Авиация Второй мировой

Home    Поиск на сайте

Wellington

Бомбардировщик

Vickers

Wellington

В соответствии с программой перевооружения Королевских ВВС Великобритании требовалось резкое увеличение количества боевых самолетов. Запущенный 15 августа 1936 г. в серийное производство новый бомбардировщик фирмы Виккерс за счет легкой, но весьма необычной и исключительно трудоемкой конструкции фюзеляжа, был способен поднимать 2040 кг бомб, более чем втрое превысив требования заказчика. За счет использования под бомбы только фюзеляжного пространства и использования объема крыльев для размещения топливных баков боевой радиус с полной бомбовой нагрузкой составил 1200 км и 2400 км без бомб - в варианте разведчика. Поначалу названный Креси (Grecy) по месту победы английской пехоты над французской рыцарской кавалерией во времена Столетней войны, бомбардировщик был перекрещен в Веллингтон (Wellington) в честь британского военоначальника, разгромившего Наполеона при Ватерлоо.

Вслед за первым контрактом на 180 машин, в 1937 г. последовал второй на 200 бомбардировщиков. Серийные самолеты Веллингтон Мк.1 значительно отличались от прототипа, потерпевшего катастрофу 11 ноября 1936 г. из-за отрыва руля высоты. Было радикально переделано оперение, на 15 см увеличена высота киля, хвостовое колесо сделано убирающимся. Линии фюзеляжа спрямлены, новые турели конструкции фирмы Виккерс установлены в оконечностях бомбардировщика - в носу и в корме с одним пулеметом калибра 7,67 мм. Для защиты верхней полусферы использовали стрелявший через сдвигавшийся назад люк пулемет Виккерс «К» с плечевым упором, которым оперировал стрелок-радист. Для защиты нижней полусферы применили выдвижную установку FN9 фирмы Фразер Нэш с пулеметом винтовочного калибра в фюзеляже, у задней кромки крыла. Установка этой весьма тяжелой и ненадежной турели потребовала увеличения экипажам породила проблемы центровки, поэтому ее устанавливали не всегда. При выпущенной турели максимальная скорость бомбардировщика снижалась на 24 км/ч. Также были несколько переделаны створки основных стоек шасси: большие окна появились по обеим сторонам фюзеляжа. Кабину оборудовали обогревом и противообледенительной системой, что в полтора раза повысило практический потолок бомбардировщика. Первый серийный Веллингтон Мк.1 с двигателями Пегасус X (так стал называться серийный Пегасус P.E.5SM) с трехлопастными винтами изменяемого шага фирмы де Хавиленд (de Havilland) поднялся в воздух 23 декабря 1937 г.

В октябре 1938 г. новые самолеты получили уже семь эскадрилий Королевских ВВС. К началу войны эти машины были приспособлены для дневных бомбардировок без истребительного прикрытия - считалось, что сосредоточенный пулеметный огонь летящих в сомкнутом строю Веллингтонов не позволит вражеским перехватчикам прицельно атаковать.

В январе 1938 г. начались работы по созданию вариантов Веллингтона с различными двигателями: Мк.II с двенадцатицилиндровыми двигателями жидкостного охлаждения Мерлин фирмы Роллс-Ройс; МК.III с восемнадцатицилиндровыми «звездами» воздушного охлаждения Геркулес фирмы Бристоль и Мк.III с подобными двигателями Твин Ваcп (Twin Wasp) американской фирмы Пратт-энд-Витни. Несколько увеличили размеры планера: длину на 152 мм, а размах крыльев на 76 мм.

Параллельно шли работы по устранению недостатков, выявленных во время доводки и эксплуатации бомбардировщика. Усилены основные стойки шасси и для повышения путевой устойчивости еще раз увеличен киль. Недостаточное время реакции турелей Виккерс потребовало улучшить защитное вооружение, для чего установлены две хорошо зарекомендовавшие себя на бомбардировщиках Уитли IV (Whitley) гидроприводные турели F 5 и F 10 фирмы Фразер Нэш с парой пулеметов калибра 7,67 мм в каждой. Сноп пламени, вырывавшийся из выхлопной трубы при запуске правого двигателя, прожигал полотняную обшивку крыла, что вынудило использовать пламегаситель. На выхлопную трубу левого двигателя «надели» цилиндрическую муфту отбора тепла для системы обогрева кабины.

