Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте
Самолёты Boeing B-17G B-29 B-44 B-314 B-307 B-377 Фото и схемы Боевое применение B-17 B-17 в Люфтваффе В СССР B 17 B 17

B-377 ✪ Stratocruiser
Магистральный авиалайнер
Boeing

Модель B-377 Stratocruiser стала последним винтовым транспортным самолетом, построенным фирмой «Боинг». Этот самолет был создан на основе бомбардировщика — «суперкрепости» В-29. Крыло, двигатели, хвостовое оперение и шасси были взяты от бомбардировщика как есть, а фюзеляж изменился весьма существенно: его сделали двухпалубным, пристроив сверху к круглому сечению фюзеляжа еще одну окружность, побольше. В результате самолет из среднеплана превратился в низкоплан, а фюзеляж приобрел характерное сечение в виде восьмерки (по-английски «double-bubble» — «двойной пузырь»).

«Стратокрузер» («стратосферный крейсер») был рассчитан на 55-100 пассажиров в зависимости от планировки салона либо на 28 коек («ночной» вариант). На «нижней палубе» за крылом имелся дополнительный салон на 14 мест, куда можно было спуститься по винтовой лестнице; этот салон использовался как бар, а не для размещения дополнительных пассажиров. Были предусмотрены женский и мужской туалеты, а кухня, размещенная в хвостовой части самолета, была по тем временам самой совершенной.

Если судить по количеству построенных самолетов, то удачным авиалайнером Модель-377 не назовешь: было построено всего 55 единиц, тогда как основные «конкуренты» — Дуглас DC-6 и Локхид L-049 «Констеллейшн» («Созвездие») — были проданы в количестве 600 и 200 с лишним штук соответственно.

Причина такого неуспеха крылась прежде всего в винтомоторной группе. Новые двигатели P&W Р-4360 «Уосп Мейджор» обладали огромной мощностью — 3500 л. с. (поздние варианты — 3800 л. с.), иначе невозможно было бы добиться сколько-нибудь приличных показателей от самолета с полетной массой 66 600 кг.

Но 28-цилиндровый четырехрядный двигатель был неимоверно сложен, за что получил нелестное прозвище «corncob engine» («двигатель — кукурузный початок»). На устранение его «детских болезней» ушло два года; за это время было столько отказов, что появилась шутка: «Стратокрузер» — лучший трехмоторный самолет, летающий через Атлантику!

По большей части эти отказы были вызваны перегревом двигателя: R-4360 был снабжен турбонаддувом, но при сильном сжатии воздух, как известно, нагревается (по каковой причине на автомобилях с турбонаддувом устанавливают теплообменники для охлаждения наддувного воздуха). На авиадвигателях таких теплообменников не было, а поскольку четырехрядные звездообразные двигатели вообще склонны к перегреву, неудивительно, что отказы сыпались один за другим.

По мнению Джона Боргера, проблему усугубляла крайне неудачная конструкция капотов двигателей. К слову, сначала на «Стратокрузер» хотели поставить двигатели Райт R-3350 — те же самые, что на ХС-97, но они порядком помучили конструкторов еще на В-29 и доверие к фирме «Райт» пропало.

Еще серьезнее была проблема с винтами: первоначально их лопасти были полыми, а концы лопастей для балансировки залиты специальной пластмассой. От сильного нагрева в полете эти балансировочные грузики нередко откреплялись и начинали болтаться внутри лопасти, и возникавшая в результате дисбаланса сильнейшая вибрация приводила к разрушению двигателя — по этой причине произошли две катастрофы. Проблему решили, заменив полые стальные лопасти на сплошные алюминиевые.

Причиной коммерческого неуспеха стала и дороговизна: Модель-377 стоила 1,75 млн. долл., a DC-6 и L-049 — около миллиона. Тем не менее «Стратокрузер» во многом превосходил своих конкурентов.

Насколько был элегантен Локхид «Констелейшн», настолько же тяжеловесным и неуклюжим выглядел «Стратокрузер»; но это впечатление было обманчивым — «377-й» летал на 160 км/ч быстрее, чем первый вариант «Констеллейшн» L-049; (затем появились L-749 и L-1049), и на 40 км/ч быстрее DC-6 — давала себя знать огромная мощность двигателей.

Винты имели большой диаметр и потому вращались довольно медленно, благодаря чему уровень шума и вибрации был на редкость низким — а это немаловажно при межконтинентальных полетах: шум и вибрация утомляют пассажиров.

По шикарности отделки 377-й превосходил все авиалайнеры того времени (отсюда и дороговизна) — в салоне были регулируемые кресла и «купе» для новобрачных (!). Особой популярностью у пассажиров пользовался бар на «первом этаже», куда можно было прогуляться, чтобы разнообразить времяпрепровождение — полеты через Атлантику занимали тогда 16 часов.

Самолет был сконструирован так, чтобы обеспечить экипажу оптимальные условия работы; в частности, обзор из пилотской кабины был лучшим по тем временам (пилоты DC-6 и «Констеллейшн» в один голос жаловались на плохой обзор). «Стратокрузер» стал первым пассажирским самолетом, у которого пилотская кабина была сконструирована таким образом, чтобы свести к минимуму возможность ошибки в пилотировании.

Также впервые в электросхеме была введена маркировка проводов, облегчающая поиск и устранение неисправностей. Сегодня шильдики на проводах с его маркировкой кажутся совершенно необходимым атрибутом, и кажется, что по-другому и быть не должно. Наконец, конструкция самолета была очень прочной, вероятно причиной этого явились её "военные корни".

B-377 Stratocruiser
Экипаж 3
Геометрия
Длина самолета, м 33,63
Высота самолета, м 11,66
Размах крыла, м 43,05
Площадь крыла, м2 164,34
Массы, кг
Пустого 37875
Максимальная взлетная 66134
Силовая установка
4 × ПД Pratt Whitney R-4360 Wasp Major, л.с. 4 × 3500
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч 604
Крейсерская скорость, км/ч 547
Практическая дальность, км 6759
Практический потолок, м 9755
Полезная нагрузка, пасс. от 55 до 117

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Транспортные самолеты "Боинг"" /К.Г. Удалов, Д.С. Комиссаров/

Подробно


Фото Описание

Схема B-377 Stratocruiser

Boeing B-377 "Стратокрузер" авиакомпании "Пан Америкэн" (Pan American World Airways)

20 09 2017.

Встает вопрос о методах эвакуации "засидевшихся" в баре пассажиров. Вверх по винтовой лестнице, это вряд ли наилучший вариант ...

Bell Boeing Brewster Consolidated Curtiss Douglas General Motors Grumman Lockheed Martin North American Northrop Republic Vought Бои Люди Фото

©AirPages
2003-