Seafire
палубный истребитель
Supermarine
К середине 1941 г. британское адмиралтейство столкнулось с тем, что на палубах британских авианосцев нет полноценного истребителя – «Си Харрикейн» имел мало шансов против новых модификаций сто девятого мессера. Однако превратить Супермарин «Спитфайр» в полноценный палубный истребитель оказалось нелегкой задачей. Во первых конструкция «Спитфайра» была гораздо более предельной по прочности и могла не выдержать посадок с высокой вертикальной скоростью. Кроме того, шасси, в отличие от Харрикейна, имело узкую колею, невысокий запас прочности и не подходило для посадок на палубу.
Эксплуатационное подразделение в Хамбле (Humble) произвело переделку в 1942 г., а остальные модифицировались на заводе «Супермарин». Около 140 «Спитфайров» Mk V переделали и обозначили «Сифайр» Mk IB*. Дополнительно 48 новых «Сифайров» Mk IB построила «Канлифф-Оуен Эркрафт» (Cunliffe-Owen Aircraft).
Все «Сифайры» Mk IB имели нескладывающееся крыло, обрезанное, как на Mk VB, и этот тип крыла устанавливался на все марки переделанных «Спитфайров». Крыло «В» оснащалось двумя 20-мм пушками и четырьмя 7,7-мм пулеметами, тогда как позднее появились редкие Mk IС, имевшие четыре 20-мм пушки, однако возрастал вес тяжелого оружия и боезапаса.
Следующими за Mk IB выпустили 372 «Сифайра» Mk IIС, сходного с предыдущими марками, но с использованием крыла «С» и установкой упоров для катапульты. Этот вариант строился в двух версиях: фирмой «Супермарин» (262) как F.Mk IIС и фирмой «Вестланд» (Westland) как L.Mk IIC, позднее выпустили версию для малых высот. Подвариант LR.Mk IIС нес камеру F.24 для фоторазведки.
«Сифайр» Mk IIC начал поставляться в июне 1942 г., когда 12 самолетов поступили в 807-ю эскадрилью. Их же, вместе с «Сифайрами», поступившими в 801-ю эскадрилью в сентябре, в феврале 1943 г. перебазировали на авианосец «Фьюриес» (Furious — яростный), участвовавший в наступлении союзников в Северной Африке в ноябре 1942 г. К концу 1942 г. шесть эскадрилий получили «Сифайры», среди них: 808-я, 880-я, 884-я и 887-я. В течение 1943 г. переоснастили 809-ю, 886-ю, 894-ю, 895-ю, 897-ю и 899-ю эскадрильи, тогда как 833-я, 834-я, 842-я и 879-я эскадрильи, действовавшие с эскортных авианосцев, ограничили шестью «Сифайрами» каждую.
Следующий вариант, «Сифайр» Mk III, имел складываемое вручную крыло, закрепляемое выше установки пушек и с отгибаемыми вниз законцовками. Это позволило использовать для «Сифайров» лифт авианосцев и сделало более удобным их размещение на палубе. Прототип «Сифайра» Mk III переделали из Mk IIC, и под новой маркой его запустили в производство в 1943 г., всего их выпустили 1220 шт. с ноября 1943 по июль 1945 г.: 870 машин фирмой «Вестланд» и 350 -«Канлифф-Оуэн».
«Сифайр» Mk III строился в трех вариантах: истребитель (F.Mk III), истребитель малых высот (L. Mk III) и разведчик малых высот (LR. Mk III), последний имел вертикальные и панорамные аэрофотокамеры, как на LR. Mk IIC, 136-литровый сбрасываемый подвесной топливный бак под фюзеляжем позволял увеличить дальность полета с 748 до 1167 км.
Большое количество «Сифайров» принимало участие в операциях на Средиземноморье.
* - первоначально морской Спитфайр имел название Sea Spitfire, однако это название не прижилось в пользу более благозвучного Seafire - Сифайр.
|