Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
РТЭ и РЛЭ Spitfire Техническое описание

Самолет Спитфайр VB, IX

Техническое описание №193, № 256

Бюро новой техники, НКАП, 1944, 1945г.г.

Отличия самолета "Спитфайр" IX от самолета "Спитфайр" Vb

Vв является установка мотора "Мерлин" 61 ( или 63, 63а, 66 и 70) вместо мотора "Мерлин" 46 (или 47, 50 и 56), Кроме этого определяющего отличия в моторах, имеется еще целый ряд отличительных особенностей в конструкции самолетов этих моделей.

Увеличение длины мотора и удлинение кока винта обусловили увеличение общей длины самолета "Спитфайр" IX в линии полета с 9065 до 9640 мм.

Установка на моторе промежуточного охладителя смеси, так называемого "интер-куллера", нарушила плавность обвода верхней части капота мотора.

Для охлаждения проходящей через этот охладитель жидкости пришлось создать на самолете "Спитфайр"IХ целую систему, расширительный бачок, который укреплен на кронштейне на противопожарной перегородке, дополнительный радиатор помещен в туннеле пол левым крылом, и в связи с этим изменена вся система охлаждения. На самолете "Спитфайр" V жидкостный радиатор был размещен в туннеле под правой плоскостью, а под левой плоскостью были подвешены тандем и закапотированы два маслорадиатора; мотор имел выхлопные патрубки реактивного типа, по одному на каждые два цилиндра.

На самолете "Спитфайр" IХ установлены реактивные патрубки для каждого цилиндра отдельно и под обеими консолями крыла имеются туннели для радиаторов охлаждающей жидкости и масла.

Кок винта поставлен той же конструкции, но лучшей, более удлиненной формы.

Фонарь из плексигласа имеет большую выпуклость, чем на самолете "Спитфайр"V, что обеспечило лучшие условия обзора, но увеличило мидель фонаря и его лобовое сопротивление.

С промежуточной качалки управления, смонтированной за противокапотажным шпангоутом, снят груз балансира. Снята сирена звуковой сигнализации положения шасси,

Кислородный баллон из отсека за противокапотажным шпангоутом перенесен в отсек перед аккумулятором.

Это сделано с целью увеличения момента, по знаку обратного моменту веса винтомоторной группы, увеличившегося на данной модели самолета; той же цели служат и установленные в хвосте на особом нарезном стержне два девятикилограммовых груза-балансира.

Этим были увеличены разнос масс вдоль оси самолета и момент инерции его относительно перпендикулярной ей оси.

Убраны две парашютные ракеты, стоявшие на самолете "Спитфайр" V между восьмым и девятым шпангоутами.

Устаревшая основная радиостанция ТРЭ заменена более современной (и более компактной и легкой) радиостанцией TPII96A.

Между одиннадцатым и двенадцатым шпангоутами установлена опознавательная радиостанция. Если в качестве антенны не используется штырь радиомачты основной радиостанции (как в случае установки Р3090), то два луча ее могут быть выведены через специально предусмотренные в бортах фюзеляжа медные гнезда - выводы и крепиться к ушкам, имеющимся на передней кромке стабилизатора.

Увеличена на 0,025 м² площадь роговой аэродинамической компенсации руля высоты.

Большая часть отличительных особенностей самолета "Спитфайр" IХ обусловлена постановкой более мощного мотора, т.е. подчинена идее увеличения скорости, скороподъемности, маневренности и потолка самолета.

Техническое описание самолета "Спитфайр" Mk.IX

Передняя часть фюзеляжа занята установкой винтомоторной группы. Все агрегаты ее смонтированы на моторной раме трубчатой конструкции с соединениями на болтах и частично сварными соединениями труб и узлов. Моторама имеет клепаную жесткую поперечную связь, мотор жестко крепится болтами к брусьям моторами.

Всасывающий патрубок с профилированным входом в него и фильтром помещен под моторной установкой.

Для предупреждения засорения фильтров карбюратора твердыми частицами при маневрировании самолета по аэродрому, при взлете и посадке, летчик может перекрыть заслонкой вход воздуха в патрубок, и тогда забор воздуха производится из пространства под капотом мотора. При этом воздух пропускается через сетчатый фильтр.

Во второй части фюзеляжа размещены весь запас горючего (между первым и четвертым шпангоутами) и кабина летчика (между четвертым и седьмым шпангоутами).

