Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Supermarine Spitfire Spitfire Mk.1 Spitfire Mk.5 Spitfire Mk.9 Spitfire Mk.14 Фото и схемы Боевое применение Spitfire В СССР Spitfire Mk.5 Spitfire Mk.9

Spitfire Mk.IX

Истребитель

Supermarine

Spitfire Mk VIII командира 80-го истребительного авиакрыла RAAF Клайва Калдвелла © Михаил Быков

Spitfire Mk VIII командира 80-го истребительного авиакрыла RAAF Клайва Калдвелла (Clive Robert Caldwell - лучший австралийский АС с 28,5 победами). В 1944 году полк (авиакрыло) базировалось в Дарвине (Darwin).

В английских ВВС устаревшие Spitfire Mk.VB постепенно заменяла целая гамма новых модификаций, одной из которых был Spitfire Mk.IX. На вооружение британской авиации он поступил в июне 1942 г. По первоначальному замыслу "девятка" являлась переходной моделью от "пятерки" к более усовершенствованным вариантам VII и VIII и представляла собой простейшую адаптацию старого планера под новые моторы так называемой "60-й серии", отличавшейся двухступенчатым нагнетателем. Однако машина получилась настолько удачной, что стала такой же массовой, как и модификация V. Отличительным внешним признаком этой модели стали два одинаковых по размеру радиатора под правой и левой плоскостями. Прежде справа находился большой гликолевый радиатор, слева - маленький масляный.

Беспоплавковый карбюратор и металлическая обшивка элеронов на "девятке" практически сняли ряд ограничений при выполнении энергичных боевых маневров. Несмотря на несколько увеличившийся радиус виража, "девятка" выполняла его даже быстрее, чем "пятерка". Конструктор Дж. Смит, возглавивший работу над Spitfire после смерти Митчелла, одновременно с этим усилил стойки шасси и несколько выдвинул колеса вперед. Удалось значительно улучшить и основные летные характеристики, особенно на больших высотах. По скороподъемности Spitfire IX в 1943-1944 гг. не имел себе равных среди серийных поршневых истребителей.

"Девятка" выпускалась в двух вариантах: с крылом типа С (как у Spitfire Vc), либо усиленным "универсальным" крылом типа Е, позволявшим монтировать вооружение либо из четырех пушек, либо из двух пушек и двух 12,7-мм пулеметов Браунинг М2 (на заводах обычно устанавливали последнюю комбинацию). Большинство "девяток" построили с крылом Е. Позднее они составили большую часть машин, присланных в СССР.

 Новые "девятки" выпускались в трех вариантах: средневысотном (F IX), низковысотном (LF IX) и высотном (HF IX). Первый сначала оснащался мотором "Мерлин" 61, а позднее - более мощными двигателями типов 63 и 63А. Крыло могло иметь обычные или укороченные законцовки. На низковысотных LF IX, строившихся с начала 1943 г., монтировались "Мерлин" 66 (1580 л.с.). Подавляющее большинство их имело укороченное крыло, но в принципе, законцовки достаточно легко заменялись. HF IX имел "Мерлин" 70 и обязательно стандартное крыло.

Все три варианта постепенно модернизировались, впитывая те же находки конструкторов, что и "Спитфайр" VIII. Последовательно вводились новый руль поворота (более широкий и с заостренным верхом), затем фильтр "Аэро-Ви", дополнительный фюзеляжный бензобак за местом пилота на 327 л горучего, гироскопический стрелковый прицел типа MkII, новое усиленное крыло типа Е, предусматривавшее вооружение из двух 20-мм пушек и двух 12,7-мм пулеметов, а также стандартную установку бомбодержателей.

Вооружение было двух типов - С и Е. В первом случае самолет нес в крыле (Здесь и везде на сайте я исхожу из того, что у самолета одно крыло, состоящее из средней части и двух отъемных его частей) обычно две 20-мм пушки "Бритиш Испано" с запасом 60 снарядов на ствол и четыре пулемета Браунинг MkII калибра 7,69 мм с запасом по 350 патронов. Но могли быть установлены четыре пушки. В этом случае боезапас составлял по 145 снарядов у внутренних и 135 - у внешних пушек. Этот вариант встречался крайне редко. Под фюзеляжем "Спитфайр" IXC мог нести одну бомбу весом до 227 кг. Усиленное крыло типа Е позволяло нести более мощное вооружение. В каждом полукрыле ставили по одной пушке (120 снарядов) и одному 12,7-мм пулемету (250 патронов). На "девятке " ввели подкрыльные бомбодержатели, а бомбовую нагрузку подняли до 454 кг. Обычно брали бомбу в 227 кг под фюзеляж и две по 113 кг под крыльями. Использовались фугасные, осколочные, зажигательные, бронебойно-фугасные и дымовые боеприпасы английского и американского производства. На "Спитфайре" IXE внедрили и ракетное вооружение - пару неуправляемых ракет калибра 76 мм. В зависимости от веса боевой части ракеты весили 11,3 или 27,2 кг. В обоих случаях "девятка" могла взять в боевой полет две ракеты и одну 227-кг бомбу. Отсеки вооружения в полете прогревались теплым воздухом, прошедшим через радиаторы.

