Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте

SR.45 Princess

Дальний пассажирский гидросамолет

Saunders-Roe

SR.45

Несмотря на большое количество построенных по всему миру бетонных полос, компания Saunders-Roe верила в летающие лодки и после Второй мировой войны. Развитие газотурбинных двигателей позволяло создать силовую установку для такого самолета с высокой удельной мощностью по сравнению с доступными ранее. Это поощряло Saunders-Roe спроектировать еще большую летающую лодку, чем уже имевшиеся, хотя в итоге обеспечение действительно подходящими и мощными двигателями оказалось одной из основных проблем в разработке окончательного типа SR.45.

Тем не менее, в 1944 году, на основе исследований шестимоторной (84823 кг) летающей лодки, Ноулер (Knowler) и Артур Гадж (Arthur Gouge) приняли три фундаментальных решения: применение в качестве силовой установки газотурбинных двигателей, увеличение размеров летающей лодки, а также введение герметичного корпуса. В течение весны 1945 года компания Saunders-Roe подготовила предложение по постройке SR.45, как важной части будущих коммуникаций British Overseas Airways Company (BOAC).

Наиболее продвинутыми аспектами SR.45 были - герметичная кабина, мощная система кондиционирования воздуха с отбором воздуха от двигателей и необратимое управление рулевыми поверхностями с помощью гидроусилителей.

В качестве силовой установки в окончательном варианте были выбраны 10 ТВД двигателей Bristol Proteus 600, восемь из которых работали на соосные воздушные винты, вращающиеся в разные стороны, при этом мощность силовой установки составляла 32 000 л.с.

Однако, с развитием реактивной авиации и сети аэропортов радужные перспективы использования тяжелых летающих лодок на трансокеанских рейсах уже не казались столь очевидными. Машины сухопутного базирования были быстрее, и у них отсутствовала проблема коррозии корпусов в морской воде. Кроме того, реактивные самолеты были быстрее турбовинтовых. В свете этих обстоятельств заказчик самолёта — BOAC — в 1951 году отказалась от планов пассажирской эксплуатации Princess. Самолёт с индексом G-ALUN был единственным из трёх построенных машин Princess, выполнявшим полёты — всего 46 полётов (100 лётных часов). Две других машины были законсервированы. Все три самолёта впоследствии разобраны на металлолом в 1967 г. Так бесславно закончилась попытка использовать дальние пассажирские гидросамолеты на коммерческих рейсах.


SR-45 Princess
Экипаж 3-4
Геометрия
Длина самолета, м 45,11
Высота самолета, м 7,39
Размах крыла, м 66,90
Площадь крыла, м² 384,60
Массы, кг
пустого 86184
максимальная взлетная, кг 156490
Силовая установка
10×ТВД Bristol Proteus 600, л.с. 10×3200
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч 625
Крейсерская скорость, км/ч 580
Практический потолок, м 6200
Практическая дальность, км 9200
Полезная нагрузка, пассажиров, норм/макс 105/200
Фото Описание

Схема SR.45 Princess

SR.45 в полете

04 03 2019.
Можно предположить, что с точки зрения безопасности трансантлантических перелётов это был абсолютно безопасный самолет. При нештатных ситуациях, пожарах, отказах двигателей и т.п. самолет имел возможность приводниться в океане и сколь угодно долго ожидать помощи :-)

13 03 2019.
По поводу "абсолютно безопасного самолета". S.8 Calcutta G-AADN "City of Rome", построенная в марте 1929. 26 октября 1929, возвращаясь из очередного рейса, самолет попал в бурю и был вынужден приводниться возле Специи (недалеко от Генуи). Командир подал сигнал SOS, но спасатели прибыли слишком поздно. Самолёт утонул вместе со всеми четырьмя пассажирами и тремя членами экипажа.

Источники

  • "Flying Boats of the World. Saro Princess"
  • "The Saunders-Roe SR.45 Princess" /Flight/