Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Consolidated B 24 B 24D B 24H PB4Y-2 B-32A PBY Фото и схемы Боевое применение B-24 B-24 PBY В СССР B 24 PBN-1

B-24H "Liberator"

Дальний тяжелый бомбардировщик

Consolidated

Convair /Consolidated/ B-24H Liberator чанкайшистских гоминьдановских ВВС © Михаил Быков

Convair /Consolidated/ B-24H Liberator чанкайшистских гоминьдановских ВВС

Вслед за полевыми переделками началось внедрение усиленного оборонительного вооружения на заводах. Фирма «Эмерсон» готовила новую кормовую турель для В-24. Но, в связи с первоочередной необходимостью, ее попросили доработать турель для размещения в носу «Либерейтора». Инженеры «Эмерсон» совместно со специалистами «Консолидейтед» спешно приспособили установку к новому месту. Чертежи турели отправили в Уиллоу-Ран, где быстро изготовили деревянный макет. В соответствии с ним переделывалась носовая часть самолета. Штаб ВВС отвел на доводку турели, испытания и монтаж на бомбардировщике всего три с половиной месяца.

Установка новой турели Эмерсон А-15 потребовала внесения в конструкцию планера 56 изменений. Фактически всю носовую часть сделали заново. Кабина бомбардира совершенно изменилась. Створки ниши шасси стали открываться наружу, а не внутрь. Турель А-15 добавила к весу машины около 100 кг. Это положительно повлияло на центровку самолета. Раньше «Либерейтор» был «тяжеловат на хвост» и летел со слегка приподнятым носом. Изменение положения центра тяжести выровняло машину.

Новый вариант обозначили В-24Н. Он отличался от предыдущих модификаций также усовершенствованной турелью А-6В сзади. Она имела гораздо большую площадь остекления по бокам, что улучшило обзор стрелку. Сверху смонтировали турель Мартин A-3D. До этого ставили А-ЗА, а затем А-ЗС, внешне почти неотличимую от нее. Новая A-3D имела увеличенный прозрачный колпак. Это тоже было продиктовано требованиями улучшения обзора. Бортовые установки (тоже нового типа, шкворневые К-6) заэкранировали. Боковые окна возле нижней турели за ненадобностью ликвидировали - стрелок в «шарике» и так мог смотреть практически куда угодно. Навигационные огни над и под крылом заменили на один огонь в законцовке каждого крыла.

Из-за большого количества внесенных изменений, внедрение В-24Н несколько отстало от плановых сроков. Но уже в марте 1944 г. завод Форда выпускал новый бомбардировщик каждые 100 минут. Отдельные узлы от В-24Н поставлялись также на предприятия в Форт-Уорте и Талсе. Всего выпустили 3100 машин этой модификации. В Англию их поставляли как «Либерейтор» VI. Там кормовую турель на них обычно меняли на собственную «Боултон-Пол».

С серии Н-20 бортовые установки разнесли по длине, чтобы стрелки не мешали друг другу. Примерно на середине производства типа Н произошла смена окраски машин. Точнее, их вообще перестали красить. Теперь «Либерейторы» сверкали полированным алюминием.

В начале января 1944 г. в Северную Африку перебросили шесть новых бомбардировочных групп на В-24Н. 19 января одна из них, 449-я, «перепахала» аэродром противника в Перудже, где базировались воздушные разведчики. Это способствовало достижению неожиданности в высадке союзных войск у Анцио четыре дня спустя.

Усовершенствованные бомбардировщики выпускала не только фирма Форд. После изготовления 25 B-24G в Далласе перешли на сборку машин типа В-24G-1. Несмотря на сохранение буквенного обозначения, эти самолеты соответствовали уже не типу D, а типу Н. Они практически полностью соответствовали самолетам из Уиллоу-Ран, включая турель Эмерсон А-15. Первый B-24G-1 сдали представителям ВВС 3 ноября 1943 г, через три месяца после начала выпуска В-24Н. Сначала самолеты из Далласа были немного тяжелее, чем машины из Уиллоу-Ран, но положение быстро выправилось. Всего изготовили 430 новых В-24G. Ранние серии камуфлировались, но начиная с серии G-10 самолеты красить перестали.

