Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Short S.25 Sunderland S.29 Stirling Фото и схемы

S.25 Sunderland

Летающая лодка

Short

«Сандерленд» Mk. I из состава 210-й эскадрильи Берегового командования RAF, весна 1942

«Сандерленд» Mk. I из состава 210-й эскадрильи Берегового командования RAF, весна 1942 г.

Береговое командование британских Королевских ВВС с момента своего зарождения постоянно испытывало потребность в гидросамолетах большого радиуса действия, способных осуществлять дальнюю морскую разведку, а также сопровождение конвоев и защиту их от подводной угрозы.

Главный конструктор Short Brothers Артур Гаудж решил отказаться от устаревшей бипланной схемы, взяв за прототип нового самолета разрабатывавшуюся в то же время пассажирскую летающую лодку дальнего действия Short S.23C Empire Boat, имевшую схему четырехмоторного высокоплана. Проект военного гидросамолета получил обозначение S.25 Он значительно отличался от S.23C конструкцией фюзеляжа, оборудованием и установкой новых щелевых закрылков, имея при этом такие же двигатели, габаритные размеры и схему. Довольно плавные обводы фюзеляжа несколько портил двойной редан на днище. Здесь создатели машины решили пожертвовать аэродинамикой в пользу гидродинамики, поскольку от летающей лодки требовались не только хорошие летные, но и высокие мореходные качества, в частности, возможность быстро взлетать с воды.

Так же, как и лодка S.23C, самолет имел двухпалубный фюзеляж. На верхней палубе находилась кабина экипажа, состоящего из двух пилотов, штурмана, радиста и бортинженера Два стрелка располагались в турелях На нижней палубе размещались швартовочные принадлежности, бомбоотсек, помещения для хранения запасных бомб. В распоряжении экипажа был камбуз, «столовая» и «спальня» на шесть коек, туалет, что дало повод военным летчикам, не привыкшим к такому уровню комфорта, прозвать самолет «летающим отелем». Носовая турель могла убираться на рельсах внутрь фюзеляжа, позволяя с освободившегося впереди места осуществлять швартовку самолета на стоянке. В носу также находилось выдвижное окошко бомбового прицела. Компоновка пилотской кабины, включая расположение в ней контрольных приборов и органов управления, расценивалась пилотами как «идеальная». Большая продолжительность полета и неплохая для столь крупной машины маневренность в сочетании с хорошим обзором делали «Сандерленд» прекрасным патрульно - противолодочным самолетом.

Защитное вооружение Вооружение серийных самолетов состояло из семи 7,69-мм пулеметов. Пять из них размещалось в цельноповоротных застекленных стрелковых башнях «Фрэзер-Нэш» с гидроприводом. Один пулемет «Виккерс» с дисковым магазином стоял в передней башне типа FN.11 и четыре «Браунинга» с ленточным питанием - в задней FN.13. Кстати, «Сандерленд» стал первой в мире летающей лодкой, получившей подобные стрелковые установки. Ранее стрелкам приходилось довольствоваться простыми турелями с ручным приводом. Еще два «виккерса К» монтировались на шкворневых установках в полуоткрытых блистерах на крыше фюзеляжа за крылом. Уже в ходе производства в носовой башне одиночный «Виккерс» заменили спаркой гораздо более эффективных «Браунингов». Самолет имел еще одну оригинальную особенность. Передняя стрелковая башня могла сдвигаться по рельсам назад, вовнутрь фюзеляжа. При этом в носовой оконечности лодки образовывалось что-то вроде небольшой палубы с ограждением, с которой было удобно осуществлять швартовку.

Наступательное вооружение Величина бомбовой нагрузки «Сандерленда» оказалась довольно скромной на фоне солидных габаритов и взлетного веса машины. В фюзеляжном бомбоотсеке размещалось всего 2000 фунтов (907 кг) бомб. Дабы не нарушать вырезами под бомболюки герметичность и прочность днища лодки, конструкторы применили своеобразное решение: боеприпасы с помощью электропривода выдвигались на специальных штангах через люки в бортах фюзеляжа под крылом, а затем - сбрасывались, после чего штанги втягивались обратно. Интересной особенностью этой конструкции являлось то, что после сброса бомбы можно было вновь подвесить прямо в полете с помощью лебедок.

