Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
РТЭ и РЛЭ Spitfire Техническое описание

Самолет Спитфайр VB, IX

Техническое описание №193, № 256

Бюро новой техники, НКАП, 1944, 1945г.г.

"Спитфайр" или "Виктор"?

Без преувеличения можно сказать, что своими успехами в боях и даже самим появлением на свет "Спитфейр" был в значительной мере обязан двигателю Роллс-Ройс "Мерлин". И в дальнейшем возникновение очередных модификаций "Мерлина" обуславливало постройку новых, улучшенных образцов истребителя. Так продолжалось до 1942г,, когда все резервы форсирования двигателя были наконец исчерпаны. Его максимальная мощность возросла с 790 до 1730 л.с. "Снять" еще больную мощность с кубатуры в 27 литров при тогдашнем уровне технологии не представлялось возможным. Вместе с тем огромный потенциал, заложенный Митчеллом в конструкцию "Спитфайра", успел раскрыться еще далеко не в полной мере. Радикальная замена силовой установки могла придать машине второе дыхание.

В конце 1940 г. фирма Роллс-Poйс выпустила новый двенадцатицилиндровый V-образный мотор жидкостного охлаждения, получивший название "Гриффон". Созданный на базе "Мерлина", он имел возросший до 36,7 литра рабочий объем, полученный за счет удлинения хода поршней и увеличения диаметров цилиндров. Первые образцы двигателя развивали мощность 1760 л/с, последующие -более 2000. При этом "Гриффон" был всего на 260 кг тяжелее "Мерлина", а габаритные размеры изменились и вовсе незначительно: длина увеличилась на 7 см., площадь поперечного сечения - на 6%.

Летные испытания двигателя проводились с ноября 1941 г. на экспериментальном "Спитфайре" Мк IV/20, который послужил базовой моделью для построенной полгода спустя модификации Мк XII - первой серийной машины нового поколения.

Ранняя версия "Гриффона", установленная на Мк ХII имела одноступенчатый турбонагнетатель, обеопечивающий мотору максимальную мощность на небольших высотах. Это снижало боевую эффективность, так как основной диапазон высот воздушных боев над Западной Европой находился в интервале 6-8 тысяч метров, где "Двенадцатый" проигрывал в скорости большинству английских и немецких истребителей.

С декабря 1942 по сентябрь 1943 года, когда Мк ХII сняли с производства, было построено всего 100 машин. Их боевая работа заключалась главным образом в перехвате истребителей-бомбардировщиков FWI90F, которые с весны 1943 г. часто совершали в одиночку или небольшими группами внезапные "наскоки" на английские прибрежные города и порты. Эти удары немцы накосили на бреющем полете, вне зоны действия радаров, и тут малая высотность "Спитфайров" Мк.ХII оказалась весьма кстати.

Тем временем в апреле 1943 г. был освоен серийный выпуск двигателя "Гриффон" 61 с двухступенчатым нагнетателем. Его максимальная мощность достигла 2035 л/с на высоте 7000 м. Под установку этого мотора приспособили соответствующим образом переделанный планер "Спитфаира" Мк VIII. На истребителе установили пятилопастной винт " Ротол" с деревянными лопастями и новым коком, увеличили площадь вертикального оперения, придав ему довольно элегантную форму, и усилили шасси. Самолет, получивший индекс Мк.XIV прошел цикл испытаний в течение лета 1943 г. Результата оправдали самые смелые прогнозы. Максимальная скорость превзошла 710 км/ч. По скороподъемности и маневренности машина не имела себе равных. Сравнительные испытания с трофейными FW 190A в Вf 109G позволили сделать вывод, что "модифицированный "Спитфаир" превосходит вражеские самолеты во всех отношениях". В октябре истребитель был запущен в серийное производство, а в январе 1944 г. начал поступать в войска. Его предполагалось использовать в первую очередь для "расчистки воздуха" от немецкой авиации над районом высадки союзников в Нормандии и при дальнейшей наступлении вглубь континента. Однако первым трем дивизионам "Спитффйров" Мк.XIV, приведенным в боевую готовность к лету 1944 г. .пришлось решать иную боевую задачу. 13 июня немцы начали массированный обстрел Лондона самолетами -снарядами ФАУ-1. На борьбу о новой угрозой были брошены значительные силы истребительной авиации, в том числе новейшие самолеты "Спитфайр" Мк XIV и "Темпест". Высокая скорость и мощное вооружение позволяло этим машинам успешно перехватывать крылатые ракета ж расстреливать их с безопасных дистанций. (Ведение огня по "ФАУ" с расстояния менее 200 м грозило в случае взрыва ее боезаряда гибелью атакущего.) До 4 сентября, когда союзные войска захватили последние стартовые площадки ФАУ-1 в Северной Франции, пилотами "Спитфайров" было уничтожено в воздухе 429 самолетов-снарядов.

С декабря 1944 г. из заводских цехов стали выходить Мк.ХIV, сильно отличавшиеся от прежних. На самолетах понизили гаргрот, установив каплевидный фонарь, а также сменили вооружение с типа "С" на болев мощное типа "Е" и укоротили законцовки крыльев. Та же машина, оснащенная двумя дополнигельными бензобаками в задней части фюзеляжа общим объемом 280 литров, выпускалась под индексом Mk XVIII. Примечательно, что эти баки, будучи заполнены, так сильно нарушали центровку истребителя, что их разрешалось использовать только в перегоночных полетах, не связанных с какими-либо рискованными маневрами.

Суммарный выпуск Спитфайров Мк.ХIV составил 957, в Мк. ХVIII - 300 самолетов.

Последней версией "Спитфайра", принятой на вооружение за годы войны, стал Mk.21. Конструкция этого самолета уже настолько отличалась от разработанной в свое время Митчеллом, что первоначально планировалось дать ему другое название - "Виктор". Потом однако было решено сохранить прославленное имя "Спитфаайра". Главной целью при создании "двадцать первого" являлось увеличение прочности планера для более полного использования мощностных возможностей двигателя и усиление вооружения, пo возможности не в ущерб весовым характеристикам. Истребитель оснастили новым крылом с цельноштампованным стальным лонжероном, увеличенной площадью элеронов и измененной конфигурацией законцовок. Стойки шасси передвинули на 20 см вперед для улучшения устойчивоеги при рулежке и удлинили, чтобы обеспечить установку винта большего диаметра. Вооружение состояло из четырех 20-мм пушек "Бритиш-Испано" с боезапасом по 150-175 снарядов на пушку. В ходе испытаний прототипа Мк. 21 проявилась возросшая инертность самолета, запаздывание реакция на рули, особенно при больших скоростях. Для полного устранения этого недостатка требовалось значительное увеличение площадей рулевых поверхностей, то есть, коренная переделка хвостового оперения. Это было реализовано уже на следующей модификации - Мк. 22, появившейся вскоре после войны. А на "двадцать первом" просто закрепили в нейтральном положении триммеры и уменьшили размеры роговых компенсаторов. Управляемость вошла в приемлемые границы и истребитель приняли на вооружение в феврале 1945 г. Лишь один дивизион, получивший новые машины, успел попасть на фронт в конце марта. Он применялся для разведывательных операции, в частности, по обнаружении мобильных пусковых установок ненецких баллистических ракет ФАУ-2 на территории Голландии. Только двум пилотам этого дивизиона, лейтенантам Маршаллу в Дрейперу удалось на деле продемонстрировать возросшую огневую мощь своих "Спитфайров". 26 апреля они обстреляли из пушек и потопили германскую карликовую субмарину, шедшую в надводном положении в Северном море.

©AirPages
2003-