Узлы крепления моторной рамы объединены с узлами крепления лонжеронов фюзеляжа к первому шпангоуту в два общих узла. К стенке этого шпангоута крепится противопожарная, перегородка. К верхней части перегородки, над узлами верхних лонжеронов фюзеляжа, прикреплен болтами стальной лист толщиной 4 мм, защищавший непротектированннй верхний бензобак.

Отсек бензобаков отделен от следующей за ним кабины летчика второй противопожарной перегородкой. Основное назначение этой перегородки - служить экраном при воспламенении бензиновых баков и исключить непосредственное попадание пламени на летчика.

Приборная доска летчика несколько отнесена от плоскости четвертого шпангоута к летчику. Верхней частью противопожарной перегородки приборы отделены от бензинового бака.

На специальной фасонной скобе, кропящейся в окантовке кабины, установлен коллиматорный прицел типа МК-П. Конструкция прицела интересна тем, что дает возможность предварительной установки дальности дистанции открытая огня и базы (характерного размера цели, заранее известного летчику).

Седьмой шпангоут является противокапотажным, поэтому он сделан более сильным, чем все остальные шпангоуты. В верхней части его, за головой летчика, установлена стальная бронеплита - заголовник толщиной 5 мм. На уровне верхних лонжеронов фюзеляжа в плоскости шпангоута проходит силовой подкос, использованный для монтажа умформера.

Кабина летчика закрывается сдвижным фонарем из плекоигласа толщиной 6 мм. Особенностью фонаря истребителя "Спитфайр" IX является его полученная штамповкой форма двоякой кривизны, давшая своеобразные выпуклости, выступающие за габариты задней рами-козырька по 60 мм на сторону. Эти выпуклости и зеркало, установленное на раме козырька кабины летчика, улучшают условия обзора задней полусферы.

Разбросанность агрегатов управления и выключателей электрооборудования по бортам кабины и на приборной доске дает основание считать компоновку кабины данного истребителя менее удачной, чем у большинства американских и германских самолетов того же типа.

Длина борта кабины у основания сдвижной части фонаря составляет 450 мм. Этот размер является наименьшим по сравнению с длиной борта кабины на всех других современных одноместных истребителях. На немецком истребителе FW-190 величина эта составляет 520 мм, на Не-100 - 680 мм и на американском Р-47 "Тандерболт" - 720 мм.

Малая длина борта компенсируется для удобства входа и выхода из кабины наличием откидной дверки в левом борту кабины и значительным скосом задней рамы козырька.

Глубокая кабина и высокая посадка летчика обусловили отказ от обычной на одноместных одномоторных истребителях ручки управления так называемого пистолетного типа и применение ручки типа штурвальной колонки тяжелых самолетов. Шарнирное крепление верхней части ручки позволило ограничить ход верхнего конца ее до + 155 им. По американским рекомендациям величина эта составляет ±229 мм. При этом следует отметить, что высота верхнего конца ручки над уровнем пола кабины на самолете "Спитфайр" составляет 750 мм, в то время как по рекомендациям американских авиаконструкторов кабина истребителя США высота эта должна быть равной 680 -705 мм.

Схема установки педалей типа "параллелограмма". Педали поставлены двухступенчатые. Этот тип педалей достаточно распространен на самолетах британских ВВС (Хоукер "Харрикейн", "Москито" и др.). Нормальное положение ног летчика - на нижних ступеньках педалей. При возникновении же значительных нагрузок на педали при выполнении фигур высшего пилотажа, во время воздушного боя летчик переносит свои ноги на верхние ступеньки педалей.

Третья часть фюзеляжа является наибольшей по длине. Она используется для размещения в ней обеих радиостанций, кислородного оборудования, баллонов сжатого воздуха, аккумулятора и ряда более мелких агрегатов и предметов оборудования самолета.

Верхняя часть отсека между седьмым и восьмым шпангоутами покрыта плексигласом, что улучшает обзор летчика назад.

На кронштейнах, смонтированных на десятом и одиннадцатом шпангоутах, установлена опознавательная радиостанция Р3090. Для настройки радиостанции на определенный опознавательный сигнал, подаваемый ею при соответствующем облучении с земли (с аэродрома или с пункта наведения), служит компактный пульт дистанционного (электрического) управления опознавательной радиостанция, установленный в том же отсеке, для удобства обслуживающего персонала - на левом борту.