Номенклатура боеприпасов включала 500-фунтовые (227-кг) фугасные авиабомбы, а также глубинные бомбы двух калибров - 100-фунтовые (45,4-кг) и 250-фунтовые (113-кг). Надо заметить, что английские глубинные бомбы довоенной разработки продемонстрировали весьма низкую эффективность против немецких субмарин. Ситуацию удалось исправить лишь с принятием на вооружение в начале 1943 г. 250-фунтовых глубинных бомб Mk.VIII, снаряженных более мощной, чем тротил, взрывчаткой «торпекс».

От своего предка-авиалайнера новый самолет унаследовал просторный фюзеляж с огромными салонами и многочисленными иллюминаторами. Правда, форму иллюминаторов изменили с прямоугольной на круглую Внутренние помещения, благодаря наличию больших дверей, можно было использовать не только для размещения дополнительного топлива в мягких баках, но и для перевозки грузов или живой силы Центровка самолета из-за установки турелей изменилась. Поэтому, чтобы не перекомпоновывать оборудование в фюзеляже, решили установить крыло с небольшой стреловидностью (порядка 4°) для смещения назад аэродинамического фокуса.

Первый S.25, получивший официальное наименование Sunderland, совершил свой первый вылет в октябре 1937 г. Оснащенный четырьмя двигателями Bristol Pegasus X мощностью по 950 л.с., первый Sunderland до конца октября выполнил еще три полета, а затем вновь был отправлен в сборочный цех для установки стреловидного крыла и оснащения новыми двигателями Pegasus XXII мощностью по 1050 л.с.

Лодки первой серийной модификации Sunderland MkI поступили на вооружение летом 1938 г. Оборонительное вооружение серийных машин состояло из двух пулеметов Vickers К калибра 7,69 мм, установленных неподвижно в крыле, двух пулеметов Browning калибра 7,69 мм в носовой турели и четырех таких же пулеметов, установленных в хвостовой турели. В общей сложности было построено 90 самолетов Мк.I.

Но без радиолокатора Sunderland Мк.I были недостаточно эффективны для противолодочной борьбы, и первый успех в военных действиях пришел к самолету как к морскому спасателю. 18 сентября 1939 г три Sunderland подобрали в Атлантике экипаж торпедированного немцами английского судна. В июле 1940 г. S.25 потопил первую немецкую субмарину Вступление в войну Италии значительно увеличило количество подводных целей для Sunderland, и 6 января 1941 г S.25 открыли счет и итальянским уничтоженным субмаринам.

Весной 1941 г. германские воздушные десантники высадились на средиземноморский остров Крит и захватили его. Положение англичан, оттесняемых на север и северо-восток острова, стало критическим. Было принято решение об их эвакуации. Sunderland начали вывозить британских военнослужащих с Крита в Египет. Каждый самолет брал на борт по 90-100 человек. Эвакуация проходила исключительно в темное время суток. Из 28 000 человек, составлявших британский корпус на Крите, 14 500 было эвакуировано благодаря усилиям экипажей Sunderland.

С августа 1941 г. первую модификацию сменил более совершенный Sunderland Mk.II. Всего построили 43 самолета этой модели. Она имела новые двигатели Pegasus XVIII мощностью по 1065 л. с. с турбонаддувом, а также бортовой радиолокатор ASV II, предназначенный для обнаружения надводных целей. Эта станция, работавшая 1,5-метровом диапазоне, включала четыре антенны-излучателя наверху фюзеляжа перед килем, по два ряда принимающих антенн на каждом борту фюзеляжа (в общей сложности 16 антенн) и две дипольные антенны «Яги-1» под консолями крыла. За характерный внешний вид немецкие летчики прозвали такие «сандерленды» «летающими дикобразами» («Флигенд стахельшвайн»).