12 апреля 1938 г. собрали впервые Веллингтон Мк.1А с новыми 1050-сильными двигателями Пегасус XVIII, новыми турелями, шасси и т. д. В августе эти машины начали покидать сборочные цеха. Вариант Мк.1В не выпускался серийно, т. к. представлял собой ухудшенную версию Мк.1А.

Начало в декабре 1941 г. войны на Тихом океане потребовало создания транспортного самолета для быстрой переброски личного состава на отдаленные участки обороны, разбросанные на сотнях островов. Транспортная версия Виллингтон Мк.1Х создана на базе модификации Мк.1С. Она отличалась отсутствием носовой и кормовой турелей и позволяла перевозить 18 полностью снаряженных солдат на расстояние 3500 км. Единственный построенный экземпляр этой машины использовался Транспортным командованием Королевских ВВС.

Весной 1939 г. два прототипа уже упоминавшихся Мк.II и Мк.III впервые поднялись в воздух. Веллингтон Мк.II был оснащен 1145-сильными двигателями Мерлин X, однако нехватка этих моторов, широко использовавшихся на истребителях, задержала начало серийного выпуска «двойки» до октября 1940 г. Несмотря на выросший до 15 т из-за установки более тяжелых двигателей полетный вес, максимальная скорость возросла до 407 км/ч против 378 км/ч у Мк.1С. Модифицированный бомбардировщик поднимал 4000 фунтовую (1814 кг) бомбу. На итальянском фронте эти машины широко использовались для атак по конвоям, гаваням и городам южной Италии и Ливии, особенно по Бенгази, главному порту на африканском побережье, через который шло снабжение германского Африканского корпуса.

Что касается Веллингтона Мк.III с новейшими двигателями воздушного охлаждения Геркулес, работы над которым начались в начале 1938 г., то его производство все откладывали, рассчитывая на скорое появление четырехмоторных Стирлингов с этими же моторами. Но к началу 1941 г. решили запустить в серию Мк.Ш, который совершил первый полет с 1375-сильными двухрядными двигателями Геркулес HE-1SM с турбонагнетателем еще 18 мая 1939 г. Серийные бомбардировщики отличались установкой более надежного 1425-сильного двигателя Геркулес III.

Первые самолеты новой модификации поступили на вооружение 22 июня 1941 г. Они были оснащены протектированными топливными баками и бронезащитой экипажа; под килем установили четырехствольную турель FN 20A, прекрасно показавшую себя на Уитли ВУ. Взлетный вес возрос до 15650 кг, а максимальная скорость до 410 км/ч - за счет установки двух 1535-сильных двигателей Геркулес III. Позже стали устанавливать 1675-сильные двигатели Геркулес XI. Всего к концу 1943 г. было собрано 1517 бомбардировщиков Веллингтон Мк.III.

Эта модификация была приспособлена для буксировки десантных планеров Эйрспид Хотспур, Хадриан и Хорса. Скорость буксировки самого тяжелого планера Хорса достигала 236 км/ч, причем в бомбардировщике размещалось десять десантников и 500 кг груза. За счет «эластичности» конструкции самолета, от приложения силы натяжения буксировочного троса длина Веллингтона увеличилась на 180 мм, смещая центр тяжести бомбардировщика назад и затрудняя пилотирование связки «буксировщик-планер».

Предчувствуя моторный «голод», фирма Виккерс начала поиск поставщиков авиационных двигателей. После консультаций с возможными партнерами к концу 1939 г. остановились на американских двухрядных «звездах» воздушного охлаждения. В начале 1940 г. был размещен заказ на постройку прототипа бомбардировщика Веллингтон Mk.IV с двумя импортными 1050-сильными двигателями воздушного охлаждения R-1830-SC34-C Твин Восп фирмы Пратт-энд-Витни и винтами диаметром 3,81 м американской фирмы Гамильтон-стандарт (Hamilton-Standard). Ожидаемая максимальная скорость - 386 км/ч на высоте 3000 м, однако из-за применения более экономичного двигателя дальность увеличилась бы примерно на 250 км. Всего с августа 1941 г. было построено 220 бомбардировщиков Mk.IV с американскими двигателями. На половине этих самолетов установили четырехпулементую кормовую турель FN 20. Во всем остальном новая версия повторяла широко используемый Веллингтон Мк. 1С. Они применялись до мая 1943 г.

