Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты North American AT 6 P 51A/B P 51D P 82 B 25A/B B 25C/D B 25G/H B 25J Фото и схемы Боевое применение P 51 B 25 В СССР B 25 AT-6C

AT-6 "Texan"

Учебно-тренировочный самолет

North American

Texan докастровских (батистовских) ВВС Кубы, начало 1950-х © Михаил Быков

Texan докастровских (батистовских) ВВС Кубы, начало 1950-х гг.

Этот самолет являлся одним из членов большого семейства учебных машин фирмы «Норт Америкен», начатого NA-16 (ВТ-9) в 1935 году. АТ-6 (NA-59) строился серийно с 1940 года и предназначался для второй ступени обучения с элементами боевого применения, для чего нес вооружение-один неподвижный пулемет под капотом мотора, еще один в крыле и третий-на шкворневой установке в задней кабине.

АТ-6 по своей конструкции был куда ближе к современным боевым самолетам, чем отечественный УТ-2. Он имел убирающееся шасси, винт изменяемого шага, закрытую кабину, более совершенное оборудование.

Выпускались несколько модификаций, отличавшихся вариантами двигателя, оборудованием и конструкцией фюзеляжа.

Замена интегральных топливных баков в центроплане вставными и установка двигателя R-1340-49 дали модификацию АТ-бА, 517 самолетов этого типа были построены в Инглвуде, прежде чем все производство было передано в Даллас, Техас (там «Норт Америкен» открыла свой второй завод). Построенные в Далласе по заказам Авиакорпуса Армии США, партии насчитывали 1330 АТ-бА, 400 самолетов для тренировки воздушных стрелков версии АТ-6В, 2970 АТ-6С, 3404 AT-6D и 956 AT-6F. Модификация АТ-бС появилась в предвидении возможного дефицита легких сплавов,- на каждом самолете экономили приблизительно 567 кг благодаря применению других легких материалов. В конструкции хвостовой части фюзеляжа и для обшивки хвостового оперения была применена фанера. Вариант AT-6D характеризовался возвращением к цельнометаллической конструкции и переводом электрической системы с 12 В на 24 В, a AT-6F имел модифицированную заднюю часть фюзеляжа и усиленное крыло.

Самолеты ВМС США были обозначены как SNJ. Модификации SNJ-1 и -2 соответствовали ВС-1. за исключением того, что SNJ-2 был оснащен двигателем R-1340-56. SNJ-3 был сходен с АТ-бА, тогда, как SNJ-4 соответствовал АТ-бС. Этот вариант был основным: для флота выпустили 2400 экземпляров. Обозначение SNJ-5 было присвоено не менее чем 1573 самолетам AT-6D, переданным из ВВС США. Вскоре ВМС получили также 931 из 956 армейских AT-6F (обозначение во флоте SNJ-6). Некоторые SNJ оснащались посадочным гаком для отработки посадок на палубу, к их названию добавлялся суффикс «С» (например, SNJ-4C). Название АТ-16 несли 2610 самолетов, произведенных фирмой «Нордуин Авиэйшн Лтд.» (Монреаль) для RAF и Королевских Канадских ВВС. Конструктивно они соответствовали АТ-бА ВВС США. В 1948 г. все обозначения AT, ВТ и РТ были упразднены: все названия тренировочных самолетов теперь начинались на букву «Т». Так АТ-6 стал Т-6

На протяжении всей войны АТ-6 и SNJ использовались для подготовки тысяч пилотов. Как у ВВС, так и у ВМС США был единый учебно-тренировочный самолет, и многие пилоты союзников, особенно RAF и RCAF, проходили обучение на этих самолетах. Их летные данные и управляемость делали их идеальными для подготовки пилотов-истребителей, а их великолепная простота в управлении спасла многих молодых пилотов.

Всего было выпущено около 17 000 самолетов «Тексан» различных модификаций.

Характеристики
Экипаж 2 чел.
Размеры.
Размах крыла, м 12,8
Длина самолета, м 8,99
Высота самолета, м 3,58
Площадь крыла, м2 23,57
Силовая установка
1 x Pratt Whitney R-1340-AN-1 550 л.с. ( 410kW)
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 1886
Максимальная взлетная 2404
Летные данные.
Максимальная скорость на высоте 1525 м, км/ч 330
Крейсерская скорость на высоте 1525 м, км/ч 274
Практический потолок, м 6555
Дальность полета, км 1207
Вооружение
2x 7,62мм пулемета, 1x7,62мм пулемет подвижный в задней кабине -

Подробно

Источники

  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/

©AirPages
2003-