениях выгодно отличался от Ли-2. Мощные двигатели обеспечивали более высокую скорость и потолок, а также большую грузоподъемность. Моторы были более удачно смонтированы и более технологичны в обслуживании. На замену М-82ИР на Ли-2 тратили 62 человека-часа, на С-47 при съеме вместе с моторамой всего 10. При правильной эксплуатации двигателя его ресурс вырабатывался у нас в 1,5-2 раза от гарантированного. На Ли-2 винт ВИШ-21 имел ресурс до капремонта всего 50 часов, американский "Стандарт гидроматик" имел гарантированный ресурс 750 часов. Реально американский винт работал раз в пять дольше советского.

Более высокая культура производства обеспечивала и более высокое качество изготовления планера. "Американец" был надежнее, его наружные поверхности обеспечивали лучшие аэродинамические характеристики. По сравнению с Ли-2 гораздо совершеннее были и топливная, и гидросистема. В отличие от советских, американские краны не текли, доставляя тем самым огромное удовольствие механикам. Грузовая дверь С-47, распахивавшаяся в стороны, была куда шире, чем люк с поднимавшейся наверх створкой на Ли-2 (доставшийся в наследство от опытного ПС-84К и появившийся в серии только в 1945г.). Два мягких дополнительных бака по 375 л, при необходимости размещавшиеся в салоне, позволяли увеличить дальность полета до 3400 км. А умельцы ставили и более емкие нестандартные баки. Продолжительность полета возрастала до суток.

Намного более совершенным, чем у Ли-2, оказалось приборное и радиооборудование С-47. Комплект приборов был значительно богаче, они были еще и точнее, надежнее, имели больший ресурс. Радистам Ли-2 оставалось только завидовать, глядя на то, что стояло на американских машинах: три разные радиостанции, радиовысотомер, комплект слепой посадки, автоматический радиокомпас. При этом американские станции имели в 5 - 6 раз большую мощность, лучшую стабильность работы и при этом меньший вес и габариты. На С-47 место радиста было вынесено из зоны вращения воздушных винтов и находилось в специальной звукоизолированной рубке. Единственный, неприятный факт при этом: на экспорт С-47 шли с неполным комплектом оборудования. ВВС армии США обеспечивали свои машины еще и многим другим, о чем свидетельствовали пустые подставки и ненужные таблички. Но даже в таком виде С-47 намного превосходил в этом отношении и транспортные самолеты, и бомбардировщики советских ВВС.

На С-47 были хорошо продуманы вопросы эксплуатации при низких температурах. Американские конструкторы предусмотрели все, что существовало в то время, - антиобледенители на крыле и оперении, омывание лопастей винтов и стекол пилотской кабины спиртовыми смесями, калориферное отопление кабины и салона. Пневмоантиобледенители "Гудрич" работали эффективнее отечественных тепловых. Выше оценивались и "дворники" с гидропроводом по сравнению с электрическими на Ли-2. Калориферное отопление не требовало выполнения дополнительных операций при включении . На Ли-2 стояла паровоздушная система с водяным котлом. Бортмеханика, который ее обслуживал, называли "кочегаром". Ему приходилось немало повозиться, чтобы заставить "печку" надежно работать. В противном случае это устройство выдавало облако пара, заполнявшее пилотскую кабину.

Ли-2 перед взлетом приходилось прогревать 40 - 45 минут. На "Дугласе" же имелась система разжижения масла бензином, которая разбавляла масло не только в моторе, но и во втулках пропеллеров. Гидросистему американцы заполняли морозостойкой смесью. В русские морозы на С-47 приходилось утеплять только суфлерные трубки между мотором и маслобаком. С-47 был надежен, экономичен. По советской статистике, за первую половину 1945 г. количество летных происшествий в расчете на один самолет данного типа у С-47 было в 2,5 раза меньше, чем у Ли-2.

В отличие от Ли-2 С-47 штатного оборонительного вооружения не имел. Это было типично для всех американских транспортных самолетов. Случаи установки американцами пулеметов на С-47 - очень редки, обычно их не ставили и у нас. Но американцы работали, как правило, в условиях своего господства в воздухе. У нас же при необходимости действовать в прифронтовой зоне и, тем более над территорией противника, отсутствие вооружения становилось существенным недостатком. Известны случаи установки на С-47 верхней турели УТК-1 с пулеметом УБТ по образцу Ли-2. Имелись даже машины с дополнительной парой пулеметов ШКАС в задних окнах кабины.

