Aviation of Word War II

Home Russian

B-10/B-12 "Martin"

Medium Bomber

Martin

Martin B-10

By the mid-30s, the main types of US bombers were B-10 and B-12. Both are different modifications of the same basic Martin 139 aircraft. If you look at it, then you can’t say that this machine was once considered the fastest bomber in the world. Speed ​​is associated with elongated, "licked" forms. And this one is compact, "pot-bellied", similar either to a tadpole, or to a pregnant guppy fish. And yet, “Martin” once overtook fighters. Moreover, to some extent, it can be considered the ancestor of high-speed bombers.

The then fighters - biplanes had no chance of intercepting such a machine. For the creation of a new bomber, Martin was awarded the Copier Cup for Achievement in Aviation. On January 17, 1933, an order for 48 aircraft was approved.

The first bomber of American design that took part in the hostilities of World War II, even as part of the air force of another state, was the B-10 aircraft. By the beginning of the Second World War, this machine was already somewhat outdated. She was the first American large-scale all-metal bomber with remote-controlled machine-gun turrets. In total, the American Air Force was armed with 151 aircraft of the B-10 and B-12 types, the vast majority of them had already been decommissioned by the beginning of the war, but several aircraft still managed to take part in the hostilities.

Although the machines of the "Martin 139" family were the leaders of the world aircraft construction at their appearance, they very quickly lost their leading positions: not because they were bad, but because the technology was developing rapidly at that time. Already in 1934, the command of the Air Corps formed requirements for a new bomber, which was supposed to replace the B-10 and B-12. The number of engines was not specified, so Douglas proposed a twin-engine DB-1, Boeing - a four-engined model 299, Martin presented a new Martin-146 bomber, which was an improvement on model 139. The aircraft became slightly longer and heavier , to compensate for which the wing area was increased.

However, "Martin" was soon out of the game. The order was received by the Douglas company, its DB-1 was launched in series as the B-18. The Boeing 299 entered service a little later, becoming the famous Flying Fortress.

Combat aircraft "Model 139" were exported to Argentina, China, Thailand and Turkey (35, 9, 26, and 20 aircraft, respectively). The Japanese met in battle with Chinese aircraft of this type in the late 30s, and with 120 Model 139W and Model 166 aircraft of the Dutch East Indies in the early 40s.

Now in the world there is only one plane of this once widespread bomber. This is "Martin 139WN" shipped to the USA from Argentina. Until the mid-60s, he stood there for the naval pilot school as a teaching aid. The "Martin" was restored at one of the Texas air bases. It now stands at the Air Force Museum in Daytona, Ohio.


                                                                                                                                                                                                              
Martin В-10B
Crew 4-5
Dimensions
Wing span, m 21.49
Wing area, m² 62.99
Length, m 13.64
Height, m 4.70
Powerplant
2 × PE R-1820-33 775 hp (578kW)
Weight
Empty weight 4391
Loaded weight 7439
Performance
Maximum speed at altitude 1830 m, km/h 343
Cruising speed, km/h 311
Ceiling, m 7375
Range, km 1996
Armament
3 × 7.62-mm machine guns, maximum bomb load, kg 1025
Photo Description
Drawing Martin 139WR

Drawing Martin 139WR

The B-10B from 28 bombing squadrons of Air Force of USA.

The B-10B from 28 bombing squadrons of Air Force of USA.

Bibliography

  • "Encyclopedia of military engineering" /Aerospace Publising/
  • "American warplanes of World War II" /under cor. David Donald/

Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Lockheed Martin B-10/B-12 Martin 167 Hudson Ventura Harpoon P-38 B-26 Фото и схемы Боевое применение B-26

B-10/B-12 "Martin"

Легкий бомбардировщик

Martin

Martin 139 WH-2 30-го бомбардировочного дивизиона китайских (гоминдановских) ВВС, 1939 © Михаил Быков

Martin 139 WH-2 30-го бомбардировочного дивизиона китайских (гоминдановских) ВВС, 1939 г.

