Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты North American AT 6 P 51A/B P 51D P 82 B 25A/B B 25C/D B 25G/H B 25J Фото и схемы Боевое применение P 51 B 25 В СССР B 25 AT-6C

B-25J "Mitchell"

Средний бомбардировщик

North American

B-25J 35 Sq 8 BG, ВВС Китая, 1944 © Михаил Быков

B-25J 35 Sq 8 BG, ВВС Китая, 1944 год

Последняя бомбардировочная модификация — B-25J — соединила в себе все достоинства предыдущих, а ее стрелковое вооружение стало просто фантастическим: хвостовая башня со спаркой, два боковых блистера с одиночными пулеметами, верхняя башня—со спаркой (смещенная вперед по сравнению с C/D), 4 неподвижных — по бортам и два — в передней кабине (подвижный и неподвижный) — итого двенадцать стволов калибра 12,7 мм! Если оценивать оборонительные возможности “J” в задней полусфере, то он почти не уступал тяжелым бомбардировщикам В-17 или В-24. Всего было выпущено 4390 B-25J, последний самолет, передан в US Army Air Force 15 октября 1945 года и стал последним из 9889 "Митчеллов”. Около 800 машин было выпушено без штурманской кабины, в которой вместо этого разместили 8 крупнокалиберных пулеметов. Этот скорее не бомбардировщик, а штурмовик, обладавший 18 стволами 12,7-мм калибра, имел, вероятно, самое мощное стрелковое вооружение из всех воюющих машин.

Самолет “Норт Америкэн” B-25J представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с экипажем из семи человек. Бомбардир/стрелок переднего пулемета, пилоты, сидевшие рядом, и штурман/стрелок верхней башни, хвостовые стрелки. Места большинства членов экипажа защищались бронеплитами.

Крыло (с работающей обшивкой) состояло из центроплана и двух отъемных консолей. Центроплан двухлонжеронный, консоли — однолонжеронные; на их задней кромке размещены элероны с металлическим каркасом и полотняной обшивкой. Между элеронами и фюзеляжем — четыре секции (по обеим сторонам от мотогондол) щелевых закрылков Фаулера с гидроприводом. Мотогондолы расположены на концах центроплана.

Хвостовое оперение свободнонесущее, двухкилевое. Конструкция металлическая, с полотняной обшивкой рулей, на которых имелись управляемые триммеры.

Силовая установка состояла из двух звездообразных двухрядных 14-цилиндровых двигателей воздушного охлаждения Wright R-2600-29 взлетной мощностью 1700 л.с. Винты — трехлопастные, флюгируемые, Hamilton Standard Hydromatic. Маслорадиаторы устанавливались в консолях крыла (заборники — в передней кромке, выход — вверх). Основные баки для горючего (621 и 572 л) располагались в корне центроплана, дополнительные — в центроплане в районе мотогондол (два по 575 л).

Шасси убирающееся, с передней стойкой. Основные стойки полностью убирались в мотогондолы от гидропривода.

Бомбы размещались в фюзеляжном бомбоотсеке. Максимальная нагрузка— 1816 кг (8х227 кг). Стрелковое вооружение состояло из 12 пулеметов Colt-Browning M2 калибра 12,7 мм.

Характерно, что, В-25J имел меньшую максимальная скорость, - плата за усиление защиты экипажа и самолета, упрощение пилотирования и обслуживания, однако при массированном применении в условиях господства в воздухе эти недостатки были не так уж важны.

B-25J (PBJ-1J). Последней серийной модификацией бомбардировщика стала B-25J (NA-108). Это была самая крупносерийная модификация В-25, выпущенная в количестве 4390 штук (в том числе 72 незавершенные машины). Выпуск самолетов B-25J развернули в Канзас-Сити, тогда как завод в Инглвуде, завершив выпуск В-25Н, приступил к выпуску истребителей Р-51 «Mustang». Завод в Канзас-Сити одновременно выпускал самолеты B-25D и J. Первый бомбардировщик новой модификации собрали в декабре 1943 года, тогда как последний B-25D был готов в марте 1944 года.

Первый B-25J (43-3870) оказался на сборочной линии осенью 1943 года. Самолет создали на базе В-25Н. Это было возвращение самолету В-25 «Mitchell» его первоначальной роли - средний бомбардировщик. Самолет получил назад место бомбардира и остекленный носовой обтекатель, в котором стоял один неподвижный и один наводящийся 12,7-мм пулемет. В остальном фюзеляж был как у В-25Н. Верхняя турель находилась сразу за кабиной пилота, в хвосте имелась другая огневая точка. По бортам фюзеляжа в прикрытых обтекателями окнах стояло еще по одному пулемету. Два пулемета разместили под кабиной пилота, как на последних В-25Н. В кабину вернули кресло второго пилота, а бортовые огневые точки оснастили печками. Экипаж самолета состоял из шести человек: двух пилотов, штурмана-бомбардира-стрелка, механика-башенного стрелка, радиоператора-бортстрелка, хвостового стрелка. Бомбодержатели и створки бомболюка имели электрический привод. Обычная бомбонагрузка состояла из трех 454-кг бомб, хотя в качестве альтернативы можно было брать две бронебойные 726-кг бомбы. Самолет также мог брать торпеду Mk 13 массой 907 кг. Кроме того, под крыльями предусматривалась подвеска для шести 147-кг бомб.

Не забыли конструкторы и о штурмовиках «Stafer». Многие B-25J имели носовую часть как на В-25Н, с той лишь разницей, что в носовом обтекателе стояло сразу восемь пулеметов, расположенных двумя батареями по четыре. 75-мм пушку на самолет не ставили, но и без нее огневая мощь самолета была более чем достаточна.

