Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
РТЭ и РЛЭ Spitfire Техническое описание

Самолет Спитфайр VB, IX

Техническое описание №193, № 256

Бюро новой техники, НКАП, 1944, 1945г.г.

Конструкция истребителя "Спитфайр" Мк-I/II

Самолет представлял собой свободнонесущий цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом.

Фюзеляж. Монокок овального сечения с гладкой работающей обшивкой. Носовая часть - ферменная из труб со съемными панелями капота. Кабина пилота закрытая. Сдвижная часть фонаря на первых семи экземплярах прямая, на последующих -сделана выпуклой, чтобы исключить для летчика риск удара головой о перекрытие при резких маневрах самолета. Начиная с 1940 года на лобовом стекле снаружи устанавливается прозрачная броня. Передний шпангоут центральной части фюзеляжа служит противопожарной переборкой, отделяющей двигатель от топливных баков.

Крыло. Эллиптической формы с небольшим поперечным "V". Лонжерон с полками из труб квадратного сечения и сплошной стенкой образует с работающей обшивкой носка крыла жесткий кессон. Остальная часть крыла за лонжероном имеет ферменные нервюры и более тонкую дюралевую обшивку. Элероны с полотняным покрытием и четырехсекционные закрылки крепятся к вспомогательному лонжерону.

Оперение, Стабилизатор свободнонесущий цельнометаллический состоит из двух раздельных частей. Киль составляет единое целое с фюзеляжем. Рули имеют металлический каркас и полотняную обшивку. Руль высоты с роговой компенсацией, руль поворота оснащен весовой балансировкой.

Шасси. Консольного типа, убирающееся по размаху в направлении к концам крыла. Выпуск - уборка осуществляется с помощью гидросистемы. На колесах - пневматики среднего давления. Хвостовое колесо ориентирующееся.

Винтомоторная группа. Двигатель этиленгликолевого охлаждения Роллс-Ройс "Мерлин" F (на Мк-2 -"Мерлин-12), двенадцатицилиндровый двухрядный с карбюратором поплавкового типа. Тоннельный гликолевый радиатор с регулируемым выходным каналом расположен под правам крылом, небольшой сотовый маслорадиатор -под левым. На первых 78 серийных машинах устанавливался деревянный двухлопастный винт фиксированного шага. На последующих -металлический трехлопастный винт фирмы Де-Хэвилленд изменяемого в полете шага.

Вооружение. Тип "А": а пулеметов "Виккерс" К (лицензия американского пулемета "Браунинг") калибр -7,69 мм, боезапас -350 патронов на ствол.

Тип "В": 4 пулемета "Виккерс" К, 2 пушки "Испано", калибр - 20 мм, боезапас - 60 снарядов на пушку.

Технические и летные характеристики истребителя "Спитфайр" Мк-I (в скобках - Мк-II)

(По результатам испытаний серийных экземпляров К9787 и Р7280).

Размах крыла - 11,23 м, длина - 9,12 м, площадь крыла - 22,48 м², вес пустого (сухой вес) - 2035 кг (2171 кг), взлетный вес - 2642 кг (2802 кг), мощность мотора макс. -1030 л.с. (1140 л.с.), скорость макс. -582 км/ч (570 км/ч), скороподъемность -760 м/мин (913 м/мин), практический потолок -10490 м (11470 м).

Говоря о истребителе "Спитфайр", необходимо отметить, что на его базе был создан специализированный самолет-разведчик, способный проникать сквозь зону мощной системы ПВО Германии. При этом главным козырем фоторазведчиков была их высокая скорость полета. Самые первые "Спитфайры"-разведчики были переделаны из стандартных истребителей, с которых снимали все вооружение и радиостанцию, герметизировали и зашпаклевывали все стыки, полировали поверхность обшивки, устанавливали более мощные двигатели. Все это дало прирост скорости до 20 км/ч.

В 1940 г. появился уже специальный вариант фоторазведчика, получивший обозначение РВIV, который отличался от ранних машин новой конструкцией крыла: вся его передняя кромка представляла собой интегральный бензобак, использование которого наряду со стандартными баками истребителя и дополнительными – фюзеляжными позволило значительно увеличить запас горючего. Он достигал 1037 л, что примерно в 2,5 раза больше, чем у "Спитфайра" I. Этот запас горючего позволял разведчику достигать с территории Великобритании такие дальние цели, как Штеттин в Германии, Марсель и Тулон во Франции, Тронхейм в Норвегии. В левом крыле поставили и дополнительный маслобак на 63,7 л. За пилотской кабиной стояли два плановых фотоаппарата типа F.24 или F.8. Внешне, также как и большинство "Спитфейров" - разведчиков, РRIV выделялся: округлым ветровым козырьком без бронестекла; каплевидными выступами по бокам фонаря, улучшившими обзор вниз; отсутствием мачты радиоантенны (на самолете не было ни приемника, ни передатчика) и отверстий для выхода пулеметных стволов.

Несколько забегая вперед, скажем, что и в дальнейшем англичане уделяли значительное внимание скоростным разведчикам. Так, уже с ноября 1942 г. фирма Супермарин начала выпускать "Спитфайр" РRХ1, который к лету следующего года почти вытеснил "четверки" из разведыватальных подразделений королевские ВВС. Это тоже был дальний разведчик с баками в передней кромке крыла, но на базе истребителя "Спитфайр" IX с мотором "Мерлин"61 и соответственно измененной симметричной схемой расположения радиаторов и одиночными (а не спаренными) выхлопными патрубками. От РRIV он также отличался тем, что дополнительный маслобак перенесли под носовую часть фюзеляжа, ввели убираемое хвостовое колесо; фонарь кабины уже не имел каплевидных выступов. На самолета сохранили радиостанцию. Аналогичный РRXI вариант, но с гермокабиной, назывался РRХ. Их выпустили куда меньше, чем PRXI - 16 против 471. Третьим в этом семейство был "Спитфайр" PRVIII -специализированный самолет для съемки с малых высот.

С мая 1944 г. на вооружение английской авиации поступил новый преемник слав традиций -"Спитфайр" XIX, сочетавший основные черты PRXI с мощным мотором «Грифон». Начиная с 26-го серийного самолета, на нем внедрили еще и гермокабину и вновь увеличила объем крыльевых баков, превысив запас горючего "Спитфайра" I в 3,5 раза. К концу войны "Спитфайр" ХIХ практически сменил "одиннадцатый" в разведывательных эскадрильях.

До 1949 г., когда в СССР и США появились реактивные истребителя второго поколения, FPXIX со своей скорости и высотой полета был практически неуязвим для истребителей-перехватчиков. Поэтому "Спитфайры* этой модификации успешно служили до середины 50-х гг.

©AirPages
2003-