После потери Греции и Крита основным полем деятельности Sunderland стал Бискайский залив, где главной задачей S.25 было обнаружение подлодок с помощью радиолокатора и их уничтожение. Но в апреле 1942 г в Тунисе разбился английский самолет Hudson с радиолокатором ASV II, который попал в руки немцев. После его изучения немецкие специалисты изготовили и установили на своих подлодках радиолокационные приемники антирадар FuMB1 «Метокс», прозванный за характерную форму антенны «бискайским крестом». Этот прибор засекал излучение британских радаров на дистанциях до 60 км, позволяя лодке погрузиться прежде, чем над ней появится самолет-охотник.

Когда об этом стало известно британскому командованию, была предпринята попытка "забить" эфир над Бискайским заливом многочисленными импульсами радаров, чтобы вынудить немецкие подлодки постоянно находиться под водой и не подзаряжать свои аккумуляторы. Однако эта мера оказалась малоэффективной.

С действиями над Бискайским заливом связан еще один интересный эпизод в боевой биографии Sunderland Три германских истребителя Bf-110 атаковали одиночного "дикобраза" над морем. Sunderland снизился до предельно малой высоты, после чего, искусно маневрируя, уничтожил два из атакующих самолетов огнем из оборонительных установок, а третий поджег, заставив выйти из боя. Правда, нет сведений о том, продолжил ли свою карьеру после полученных повреждений атакованный "дикобраз", или его поишлось списать.

Самым крупносерийным стал Sunderland MkIII. Его первый полет состоялся 28 июня 1941 г Самолет являлся развитием Sunderland Мк.I с измененным днищем фюзеляжа-лодки без выраженного редана. Всего было построено 456 экземпляров Они имели такую же силовую установку, что и Mk.II, а также модернизированный и усиленный корпус. Слабым местом всех «троек» являлась маломощная и не особо надежная силовая установка, поскольку на них часто устанавливали «бэ-ушные» моторы, уже отслужившие свой срок на бомбардировщиках.

Немецкие подводники Sunderland назвали "усталой пчелой" за характерный звук двигателей. Они относились к самолету с уважением и ненавистью, как к очень опасному противнику. Был случай, когда командир германской подлодки не пожалел торпеды для уничтожения в Средиземном море Sunderland, совершившего посадку в открытом море для проведения ремонта забарахлившего мотора.

В начале 1943 г. на вооружение поступил радиолокатор ASV III, работающий на 10-см волне (у ASV II - 1,5 м), разработанный на основе «бомбардировочного» радара H2S. Уловить излучение ASV III немецкие приемники оказались бессильны. Гораздо более компактные антенные устройства ASV Mk.III размещались в двух подкрыльевых обтекателях. Модификация с этим типом РЛС, обозначенная «Сандерленд» Mk.IIIA, появилась в начале 1943 г. Преимущество опять оказалось у англичан. Уже в марте 1943 г. в Бискайском заливе были обнаружены 42 немецкие подводные лодки и 24 из них - атакованы.

Немецкие подводники изменили тактику. Теперь субмарины при авианалете не погружались, а оставались на поверхности, отражая атаки при помощи зенитных пушек калибра 37 и 20 мм, которые срочно стали устанавливать на боевых рубках вместо артиллерийских орудий. Чтобы сбросить противолодочные бомбы, Sunderland должен был лететь прямолинейно на малой высоте, представляя собой легкую цель для зенитчиков.

Выход из этого положения англичане нашли в довооружении летающих лодок. В их носовой части установили дополнительные пулеметы. По бокам фюзеляжа установили еще несколько огневых точек, доведя общее количество стволов оружия до 18. Стрелки стали вести интенсивный огонь вперед на боевом курсе. Способ оказался эффективным. За один месяц 1943 г. удалось потопить 8 германских субмарин.

Важной боевой работой для Sunderland было прикрытие североатлантических конвоев. Патрулировали самолеты на малой высоте, находясь в постоянной готовности к атаке обнаруженной подлодки. Sunderland активно привлекались и к минированию с воздуха прибрежной акватории. В течение войны на их минах погибло 759 кораблей и судов Германии и ее сателлитов, а еще 130 - получили повреждения.