С начала 1942 г. началось серийное производство последней бомбардировочной версии Веллингтона: Мк. Хс 1675-сильными двигателями Геркулес VI или XVI. Применение нового сплава на основе алюминия уменьшило вес фюзеляжа и увеличило почти на тонну взлетный вес, сохранив летные данные версии Мк.III. Всего построено 3803 экземпляра Веллингтона Мк. X.

Служебный потолок Веллингтонов составлял примерно 4500 м, что делало их уязвимыми для всех компонентов ПВО Германии. Штаб ВВС еще в мае 1939 г. заказал фирме Виккерс высотную модификацию бомбардировщика, способную наносить точные бомбовые удары с высоты не менее 11000 м. Оснащенные высотными двигателями, с экипажем из трех человек, самолеты основную часть полета к цели выполняли бы на высоте, позволявшей хвостовому стрелку, находящемуся в негерметичной огневой установке, успешно отражать атаки перехватчика. При подлете к цели, окруженной сотнями зенитных орудий, стрелок перебирался в герметичную кабину к пилоту и штурману, после чего бомбардировщик забирался на недосягаемую для снарядов двенадцатикилометровую высоту, откуда и наносил удар.

Для реализации этой программы была создана цилиндрическая герметичная камера диаметром 1,651 м с небольшими иллюминаторами для экипажа. Наддув осуществлялся от компрессора, вращаемого одним из двигателей. Было разработано две модификации: Mk.V с 1425-сильными двигателями воздушного охлаждения Бристоль Геркулес III (построено два опытных образца) и Mk.VI с 1600-сильными двигателями жидкостного охлаждения Роллс-Ройс Мерлин 60. Обе модификации отличались увеличенным размахом крыла, ненадежностью силовых установок и отсутствием обзора для пилота.

Первый полет Веллингтона Mk.V состоялся 21 октября 1940 г.

На высоте 20000 футов (6096 м) обледенели иллюминаторы гермокабины, что вынудило прекратить подъем. Наибольшая высота в 30000 футов (9144 м) была достигнута этой машиной во время третьей попытки. Эти полеты выявили неспособность двигателей Геркулес обеспечить достаточную высотность бомбардировщику. Поэтому на втором прототипе, оснащенном двигателями воздушного охлаждения Геркулес VIII, заменили эти силовые установки на опытные двигатели жидкостного охлаждения Роллс-Ройс Мерлин R E1S М (в серии обозначался Мерлин 60). Испытания этой машины начались в мае 1941 г., она легко превзошла «пятерку» по высотным характеристикам и была запущена в серию в конце 1941 г. Экипаж состоял из четырех человек: пилот, штурман, бомбардир и радист. Наступательное вооружение - восемь 500-фунтовых (227 кг) бомб. Попытки создать дистанционно управляемые огневые точки, которые должны были устанавливаться в оконечностях мотогондол, потерпели провал, так же как и попытки довести гермотурель FN 70 с четырьмя 7,67-мм Браунингами. Поэтому на серийных машинах устанавливали стандартные турели FN 20А, что увеличило экипаж еще на одного человека.

Вариантом, предназначенным для действий над морем, стал противолодочный Веллингтон Мк. VIII. Используя планер и двигатели от версии Мк. 1С, конструкторы установили на нем РЛС обзора ASU Мк. II, работающую в дециметровом диапазоне и позволяющую обнаружить подводную лодку в позиционном положении при отсутствии видимости, а также мощный прожектор, установленный на месте выдвижной турели FN9. Прожектор предполагалось использовать для сопровождения рассекреченных немецких субмарин, прорывающихся в надводном положении на большой скорости в ночное время через контролируемый британской авиацией Бискайский залив. Эффективность прожектора была подтверждена войсковыми испытаниями. Экипаж увеличился на оператора РЛС и составил 6 человек. Вооружение состояло из двух 420-фунтовых (191 кг) глубинных бомб, в случае необходимости подвешивалась авиационная торпеда. Оборонительное вооружение соответствовало версии Мк.1С.