Большая часть бомбардировщиков этого типа поступила на Средиземноморский театр военных действий, в 15-ю воздушную армию.

Было очевидно, что на все заводы турелей А-15 не хватит. Поэтому в Сан-Диего модифицировали кормовую турель А-6А для установки в носовой части «Либерейтора». В августе 1943 г. первый самолет с таким вооружением передали ВВС. Модификация получила обозначение B-24J. Установка двух турелей А-6А сделала тип J самой длинной модификацией бомбардировщика. Остальное вооружение сохранили по типу B-24D. В Сан-Диего не внедрялись разнесенные по длине бортовые установки и верхняя турель A-3D, свойственные В-24Н.

Зато B-24J отличался усовершенствованным автопилотом С-1, новым бомбовым прицелом типа М и усовершенствованной бензосистемой. В Форт-Уорте выпуск модификации J освоили с сентября 1943 г.

В начале 1944 г. командование ВВС предписало ставить новые прицелы и автопилоты на все серийные «Либерейторы», обозначив их B-24J. В Уиллоу-Ран перешли на такие самолеты с апреля 1 944 г., заводы Норт Америкэн в Далласе и Дуглас в Талсе - с мая. Впервые все предприятия делали машины под одним и тем же обозначением. Но одинаковыми самолеты при этом не были. К весне 1944 г. поставки турелей А-15 выросли настолько, что их стали монтировать также в Форт-Уорте и Сан-Диего вместо А-6В. В Сан-Диего переход произошел со 181-го B-24J, в Форт-Уорте -с 41-го. Теперь уже все заводы делали практически один и тот же бомбардировщик. B-24J стал самой массовой модификацией «Либерейтора».

Постепенно многие нововведения, свойственные В-24Н, внедрялись на B-24J. Убрали боковые окна у нижней турели, ввели одиночные навигационные огни на крыле. Все эти изменения на разных заводах вносили на разных сериях. Самолеты поздних выпусков получили термические антиобледенители. Их впервые опробовали на XB-24F - переделанном B-24D.

Некоторые серии как бы выпадали из общего хода эволюции «Либерейтора». Так, 122 самолета серии J-165 получили кормовую турель М-6А с гидроприводом. В ней также монтировалась пара 12,7-мм пулеметов. В Форт-Уорте изготовили 57 B-24J-40, которые фактически являлись В-24Н, собранными из узлов, привезенных из Уиллоу-Ран. Это были единственные B-24J с турелями A-3D сверху и экранированными бортовыми установками.

Несмотря на внешнее сходство, пять заводов все-таки делали «Либерейторы» немного по-разному. Узлы их часто были невзаимозаменяемыми. Самолеты Форда отличались от машин Норт Америкэн и Конвэр (Консолидейтед слилась с фирмой Валти, образовав Консолидейтед-Валти эйркрафт, сокращенно Конвэр).

Отсутствие стандартизации являлось постоянной проблемой для снабженцев и ремонтников, вынужденных подбирать и хранить детали и узлы многочисленных подвидов В-24.

Самолеты модификации J поставлялись в Великобританию. Туда отправили в общей сложности 1200 машин этого типа.

ПОСЛЕДНИЕ МОДИФИКАЦИИ В середине 1944 г. командование ВВС решило, что двух заводов - в Сан-Диего и Уиллоу-Ран, вполне достаточно для удовлетворения потребности в «Либерейторах». Производство на Дуглас и Норт Америкэн предписали прекратить. Завод в Форт-Уорте продолжал работать, выпуская B-24J, до конца 1944 г., в основном на экспорт в Великобританию по программе ленд-лиза.

Обогащение состава оборудования и усиление вооружения значительно увеличили вес B-24J по сравнению с предыдущими модификациями. Соответственно упали летные данные, особенно на больших высотах. Для того, чтобы уменьшить взлетный вес, на Тихоокеанском театре военных действий экипажи снимали шаровую турель «Сперри» и заменяли ее парой 12,7-мм пулеметов, стрелявшей через люк в полу. Когда к весне 1944 г. значительно расширились возможности истребительного прикрытия над Европой, то же самое стали делать и там.

