Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте
Boeing B-314 Yankee Clipper

Boeing B-314 Clipper

Транспортная летающая лодка Boeing B-314 Clipper - являла собой четырехмоторный высокоплан со свободнонесущим крылом, классическим хвостовым оперением и с прикрепленными к корпусу большими боковыми поплавками-понтонами, заменявшими традиционные подкрыльевые балансирные поплавки.

Силовая установка состояла из четырех, только что разработанных двигателей Райт GR-2600 "Твин Циклон" по 1200 л. с. каждый, мощность которых впоследствии довели до 1600 л. с.

Экипаж B-314 должен был состоять из десяти человек: два пилота плюс третий сменный, штурман, бортинженер, радист и четыре бортпроводника. За кабиной экипажа, находившейся на "втором этаже", была зона отдыха и большой багажный отсек. На "нижней палубе" был салон на 74 сидячих места либо 50 спальных, разделенный на 4 отсека.

Первый полет, состоявшийся 18 июня 1938 года, показал недостаточную курсовую устойчивость. Для ее увеличения пришлось в конечном итоге установить три киля, при этом рули направления монтировались только на боковых килях.

Первые шесть самолетов (заводские номера с 1988 по 1993) имели регистрации с NC-18601 по NC -18606 и свои собственные имена: "Гонолулу Клиппер", "Калифорния Клиппер", "Янки Клиппер", "Атлантик Клиппер", "Дикси Клиппер" и "Америкэн Клиппер".

Скорость Модели-314 достигала 292 км/ч, что совсем не плохо для такого громоздкого и необтекаемого самолета, а дальность - 5600 км; но конструкторы продолжали работать над повышением данных машины. 20 марта 1941 года совершил первый полет усовершенствованный "Клиппер" - Модель-314А.

Он имел двигатели, форсированные до 1600 л.с., увеличенный на 4542 л запас топлива и другие улучшения, а также иную планировку салонов. Шесть уже построенных самолетов были дооборудованы по стандарту модели 314А.

Из всех самолетов, изначально построенных как Модель-314А (регистрации с NC-18607 по NC-18612, заводские номера с 2081 по 2086), три были проданы в Великобританию - говорят, это было сделано по личной просьбе президента Рузвельта, NC-18607, NC-18608 и NC-18610 были переданы авиакомпании BOAC, где были зарегистрированы соответственно G-AGBZ, G-AGGA и G-AGCB.

Во время Второй мировой самолеты Боинг-314 использовались как грузовые для доставки грузов на европейский ТВД, а также как служебные: NC-18605 "Дикси Клиппер" в 1943 году доставил Рузвельта на конференцию в Касабланке (Марокко) и обратно, а на экземпляре G-AGGA "Бервик" летал в 1941 году Уинстон Черчилль, причем несколько минут управлял самолетом лично.

После войны "Клипперы" еще некоторое время перевозили пассажиров. До наших дней не сохранился ни один экземпляр, последний "Клиппер" был пущен на слом в начале 50-х.


Характеристики B-314A
Экипаж, чел. до 10
Размеры
Размах крыла, м 46,33
Площадь крыла, м² 266,34
Длина самолета, м 32,31
Высота самолета, м 8,41
Силовая установка
4×ПД Wright R-2600 Cyclone 14 4×1600
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 22801
Нормальная взлетная 37421
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 311
Крейсерская скорость, км/ч 295
Практический потолок, м 4085
Практическая дальность, км 5633
Полезная нагрузка, пасс. 74
Фото Описание

Схема Boeing B-314 Clipper

Boeing B-314 - в полете и на стоянке

Boeing B-314 - кабина экипажа

Boeing B-314 - рабочее место бортинженера

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/