Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Douglas TBD A-20 SBD-1/2 A-24/SBD SBD-5/6 A-26 C-47 C-54 Фото и схемы Боевое применение TBD A 20 В СССР A 20

A-26 "Invader"

Ударный самолет

Douglas

A-26 Invader

Разработанный для замены самолета А-20 «Хэвок» превосходным техническим коллективом под руководством Эдварда X. Хайнеманна в Эль-Сегундо, Калифорния, опытный образец ХА-26 (42-19504) поднялся в воздух 10 июля 1942 г., пилотируемый Беном Ховардом. Внешний вид «Инвейдера» (Invader - «захватчик») впоследствии менялся мало, но первая машина отличалась камуфляжем и большими коками воздушного винта.

Хайнеманн начал с трех вариантов: ХА-26 (позже А-26С) - бомбардировщик с застекленной носовой частью для штурмана-бомбардира, А-26А -ночной истребитель с радаром в носовой части и четырьмя подфюзеляжны-ми 20-мм пушками и ХА-26В с непрозрачной носовой частью, где размещалось стрелковое вооружение для штурмовой атаки. Ночной истребитель выпускался недолго, но бомбардировщики массово строились на сборочных линиях фирмы «Дуглас» в Лонг-Бич, Калифорния, и Тулсе (Tulsa), Оклахома. А-26В имел шесть 12,7-мм пулеметов в носовой части (позже их количество увеличено до восьми), дистанционно управляемые верхние и нижние турельные установки, каждая с двумя 12,7-мм пулеметами, и до 10 и более 12,7-мм пулеметов в подкрыльевых и подфюзеляжных контейнерах. Сильно бронированный и способный нести до 1814 кг бомб, А-26В с максимальной скоростью 571 км/ч на высоте 4570 м был самым быстрым бомбардировщиком союзников Второй мировой войны.

Конструкция. Крыло. Впервые на среднем бомбардировщике использовалось крыло с ламинарным профилем NAA-NACA (подобный профиль уже использовался на "Мустанге" Р-51). Форма крыла в плане трапециевидная. Основной конструкционный материал - алюминиевые сплавы. В четырех секциях двухлонжеронного крыла находились топливные баки. У гондол двигателей размещались маслорадиаторы с лобовыми воздухозаборниками. Прочная конструкция крыла обеспечивала "Инвейдеру" необыкновенную живучесть. Известны случаи, когда самолеты, у которых было разрушено до 1 /3 площади крыла, успешно возвращались с боевых заданий. Механизация включала в себя четыре секции двухщелевых закрылков, имевших три фиксированных положения: взлетное (15o), посадочное (45o) и убранное. Управление закрылками гидравлическое.

Шасси самолета трехстоечное с носовым колесом, имело воздушно-масляную амортизацию. Носовое колесо - самоориентирующееся, снабжено компенсатором колебаний "шимми". Стойка шасси могла поворачиваться вокруг своей оси на 3600 и убираться назад с поворотом колеса на 900.

Основные стойки шасси находились за двигателями и убирались поворотом назад по полету. Ниши шасси закрывались обтекателями. Основная система уборки и выпуска - гидравлическая. Резервная - воздушная.

На первые серийные самолеты устанавливали двигатели фирмы Пратт и Уитни или фирмы Форд R2800-71 мощностью 2000 л.с. Начиная с "Инвейдера" N701 на самолет стали устанавливать моторы R2800-79 мощностью 2370 л.с. Двигатели оборудовались противопожарной системой с отсечкой топлива перекрывными кранами. Капоты двигателей, состоящие из двух половин (верхняя и нижняя) - быстросъемные для облегчения обслуживания. Замена двигателей в полевых условиях производилась тремя техниками за один час, благодаря тому, что двигатель крепился к трубчатой раме в шести точках.