В верхней части одиннадцатого шпангоута на специальном кронштейне установлен пружинный амортизатор ремней летчика. Летчик по своему желании может несколько освободить ремни, чтобы наклониться вперед, а затем, выпрямившись в кресле, натянуть их. Установка эта, встречающаяся на англо-американских военных самолетах, создает некоторые удобства для летчика.

Конструкция этого приспособления на описываемом самолете из-за своей громоздкости (общая длина тросов проводки и пружины составляет 1900 мм) является менее удачной, чем на самолетах Р-47 "Тандерболт", Р-63 "Кингкобра", Н-98 "Москито", где весь механизм смонтирован на спинке сиденья летчика.

Четвертая (отъемная хвостовая) часть фюзеляжа выполнена заодно с килем.

Хвостовое колесо сделано неубиращимся в полете, не имеет приспособления для стопорения его в нейтральном положении и свободно ориентируется в пределах 360°.

Крыло цельнометаллическое, однолонжеронной конструкции, эллиптической в плане формы.

Крыло тонкое. Относительная толщина корневого профиля 12,6%, а профиля в плоскости средней геометрической хорды 9,75%. Площадь несущей поверхности равна 22,48 м². Значение общего коэффициента сопротивления крыла лежит на нижней пределе данных статистики сопротивления крыльев с нормальными (неламинаризированными профилями), не выпадая из них (Схкр=0,01053).

Несмотря на наличие заднего лонжерона, крыло следует считать выполненным по однолонжеронной схеме, так как задний лонжерон является вспомогательным.

Расположение главного лонжерона на 20,8% хорды крыла (по оси самолета) дало возможность наиболее эффективно использовать строительную высоту относительно тонкого крыла и полностью убрать колесо.

К заднему вспомогательному лонжерону подвешиваются элероны. Элероны типа "Фрайз" цельнометаллические со стопроцентной весовой балансировкой. Регулировка балансировки производится при помощи свинцовых шайб в трубе носка элерона.

Щитки типа "Шренк" разделены по размаху каждый на две неравные части: внешней и внутреннюю. Разделение щитка на две части вызвано изломом нижней поверхности крыла у задней кромки в плоскости стыкового соединения консоли с фюзеляжем.

Шасси самолета "Спитфайр" имеет малую ширину колеи (0,153 размаха крыла), вследствие чего не исключена возможность поперечных раскачиваний самолета при взлете и посадке и связанная с малой высотой шасси поломка концевых обтекателей особенно в условиях полевых аэродромов.

Непосредственно за куполом шасси в консоли крыла установлена пушка " Испано" калибра 20 мм. На каждой консоли имеются крепления для двух пушек. На описываемой машине крайние пушки не поставлены и установки их закрыты обтекателями.

Смонтированные на пушках механизмы подтяга лент не вписывались в габариты крыла, поэтому пришлось поставить специальные обтекатели, выступающие над верхней поверхностью крыла.

Между седьмой и девятой нервюрами, непосредственно за лонжероном, помещается снарядные ящики питания обеих пушек. От прямого попадания при лобовой атаке снаряды защищены ластом брови толщиной 6 мм.

Между усиленными нервюрами 12-13, а также 16 в 17 установлены пулеметы "Браунинг" калибра 7,69 мм.

Каждый из пулеметов крепится двумя узлами. Эшелонирование пулеметов на 152 мм относительно друг друга вызвано соображениями удобства размещения двух патронных ящиков на 350 патронов каждый. Для подхода к обоим ящикам в нижней поверхности каждой консоли предусмотрен лючок с откидной крышкой, в которой имеются специальные отверстия - щели для вывода стреляных гильз и звеньев.

Для лучшего охлаждения стволы пулеметов помещены в трубы, начинающиеся у лонжерона и заканчивающиеся профилированным обрезом по передней кромке крыла.

У корня левой консоли предусмотрена установка фото-кинопулемета типа С-42-В.

Управление огнем и зарядкой оружия осуществляется при помощи пневматической системы. Обогрев оружия осуществляется воздухом, нагреваемым при проходе через радиаторы.

Хвостовое оперение - свободнонесущее, эллиптической в плане формы. Каркас - дюралюминиевый. Неподвижные поверхности обшиты дюралюминиевыми листами, рули и триммеры - полотном.

Стабилизатор и киль имеют нулевой угол установки и симметричные профили.

Киль является развитием хвостовой части фюзеляжа и составляет с ней одно целое.


©AirPages
2003-