C-47/Ли-2
Геометрия
Длина самолета, м 19,57
Высота самолета, м 5,16
Размах крыла, м 28,96
Площадь крыла, м2 91,69
C-47 ПС-84 Ли-2 Ли-2НБ
Массы, кг
Пустого 2277 2298 2350 2382
Взлетный вес 2873 3025 3117 3356
Силовая установка
Мотор R-1830-93 М-62ИР АШ-82ФН АШ-82ФН
Мощность взлетная, л.с. 1200 1000 1850 1850
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч у земли   309 380 370
на высоте 369 338 434 424
м 2285 1760 5150 5150
Практический потолок, м 7070 5750 9100 8870
Дальность полета, км 2414 2655 820 2115
Полезная нагрузка
Число/кг пасс 28 21    
груз 2722   2500 1000

Модификации C-47

  • С-41А один самолет, первоначальная военная модель, фактически вариант DC-3A с двигателями R-1830-21 и VIP интерьером;
  • С-47 основной транспортный вариант DC-3A, с двигателями R-1830-92, рассчитанный на 4550 кг полезного груза или 27 человек, или 14 раненых с тремя сопровождающими, построено 965 самолетов, часть передано ВМС США под обозначением R4D-1.
  • С-47А улучшенный самолет С-47 с 24-вольтовой, а не 12-вольтовой, как у предыдущей модели, электросистемой (построено 5254 самолета), часть передано ВМС США под обозначением R4D-5.
  • С-47B подобен С-47А, но с двигателями R-1830-90, 90В или 90С с нагнетателем, построено 3364 штук, часть из которых передано ВМС США под обозначением R4D-6.
  • ТС-47В модель учебного самолета для обучения навигации (построено 133 самолета).
  • VC-47B модификация C-47B для перевозки личного состава.
  • XC-47C: экспериментальный самолет, на котором были смонтированы два амфибийных поплавка Edo Model 78, каждый из которых был способен вмеcтить около 1136 л топлива;
  • C-47D обозначение самолета C-47В после удаления верхнего нагнетателя.
  • C-48 - C-52D ; C-84, R4-D2, R4D-3, R4D-4 - обозначения для гражданских DC-3.
  • С-53 Skytrooper вариант для перевозки войск с 28 сиденьями, крюком для буксировки планера, без грузовой двери и оснащенный звездообразными поршневыми двигателями R-1830-92 (построено 219 самолетов).
  • ХС-53А самолет С-53, модифицированный в 1942 году щелевыми закрылками вдоль всего размаха крыла и противообледенительной системой на горячем воздухе.
  • С-53В восемь самолетов С-53, модифицированных в 1942г. для арктических полетов с оборудованием, рассчитанным на зимние условия, и дополнительными топливными баками.
  • С-53С подобен С-53, но с большой пассажирской дверью (построено 17 самолетов);
  • С-53D идентичен самолету С-53С, с установкой сидений не вдоль бортов фюзеляжа, а поперек,
  • С-117А транспортный самолет для перевозки личного состава с сиденьями на 21 человека и в целом подобный самолету С-47В (построено 24 самолета).
  • Dakota Мк I самолет ВВС Великобритании, аналогичный варианту С-47 (52 самолета были получены по ленд-лизу).
  • Dakota Мк II самолет ВВС Великобритании, аналогичный варианту С-53 (девять самолетов были получены по ленд-лизу).
  • Dakota Мк III самолет ВВС Великобритании, аналогичный варианту С-47А (12 самолетов были получены от ВВС США и 950 поставлены по ленд-лизу).
  • Dakota Мк IV самолет ВВС Великобритании, аналогичный варианту С-47В (896 самолетов были получены по ленд-лизу).
  • ТС-62 По проекту Н.Т.Машовца и Э.М.Липского на авиа-рембазе № 400 во Внукове начали переоборудовать американские самолеты под моторы М-62ИР (АШ-62ИР) с винтами ВИШ-21 или АВ-7Н-161 (АВ-7НЕ-161). Переделанные машины проходили под обозначением ТС-62. Они сохраняли все системы С-47 за исключением силовой установки. Моторы получили зимние лобовые жалюзи по типу Ли-2, но с гидроприводом, а не ручным через тросики, как у прототипа. ТС-62 по своим летным данным уступали С-47, но превосходили Ли-2 за счет лучшей аэродинамики. Отмечалось, однако, что перекраска самолетов в СССР всегда снижала максимальную скорость полета - американская эмаль была более гладкой. Эти машины эксплуатировались разными управлениями ГВФ, в частности, Московским и Украинским. Только в Харькове базировались восемь таких самолетов. 14-й авиатранспортный отряд в Якутии в 1949 году эксплуатировал девять Ли-2 и восемь ТС-62. Эти машины существовали в грузовом и пассажирском вариантах.
  • ТС-82 В Таджикском управлении ГВФ эксплуатировались самолеты ТС-82 - те же С-47, переделанные под двигатели АШ-82ФН. Последние отличались и большей мощностью, и лучшими высотными данными. Такие машины, в частности, обслуживали линию на высокогорный аэропорт Хорог.

Статьи

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
  • "Американцы" в России /Котельников В.Р., Петров Г.Ф., Соболев Д.А., Якубович Н.В./
  • Все та же "Дакота" /Крылья Родины №12 1993, Михаил Филимонов/
  • От DC-3 до Ли-2 /Мир Авиации №4 1999, Владимир Котельников/
  • Ли-2 -"Воздушная лошадка" /Самолеты мира №1,2 2000, Вл. Перов, Олег Растренин/

©AirPages
2003-