В 1943 г. на вооружение Берегового командования начали поступать модификации на основе Веллингтона Мк.Х. с двигателями Геркулес и четырехточечной кормовой турелью FN 20A. Это были дневные морские бомбардировщики: Mk.XI с РЛС ASU Мк.II для поиска целей и вооруженный преимущественно торпедой; Мк. XII с более совершенным сантиметровым радаром ASU Мк.III в обтекателе под носовой частью фюзеляжа. А установка на месте носовой турели истребительного радара американского производства SCR 720 как на ночных истребителях Де Хавиленд DH 98 и Москито N.F. XII привела к появлению специализированного учебного самолета Веллингтон Мк. XVII, предназначенного для тренировок операторов РЛС.

Серийное производство низковысотного 1735-сильного двигателя Геркулес XVII, подходящего для патрульных самолетов, позволило выпустить 844 экземпляра Веллингтона Мк.ХIII на основе Mk.XI. Установка тех же двигателей на планер от версии Мк.ХII привела к созданию наиблее совершенной и универсальной версии морского Веллингтона Mk.XIV. На месте носовой турели на нем устанавливали прозрачный обтекатель для наблюдателя, управляющего прожектором. Был построен 841 экземпляр этого ночного противолодочного самолета.

Кроме того, построили 80 учебных самолетов Веллингтон Мк.XVIII с двигателями Геркулес XVII.

Последний Веллингтон Mk.XIX был создан уже после окончания войны. Он предназначался для тренировки экипажей и представлял собой бомбардировщик Мк.Х с единственным крупнокалиберным пулеметом в корме.

Всего в период с 1937 г. по 1940 г. было построено 11461 самолет марки Веллингтон.


Характеристики Wellington Mk.II
Экипаж 5 чел.
Размеры
Размах крыла, м 26,26
Длина самолета, м 19,69
Высота самолета, м 5,31
Площадь крыла, м² 79,10
Силовая установка
2 ПД Rolls-Royce Merlin X 2 х 1145 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета, кг 9189
Нормальная взлетная, кг 14969
Летные данные.
Максимальная скорость, км/ч 435
Крейсерская скорость, км/ч 290
Практический потолок, м 7163
Практическая дальность, км 3540
Вооружение
7.7-мм пулемета 4-6
нормальная бомбовая нагрузка ,кг 1134
максимальная бомбовая нагрузка ,кг 1814

Подробно

Модификации

  • Wellington Mk. I первая серийная модификация.
  • Wellington Mk. IA модификация с ПД Pegasus Mk. XVIII.
  • Wellington Mk. IB модификация с улучшенным вооружением.
  • Wellington Mk. IC улучшенная версия Mk.IB.
  • Wellington Mk. II модификация с ПД Merlin Mk. X.
  • Wellington Mk. III модификация с 8 пулеметами и ПД Hercules XI (1500 л.с.)
  • Wellington Mk. IV модификация с ПД R-1830-S3C4G (1184 л.с.)
  • Wellington Mk. V модификация с ПД Hercules Mk.XI.
  • Wellington Mk. VI модификация с ПД Merlin Mk.60 (1579 л.с.)
  • Wellington Mk. VIG модификация с улучшенным БРЭО.
  • Wellington Mk. VII модификация для тестирования вооружения
  • Wellington Mk. VIII торпедоносец с РЛС ASV.Mk.II.
  • Wellington Mk. IX экспериментальная версия
  • Wellington Mk. X модификация с ПД Hercules Mk.XVI (1653 л.с.)
  • Wellington Mk. GR.XI модификация с РЛС ASV.Mk.II, 6 пулеметами, ПД Hercules Mk.XVI.
  • Wellington Mk. GR.XII модификация с РЛС ASV.Mk.III.
  • Wellington Mk. GR.XIII модификация с ПД Hercules Mk.XVII, РЛС ASV.Mk.II
  • Wellington Mk. GR.XIV модификация с РЛС ASV.Mk.III, узлами подвески для НУРС.
  • Wellington Mk. C.XV транспортная версия Mk.IA
  • Wellington Mk. C.XVI транспортная версия Mk.IC
  • Wellington Mk. T.XVII модификация GR.XI с РЛС SCR 720AI для подготовки пилотов ночных бомбардировщиков.
  • Wellington Mk. T.XVIII модификация GR.XII с РЛС SCR 720AI для подготовки пилотов ночных бомбардировщиков.

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Английские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Даниэля Марча/