Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
РТЭ и РЛЭ Spitfire Техническое описание

Самолет Спитфайр VB, IX

Техническое описание №193, № 256

Бюро новой техники, НКАП, 1944, 1945г.г.

Краткие выводы из технического описания

1. Самолет "Спитфайр" IX имеет наименьший полетный вес среди англо-американских истребителей, Gп=3292 кг, наименьшую нагрузку на 1 м² крыла r = 146 кг/м² и на 1 л.с, y=2,17 кг/л.с, что обеспечило малую посадочную скорость, Vпос = 122 км/ч, и хорошую маневренность самолета (время выполнения виража 17,5 сек.).

2. Максимальная скорость самолета на 5000 м превосходит скорости основных истребителей Второй мировой войны.

3. Установкой мотора Роллс-Ройс "Мерлин" 61 при малой нагрузке на 1 м² крыла обеспечен наибольший потолок самолета "Спитфайр" IХ по сравнении с потолком тех же истребителей, Нпр=12800 м.

4. 0гневая мощь самолета "Спитфвйр" IХ находится на уровне современных требований к одномоторному одноместному истребителю (по критерию Мейсфилда величина дульной мощности М=1575 л.с.) При этом следует отметить, что расположение всего стрелково-пушечного вооружения в консолях крыла уменьшает вероятность попадания при стрельбе, по сравнению о нейтральной установкой оружия, в фюзеляже.

5. Основное защитой истребителя от огня противника является маневренность самолета, так как бронирование самолета недостаточно и неэффективно. Листы брони в 4-5 мм не могут противостоять бронебойным пулям калибра 7,9 мм и, тем более, пулям и снарядам большого калибра.

6. Доступ к агрегатам винтомоторной группы менее удобен, чем на современных американских и германских самолетах с моторными рамами балочного типа (P-51 "Мустанг", Bf 109 и др.).

7. Затруднена установка нижнего протектированного бензобака, для демонтажа которого необходимо снять раскосы, соединяющие верхние узлы крепления подмоторной рамы с узлами на четвертом шпангоуте.

8. Расположение верхнего непротектированного бензобака, защищенного лишь легкой бронеплитой толщиной 4 мм, представляет несомненную опасность для сидящего непосредственно за ним летчика.

9. Подвижная платформа основной радиостанции облегчает установку и снятие радиостанции о самолета.

10. По компоновке крыло самолета отличается от крыльев современных истребителей малой относительной толщиной в корневой части (С =12,6%), при этом нормальное размещение шасси в убранном положении обеспечено большой корневой хордой.

11. Компоновка оружия в крыле несколько исказила профиль в месте расположения пушек, но благодаря плавным, удлиненном обтекателям это не отразилось существенно на увеличении сопротивления крыла и летных свойствах самолета.

12. Радиаторы охлаждающей жидкости мотора и жидкости интеркуллера, а также маслорадиатор компактно размещены под нижней поверхностью крыла в двух одинаковых туннелях, симметрично расположенных относительно оси самолета.

13. Длина борта кабины летчика на самолете является наименьшей по сравнение с этим же размером на всех других современных одноместных истребителях. Удобство на и выхода летчика обеспечивается откидной стенкой и скосом задней ремы козырька летчика. Форма сдвижной части фонаря двоякой кривизны, выступащее по 80 мм на сторону за габариты задней рамы козырька, а также зеркало создают хороший обзор задней полусферы самолета.

14. Общая компоновка самолета является обычной для современного одномоторного одноместного истребителя.

15. Жизненность самолета, существующего без радикальных изменений в течение почти десяти лет, обусловлена хорошими аэродинамическими формами исходного варианта а малой нагрузкой на 1 м² крыла, позволявшей увеличивать мощность винтомоторной группы, не считаясь при этом с увеличением веса.

Поставки истребителей "Спитфайр" IХ в нашу страну начались с февраля 1944 г. Первые партии поступали через Иран и Ирак, а затем и через северные порты. Сначала это были старые, прошедшие ремонт иашины. Впоследствии начали прибывать новые, прямо с заводов, самолеты. Поставки "Спитфайров" завершились уже после окончания войны в Европе - летом 1945 г.

Всего в нашу страну ввезли 1185 "Спитфайров" IХ, из них 1183 типа LF.IX (низко-высотный вариант) и два HF.IX (высотных). HF и LF отличались моторами, представлявшими собой разные модификации "Мерлин"60. На LF обычно были двигатели марки 66, а на HF -70. Распространенное мнение о том, что внешним признаком низковысотных машин являлись урезанные законцовки крыльев, не совсем верно. Короткие законцовки имели далеко не все "Спитфайры" LF IX . Кроме того, даже к истребителям с " уреэанннм" крылом придавались комплекты нормальных закощовок. Позднее "девятки" имели более широкий и заостренный сверху руль поворота и дополнительный бензобак в фюзеляже. Стандартным стал противопыльный фильтр "Аэро-Ви", располагавшийся на всаоыващем патруйке карбюратора.

Среди LF IX весной 1945 г. прибыли и девять внешне неотличимых от них самолетов модификации LF XVI с американскими моторами "Мерлин"266. Эти двигатели выпускались в США по лицензии Роллс-Ройс фирмой Паккард и несколько отличались от английского прототипа, в первую очередь, комплектацией иными агрегатами.

"Спитфайр" IX со своим мощным и высотным мотором имеет значительно больший практический потолок, чем все отечественные серийные истребители. Даже LF уверенно набирал высоту 12500 м, a HF поднимался до 13100 м, что было на 2450 м больше, чем у Як-9У и на 2350 м - чем у Ла-7. "Спитфайр" IХ превосходил указанные самолеты и по скороподъемности, и по вооружению. Имеющееся на английском самолете оборудование также выделяло его в лучшую сторону.

Но на малых и средних высотах "девятка" серьезно уступала отечественным истребителям. Например, в скорости у земли проигрывала Ла-7 целых 100 км/ч. Поэтому использование "СпитфаЙров" на фронте признали нецелесообразным. Большую часть их направили в полки ПВО.

После войны "Спитфайры" еще несколько лет служили советской авиации - до 1947-1948 гг.(кое-где и до 1951 г.), когда уже начался переход на реактивную технику. Машина высоко ценилась летчиками, в первую очередь за простоту в пилотировании. Хотя модификация IX сохранила ряд наследственных пороков своих предшественников, таких как малый противокапотажный угол, неустойчивое шасси с узкой колеей, не очень хороший обзор назад, с ними постепенно свыкались и научились компенсировать. Важную роль сыграла "девятка" в послевоенные годы как учебный высотный истребгтель.


©AirPages
2003-