В попытке добиться облегчения «Либерейтора» специалисты Конвэр на заводе в Таксоне разработали несколько новых вариантов кормовых установок. Новая турель М-6 «Стингер» экономила около 100 кг по сравнению со стандартной А-6В. Ею было легче управлять и она обладала большим полем обстрела. К августу 1944 г. заводы в Сан-Диего и Уиллоу-Ран перешли на выпуск облегченной модификации бомбардировщика, названной B-24L. За счет внедрения турели М-6 и еще некоторых мероприятий вес снизился более чем на 450 кг. На типе L в Сан-Диего наконец-то внедрили бортовые установки К-5 с экранированием люков. Позднее на серии L-5 увеличили площадь остекления кабины бомбардира и ввели триммер на левом элероне, на серии L-15 - приспособление для снятия статического заряда. В Сан-Диего собрали 417 B-24L, а в Уиллоу-Ран - 1250.

10 июля 1944 г. штаб ВВС распорядился не ставить кормовые турели на заводах, а монтировать их в модификационных центрах ВВС в зависимости от потребностей каждого театра боевых действий. «Либерейторы» без хвостовых установок в Сан-Диего по-прежнему шли как B-24L, а в Уиллоу-Ран их переименовали в В-24М. Последнее обозначение просуществовало недолго, вскоре ВВС переименовали 115 машин, выпущенных в Уиллоу-Ран, в B-24L.

На нескольких самолетах, названных RB-24L, смонтировали дистанционно управляемые турели для обучения стрелков новейших бомбардировщиков В-29. Для подготовки штурманов для них же делали учебные TB-24L с радиолокационными станциями.

В декабре 1944 г. оба завода перешли на выпуск «настоящих» В-24М. Это была последняя серийная модификация «Либерейтора». На ней кормовые установки опять стали ставить на заводах. Монтировали только один тип - облегченный вариант турели А-6В. С серии В-24М-20 ввели полностью измененный фонарь пилотской кабины с улучшенным обзором.

Выпуск «Либерейторов» завершили в июне 1945 г. В Сан-Диего изготовили 916 В-24М, а в Уиллоу-Ран - 1877. Некоторые новенькие самолеты после официального расторжения контрактов отправились прямиком в металлолом.

Существовало еще несколько модификаций, оставшихся лишь в опытных экземплярах или являвшихся чисто экспериментальными. ХВ-24Р был летающей лабораторией фирмы Сперри гироскоп компани», на XB-24Q испытывали хвостовую турель с радиолокационным прицелом, позже доработанную для реактивного бомбардировщика В-47. В июне 1944 г. появился B-24J с носовой частью от «Летающей крепости» В-17G, но эта «мутация» оказалась неудачной. В 1943 г. Форд переделала один B-24D в ХВ-24К с однокилевым оперением. В апреле 1944 г. пришли к выводу, что это улучшило устойчивость самолета. Для войсковых испытаний построили семь YB-24K, и хотели запустить эту модель в серию. Но все «Либерейторы» по-прежнему изготовлялись с двухкилевым оперением. Новый высокий киль использовали на морских патрульных самолетах PB4Y-2 «Прайвэтур» и его транспортной модификации RY-3.

Характристики Либерейтеров
B-24D B-24J-CO PB4Y-2 B-32A
Экипаж, чел 10 10 11 10
Размеры
Размах крыла, м 33.52 33.52 33.52 41.14
Длина самолета, м 20.21 20.61 22.72 25.32
Высота самолета, м 5.46 5.48 8.86 9.80
Мотор
4хПратт-Уитни R-1830-43 R-1830-65 R-1830-94 R-3350-23А
Мощность, л.с. 1200 1200 1350 2200
Массы и нагрузки, кг
Вес пустого, кг 14744 16566 17130 27340
Максимальный взлетный 27215 29480 28120 45720
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 487 466 394 574
Потолок, м 9750 8530 6460 9350
Дальность полета, км 4580 3380 4230 4830
Вооружение
Вооружение, число пулеметы, 12,7-мм 11 10 12 10

Статьи

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Авиация и космонавтика /№ 10, 2003 г.
  • "RAIDING THE REICH. The Allied Strategie Offensive in Europe" /Roger A. Freeman/

©AirPages
2003-