Первый B-25J поднялся в воздух 14 декабря 1943 года с аэродрома Фейрфакс-Филд при заводе в Канзас-Сити. Пилотировал самолет Джо Бартон. Военные получили первый B-25J в том же месяце. Последнюю машину модификации J передали в августе 1945 года. Некоторое число бомбардировщиков B-25J оснастили радарами AN/APQ-7 «Eagle», но не известно ни точное число переделанных машин, ни того, использовались ли они на фронте.

Начиная с 151 -го самолета с серийных B-25J-1 сняли один бомбодержатель для 907-кг бомбы, поскольку он почти не использовался на практике и лишь загромождал бомбоотсек. Чаще всего самолет брал три 454-кг или две 726-кг бомбы. Применялись и различные комбинации из бомб меньшей массы. Использовались 10-кг парашютные бомбы (parafrag).

На серии B-25J-5 прицелы N-3B и А-1 заменили одним универсальным N-3C. Лобовое стекло кабины пилотов оборудовали системой антиобледенения, а у пулеметов в турели и в бортовых окнах установили отражатели воздушного потока.

Серия B-25J-10 оснащалась наружными бомбодержателями под крыльями. Отопители бортовых огневых точек признали неэффективными и ставить перестали.

Серия B-25J-15 оснащалась новым оптическим прицелом N-8A для бортовых огневых точек. Носовой наводящийся пулемет оснастили ракурсным прицелом.

Бомбардировщики серии B-25J-20 получили систему обогрева кабины, в носовом обтекателе установили второй фиксированный 12,7-мм пулемет, а наводимый пулемет перенесли на 12 см вверх. Дополнительно забронировали пол носового отсека. Усилили конструкцию верхней турели и переработали систему аварийного торможения. Начиная с самолета 44-29340, на двигатели ставили карбюраторы Holley 1685RB.

На бомбардировщики серии B-25J-25 установили новые бронекресла для обоих пилотов, а также увеличили производительность карбюраторов. Уменьшили размеры рулевых шайб. Начиная с машины 44-30111, ставили дополнительную броню на верхнюю сторону фюзеляжа, чтобы защитить бомбардировщик от случайных попаданий из пулеметов, установленных в турели. Усилили крыло в районе передней кромки.

На самолеты, начиная с 44-31311, устанавливались электроподъемник бомб С-6. Начиная с 44-31338, снова усилили вооружение самолета. Под крыльями установили безоткатную пусковую установку Т-64, которая позволяла подвешивать до восьми пятидюймовых (127 мм) неуправляемых ракет HVAR «Holy Moses». Начиная с 44-31491, в хвостовой огневой точке установили прицел К-10 и пулемет М-8А калибра 12,7 мм. Начиная с 44-86692, имелась возможность брать на внешнюю подвеску планирующую бомбу. Самолеты оборудовались системой ее дистанционного управления. Бомбоприцел N-9B начали ставить с 44-86793. Начиная с 44-86799, изменили конструкцию тяг рулей направления.

На B-25J-35, начиная с 44-96892, появилось оснащение для подвески и сброса авиационных мин.

Американские ВМФ получили 255 машин, присвоив им обозначение PBJ-1J и серии J-11, J-17, J-22, J-27, J-32 и J-37.

Морской вариант B-25J дополнительно оснащался радаром AN/APS-3, устанавливаемый в оконцовке правого крыла или в верхней части носового обтекателя. Десять PBJ-1J из VMB-12 могли нести под фюзеляжем две неуправляемые ракеты типа «воздух-земля» «Tiny Tim» калибра 292 мм.

B-25J-1 NA 108-24196...24430 43-3870...4104

B-25J-1 NA 108-34486...34805 43-27473...27792

B-25J-5 NA 108-34806...35125 43-27493...28112

B-25J-10 NA 108-35126...35235 43-28113...28222

B-25J-10 NA 108-35236...35535 43-35946...36245

B-25J-15 NA 108-31986...32385 44-28711...29110

B-25J-20 NA 108-32386...33185 44-29111...29910

B-25J-25 NA 108-33186...34185 44-29911...30910

B-25J-30 NA 108-36986...37585 44-30911...31510

B-25J-30 NA 108-47446...47645 44-86682...86891

B-25J-35 NA 108-47646...47645 44-86892...86S97

B-25J-35 NA 108-47652...47750 45-8801...9242

По ленд-лизу "Митчеллы" поставлялись и в другие страны антигитлеровской коалиции — Великобританию, Австралию, Францию, Голландию, 861 В-25 различных модификаций были поставлены в СССР. Первые машины (В-25В) прибыли морским путем в СССР в конце 1941 года. Переучивание на “митчеллы” началось весной 1942 года, после чего они короткое время использовались для дневных налетов и поддержки войск. В дальнейшем В-25 (позже поставлялись модификации C/D и J) применялись в Авиации дальнего действия, где они пользовались любовью личного состава и дослужили до 1952 года, когда их заменили Ту-4.

Характеристики B-25J
Экипаж 7 чел.
Размеры.
Размах крыла, м 20,6
Длина самолета, м 15.6
Высота самолета, м 4,8
Двигатель.
2x 14-ти цилиндровых двухрядных R-2600-29 Wright 2x1700л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 9061
Максимальная взлетная 16500
Летные данные.
Максимальная скорость, км/ч 442
Время набора высоты 4570м, мин 19
Практический потолок, м 7255
Дальность полета (без бомб), км 4350
Вооружение
12x12,7-мм пулемета Colt-Browning M2, бомб, кг 1816

Подробно

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
  • CD энциклопедия. "Военная авиация" /Media 2000/
  • "Моделист-конструктор",№4 1995 /С. Цветков/

©AirPages
2003-