Вооружение. Оборонительное вооружение состояло из двух дистанционно управляемых башен фирмы Дженерал Электрик, взятых от бомбардировщика В-29, но с другими профильными ограничителями стрельбы. Каждая башня имела по два пулемета "Браунинг" М2 калибром 12,7 мм, боекомплект 500 патронов на ствол. Верхняя башня поворачивалась на 3600 и при необходимости могла стрелять вперед, увеличивая общую огневую мощь наступательного вооружения. Система дистанционного управления башнями разработана фирмой Дженерал Электрик для самолета А-26 на базе, аналогичной для самолета B-29.

Боевое применение. Брошенный в бой в сентябре 1944 г. в составе 553-й бомбардировочной эскадрильи, базировавшейся в Грейт Данмоу, Англия, и скоро появившийся также во Франции и Италии, «Инвейдер» стал наносить удары с воздуха по немцам еще до устранения производственных дефектов. Пилоты были восхищены маневренностью и легкостью управления, но А-26 обладал излишне сложной и утомляющей приборной доской, а также - слабой, легко разрушавшейся передней стойкой шасси. Фонарь кабины экипажа было трудно открыть при аварийном покидании машины. Со временем эти проблемы были решены, и пилоты А-26 гордились освоением эффективной боевой машины.

На европейском ТВД «Инвейдеры» совершили 11 567 вылетов и сбросили 18 054 тонн бомб. А-26 был также достаточно ловок, чтобы постоять за себя при встрече с истребителями противника. Майор Майрон Л. Дарки (Myron L. Durkee) из 386-й бомбардировочной группы в Бюмонте (Франция) записал на свой счет 19 февраля 1945 г. «вероятную победу» над реактивным истребителем Мессершмитт Me 262.

В Европе по разным причинам было потеряно около 67 «инвейдеров», но за А-26 числится семь подтвержденных побед в воздушных боях.

На Тихом океане «Инвейдер» также прогрессировал от неудачного начала к достижению высокой эффективности. Обладая двигателями R-2800-27 «Дабл Уосп» фирмы «Пратт-Уитни» мощностью по 2000 л.с. (1491 кВт) и скоростью на уровне моря не менее 600 км/ч, «Инвейдер» был мощным оружием для штурмовых атак наземных и морских целей, но экипажи не сразу взялись за это. Пилоты А-20, безраздельно властвовавшие в их высоких одноместных кабинах, теперь оказались рядом со штурманом в правом откидном сиденье - по существу - вторым пилотом, но без органов управления. При совместном использовании ракет и бомб во время атаки на малой высоте, осколки повреждали «брюхо» «Инвейдеру». Будучи уверен, что новая машина не подходит для работы на малой высоте, командующий 5-й ВА Джордж Кенией потребовал не перевооружать подразделения с А-20 на А-26. Но после соответствующих доработок А-26 стал также заменять В-25 «Митчелл» фирмы «Норт Америкен» в некоторых частях. Самолеты А-26 имелись на вооружении у 3-й, 41 -и и 319-й бомбардировочных групп ВВС США в операциях против Формозы, Окинавы и территории самой Японии. «Инвейдеры» активно действовали около Нагасаки перед тем, как этот город была сброшена вторая атомная бомба.

Было построено приблизительно 1355 штурмовиков А-26В и 1091 бомбардировщиков А-26С.

Характеристики A-26B «Invader»
Экипаж, чел. 3
Геометрия
Длина самолета, м 15,62
Размах крыла, м 21,34
Площадь крыла, м2 50,17
Высота, м 5,64
Массы
Масса, кг пустого 10147
max взлетная 15876
Силовая установка
Pratt Whitney R-2800-79
Взлетная мощность/номин. л.с. 2000/1600
Лётные данные
Скорость, км/ч максимальная 571
на высоте, м 4570
крейсерская 457
Практический потолок, м 6736
Практическая дальность, км 2253
Вооружение
Browning M2 в носу 6-8 x 12,7 мм
Browning M2 в крыле 6
Browning M2 в турели 4 х 12,7 мм
Бомб на внутренней подвеске, кг 1814

Источники

  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/

©AirPages
2003-