Прицеливание при стрельбе осуществлялось на ранних сериях через коллиматорный оптический прицел GM-2, а позднее - через гироскопический прицел MkIID. Он давал возможность предварительной установки дальности открытия огня и базы (характерного размера цели, заранее известного летчику) . Контроль результатов можно было провести по кадрам кинофотопулемета G-45 или G-42P, стоявшего в корневой части левого крыла. Кинофотопулемет мог включаться одновременно с пушками и пулеметами, либо отдельно от них.

В комплект оборудования истребителя входила шестиствольная ракетница системы Плесси, заряжавшаяся ракетами кодовых цветов. Они выстреливались по электросигналу.

Бронезащита "девятки" была довольно слабой. В основном, она состояла из стальных пластин толщиной 4-5 мм. Такие пластины защищали спину, колени и затылок пилота и верхний бензобак. В козырьке кабины монтировалось бронестекло толщиной 38 мм. С боков и снизу бензобаки и отсеки боеприпасов закрывались дюралевыми пластинами толщиной 3-4 мм.

На борту имелись запас воды, аварийный рацион в запаянной жестяной банке, надувная лодка с баллоном углекислого газа - на случай вынужденной посадки.

Хвостовое колесо стало убирающимся. Позднее CBAF стала строить истребители с пониженным гаргротом и каплевидным фонарем кругового обзора. У таких машин емкость заднего фюзеляжного бака уменьшилась до 300 л.

Первоначально приоритет в поставке "девяток" отдавался подразделениям системы ПВО метрополии (Air Defence of Great Britain - ADGB), но по мере подготовки к вторжению в Северную Францию упор перенесли на части 2-х тактических ВВС, выделявшиеся для операций на континенте.

С октября 1944 г. в Кэстл-Бромвиче начали выпуск практически аналогичной "Спитфайру" IX модификации XVI. Она отличалась только тем, что на ней стоял американский мотор "Мерлин" 266. Это был тот же "Мерлин" 66, но изготовлявшийся в США по лицензии фирмой "Паккард". Американцы присылали их укомплектованными своими американскими агрегатами, из-за чего и ввели отличающий номер модификации -266. Имелись также особенности в конструкции нагнетателя и системе охлаждения, усовершенствованные инженерами "Паккард". Как и "девятки", эти истребители сперва имели крыло типа С, а затем перешли на Е. Аналогично внедрили и фонарь кругового обзора. Но с самого начала " Спитфайр" XVI имел уширенный руль поворота, фильтр "Аэро-Ви" и задний фюзеляжный бензобак. Процесс модернизации этой модификации завершился к началу 1945 г. После этого она строилась до конца войны практически в неизменном виде.

На фронт "Спитфайр" XVI попал в ноябре 1944 г.

Характеристики Spitfire IX
Экипаж 1
Размеры
Размах крыла 11,23 м или 9,80 м
Длина 39,47 м
Площадь крыла 22,48 m²
Силовая установка
Rolls-Royce Merlin 66, л.с. 1575
Веса и нагрузки
Вес пустого 2556 кг
Максимальный взлетный 4309 кг
Летные данные
Макс. скорость на высоте 25,000 ft (7620 м) 657 км/ч
Начальная скороподъемнсть 20,1 м/сек
Время набора высоты 20,000ft (6100 м) 5,7 мин
Практический потолок 13106 м
Радиус с внешними баками 698 км
Вооружение
2 X 20-мм пушки и 2 X 12.7-мм пулеметов в крыле 2+2

Подробно

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • CD энциклопедия. "Военная авиация" /Media 2000/
  • Супермарин. "Спитфайр" /Крылья-дайджест, №7, 1996г./

©AirPages
2003-