К середине 30-х годов основными типами бомбардировщиков США были В-10 и В-12. И тот и другой - различные модификации одного итого же базового самолета "Мартин 139". Если взглянуть на него, то никак не скажешь, что эта машина когда-то считалась самым быстроходным бомбардировщиком мира. Скорость ассоциируется с вытянутыми, "зализанными" формами. А этот - компактный, "пузатый", похожий то ли на головастика, то ли на беременную рыбку гуппи. И тем не менее, "Мартин" когда-то обгонял истребители. Более того, в какой-то степени его можно считать родоначальником скоростных бомбардировщиков.

Тогдашние истребители - бипланы не имели никаких шансов перехватить подобную машину. За создание нового бомбардировщика фирма "Мартин" была удостоена Кубка Копьера "За достижение в авиации". 17 января 1933 г. был утвержден заказ на 48 самолетов.

Первым бомбардировщиком американской конструкции, принявшим участие в боевых действиях Второй Мировой войны, пусть и в составе ВВС другого государства стал самолет В-10. К началу Второй Мировой войны эта машина уже несколько устарела. Она была первым американским цельнометаллическим бомбардировщиком крупносерийного выпуска с дистанционно управляемыми пулеметными башнями. Всего американские ВВС имели на вооружении 151 машину типов В-10 и В-12, подавляющее большинство из них к началу войны уже было списано, но нескольким самолетам все же удалось поучаствовать в боевых действиях.

Хотя машины семейства "Мартин 139" при своем появлении были лидерами мирового самолетостроения, они очень быстро утеряли передовые позиции: не потому, что были плохи, а потому, что техника в то время развивалась стремительно. Уже в 1934 г. командование Авиационного корпуса сформировало требования к новому бомбардировщику, который должен был сменить В-10 и В-12. Количество моторов не оговаривалось, поэтому фирма "Дуглас" предложила двухмоторный DB-1, "Боинг"- четырехмоторную "модель 299", "Мартин" представила новый бомбардировщик "Мартин-146", который являлся усовершенствованием модели 139. Самолет стал чуть длиннее и тяжелее, для компенсации чего увеличили площадь крыла.

Однако "Мартин" вскоре вышел из игры. Заказ получила фирма "Дуглас", ее DB-1 запустили в серию, как B-18. "Боинг 299" попал в строй немного позже, став знаменитой "Летающей крепостью".

Боевой самолет "Модель 139" экспортировался в Аргентину, Китай, Тайланд и Турцию (35, 9, 26, и 20 машин соответственно). Японцы встретились в бою с китайскими машинами этого типа еще в конце 30-х годов, а со 120 самолетами "Модель 139W" и "Модель 166" авиации Голландской Ост-Индии - в начале 40-х годов.

Сейчас в мире сохранился только один самолет этого некогда распространенного бомбардировщика. Это "Мартин 139WN", доставленный в США из Аргентины. До середины 60-х годов он стоял там училище морских летчиков в качестве учебного пособия. Реставрировали "Мартин" на одной из авиабаз Техаса. Сейчас он стоит в музее американских ВВС в Дайтоне, в штате Огайо.

Характеристики В-10B
Экипаж 4-5 чел.
Размеры.
Размах крыла, м 21.49
Площадь крыла, м2 62.99
Длина самолета, м 13.64
Высота самолета, м 4,70
Двигатель.
2 x 9-ти цилиндровых однорядных радиальных R-1820-33 775 л.с.- 578kW
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 4391
Максимальная взлетная 7439
Летные данные.
Максимальная скорость на высоте 1830м, км/ч 343
Крейсерская скорость, км/ч 311
Практический потолок, м 7375
Дальность полета, км 1996
Вооружение
3Х7,62мм пулеметы, бомб на внутренней подвеске до, кг 1025

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
  • CD энциклопедия. "Военная авиация" /Media 2000/

©AirPages
2003-