Тем временем конструкторский коллектив фирмы Short Brothers работал над двумя новыми вариантами самолета.

Вариант Sunderland Mk IV с увеличенной мощностью силовой установки и усиленным вооружением разработали для использования на Тихоокеанском ТВД. Два опытных образца назвали Seaford. Первый Sunderland Mk IV взлетел 30 августа 1944 г Он имел удлиненный фюзеляж, максимальный взлетный вес достиг 34 т, силовая установка состояла из четырех моторов Bristol Hercules XIX по 1700 л. с. Вооружение стало более мощным по калибру и включило в себя носовую и хвостовую турели с двумя 12,7-мм пулеметами, а верхняя турель за крылом имела даже две 20-мм пушки.

Однако применение новых двигателей и мотогондол, а также увеличение размеров и массы привели к появлению путевой неустойчивости Возникла необходимость в установке вертикального оперения большей площади. Переоборудование затянулось до марта 1945 г. Планировалась постройка 40 машин, которые стали называться Short S 45 Seaford I. Но до конца войны собрали только 8 самолетов, и ни один из них не успел принять участие в боевых действиях.

Последним серийным вариантом стал Sunderland MkV, совершивший первый полет в марте 1944 г. Новых «пегасусов» для «сандерлендов» не хватало. Поэтому главным отличием последнего серийного варианта летающей лодки стали американские 14-цилиндровые двухрядные двигатели «Праттэнд Уитни» R1830-90B «Твин Уосп» мощностью по 1200 л.с. Однако повышение энерговооруженности самолета не привело к существенному улучшению летных характеристик, да и не это являлось главной целью модернизации. Гораздо более важным стало повышение живучести - «пятерка» получила возможность осуществлять полет без потери высоты даже при двух неработающих двигателях на одном крыле.

Серийные «пятерки» отличались от прототипов новыми радарами ASV Mk.IV. Кроме того, ввиду снижения вероятности встречи с воздушным противником, на самолетах часто не ставили верхние башни, зато значительно усилили вооружение в носовой части, установив в дополнение к турели четыре неподвижных курсовых 7,69-мм пулемета. Штурмовиком «Сандерленд» от этого, конечно же, не стал, но теперь он мог в дополнение к бомбам «пройтись» по атакованной им подводной лодке пулеметным огнем.

Производство Mk.V продолжалось в Рочестере до сентября 1945-го, в Дамбартоне - до ноября, а в Белфасте - до июня 1946 г. В общей сложности, построили 154 самолета данной модификации.

Всего построили 749 Sunderland (не считая двух опытных Мк.IV и восьми Seaford) Последний Мк.V выпустили 14 июня 1946 г. В английских ВВС летающая лодка торжественно выполнила свой последний официальный полет 20 мая 1959 г.

Кроме Англии, Sunderland после войны оставались на военной службе в Австралии, Новой Зеландии, Франции и ЮАР. Дольше всех эксплуатировали их новозеландские ВВС, сняв последний самолет с вооружения в 1967 г.

Характеристики Sunderland S.25
MK. I Mk. V
Экипаж, чел 9-10 10-13
Размеры
Размах крыла 34,34 м 34,34 м
Длина самолета 26,11 м 26,11 м
Высота самолета 10,52 м 10,52 м
Площадь крыла 138,14 м² 138,14 м²
Силовая установка
Двигатель Bristol Pegasus XXII Pratt & Whitney R-1830-90B
мощность 4x 1010 л.с. 4x 1200 л.с.
Массы и нагрузки
Пустого самолета 12832 кг 16783 кг
Максимальная 20730 кг 27216 кг
Летные данные
Максимальная скорость 338 км/ч 343 км/ч
Скороподъемность 6,1 м/сек 4,27 м/сек
Практическая дальность 4,686 км продолжительность полета*,
свыше 15 часов
Практический потолок 6248 м 5,455 м

* - на крейсерской скорости

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Английские военные самолеты Второй мировой войны" /Под ред. Даниэля Дж. Марча/
  • "авиАМастер" /№8 2005 Андрей Харук/

©AirPages
2003-