Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте

Seafire
палубный истребитель
Supermarine

Seafire Mk.47

К середине 1941 г. британское адмиралтейство столкнулось с тем, что на палубах британских авианосцев нет полноценного истребителя – «Си Харрикейн» имел мало шансов против новых модификаций сто девятого мессера. Однако превратить Супермарин «Спитфайр» в полноценный палубный истребитель оказалось нелегкой задачей. Во первых конструкция «Спитфайра» была гораздо более предельной по прочности и могла не выдержать посадок с высокой вертикальной скоростью. Кроме того, шасси, в отличие от Харрикейна, имело узкую колею, невысокий запас прочности и не подходило для посадок на палубу.

Эксплуатационное подразделение в Хамбле (Humble) произвело переделку в 1942 г., а остальные модифицировались на заводе «Супермарин». Около 140 «Спитфайров» Mk V переделали и обозначили «Сифайр» Mk IB*. Дополнительно 48 новых «Сифайров» Mk IB построила «Канлифф-Оуен Эркрафт» (Cunliffe-Owen Aircraft).

Все «Сифайры» Mk IB имели нескладывающееся крыло, обрезанное, как на Mk VB, и этот тип крыла устанавливался на все марки переделанных «Спитфайров». Крыло «В» оснащалось двумя 20-мм пушками и четырьмя 7,7-мм пулеметами, тогда как позднее появились редкие Mk IС, имевшие четыре 20-мм пушки, однако возрастал вес тяжелого оружия и боезапаса.

Следующими за Mk IB выпустили 372 «Сифайра» Mk IIС, сходного с предыдущими марками, но с использованием крыла «С» и установкой упоров для катапульты. Этот вариант строился в двух версиях: фирмой «Супермарин» (262) как F.Mk IIС и фирмой «Вестланд» (Westland) как L.Mk IIC, позднее выпустили версию для малых высот. Подвариант LR.Mk IIС нес камеру F.24 для фоторазведки.

«Сифайр» Mk IIC начал поставляться в июне 1942 г., когда 12 самолетов поступили в 807-ю эскадрилью. Их же, вместе с «Сифайрами», поступившими в 801-ю эскадрилью в сентябре, в феврале 1943 г. перебазировали на авианосец «Фьюриес» (Furious — яростный), участвовавший в наступлении союзников в Северной Африке в ноябре 1942 г. К концу 1942 г. шесть эскадрилий получили «Сифайры», среди них: 808-я, 880-я, 884-я и 887-я. В течение 1943 г. переоснастили 809-ю, 886-ю, 894-ю, 895-ю, 897-ю и 899-ю эскадрильи, тогда как 833-я, 834-я, 842-я и 879-я эскадрильи, действовавшие с эскортных авианосцев, ограничили шестью «Сифайрами» каждую.

Следующий вариант, «Сифайр» Mk III, имел складываемое вручную крыло, закрепляемое выше установки пушек и с отгибаемыми вниз законцовками. Это позволило использовать для «Сифайров» лифт авианосцев и сделало более удобным их размещение на палубе. Прототип «Сифайра» Mk III переделали из Mk IIC, и под новой маркой его запустили в производство в 1943 г., всего их выпустили 1220 шт. с ноября 1943 по июль 1945 г.: 870 машин фирмой «Вестланд» и 350 -«Канлифф-Оуэн».

«Сифайр» Mk III строился в трех вариантах: истребитель (F.Mk III), истребитель малых высот (L. Mk III) и разведчик малых высот (LR. Mk III), последний имел вертикальные и панорамные аэрофотокамеры, как на LR. Mk IIC, 136-литровый сбрасываемый подвесной топливный бак под фюзеляжем позволял увеличить дальность полета с 748 до 1167 км.

Большое количество «Сифайров» принимало участие в операциях на Средиземноморье.

* - первоначально морской Спитфайр имел название Sea Spitfire, однако это название не прижилось в пользу более благозвучного Seafire - Сифайр.


SeafireMk.IIIMk.47
Экипаж 1
Размеры
Размах крыла 11,18 11,26
Площадь крыла, м² 22,48 22,66
Длина самолета 9,14 10,46
Высота самолета 3,40 3,88
Силовая установка
Двигатель Rolls Royce 1 ПД Merlin 55 1 ПД Griffon 88
Мощность, л.с. 1 x 1470 1 x 2350
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 2449 3938
Максимальная взлетная 3221 5730
Летные данные.
Максимальная скорость, км/ч 565 760
Практический потолок, м 10300 13135
Практическая дальность, км 748 (1167 с баками) 1515
Вооружение 2х20-мм пушки,
4х7,7-мм пулемета
4х20-мм пушки

Seafire Mk.47

С увеличением мощности двигателя при узкой колее шасси возрастала тенденция на увод самолета вправо, как реакция нескомпенсированного момента от вращения воздушного винта. Решение этого вопроса конструкторы видели в установки двух воздушных винтов с противоположным вращением.

В начале 1947 г. самый мощный из всех "Сифайров" был запущен в серию под названием "Сифайр" Mk.47 (см. фото вверху страницы). Двигатель "Гриффон 88" с непосредственным впрыском, мощностью 2350 л.с., через небольшой планетарный редуктор вращал два соосных трехлопастных воздушных винта противоположного вращения. Самолет имел гидравлически складывающееся крыло, под консоли которого могли подвешиваться топливные баки. Стойки шасси были еще раз усилены, увеличен ход штока амортизатора. Сворки шасси пришлось сделать выпуклыми, так как стойка вместе с колесом несколько выступала за контур тонкопрофильного крыла. Закрылки отклонялись на меньший угол, чем у его предшественников, но зато имели большую площадь.

В июне 1950 г. началась Корейская война, и авианосец "Триумф" был сразу же отправлен к западному побережью к западному побережью Корейского полуострова. На его борту имелось 12 "Сифайров" Mk.47. В качестве замен и пополнения 2 сентября с авиатраспорта "Юнкорн" было получено еще 14 машин этого типа. Потери составили всего 2 самолета: один по ошибке был сбит американской "Суперкрепостью", а другой затонул после того, как на посадке не выпустился тормозной гак. Еще 15 "Сифайров" списали из-за серьезных аварий на посадке, вызванных малой колеей шасси. Эти машины либо имели серьезные поломки крыльев, либо подламывали стойки шасси, либо капотировали в аварийном барьере и ломали винты. Еще шесть "Сифайров" отстранили от полетов из-за гнутых хвостовых балок. Таким образом, за одиннадцать недель боевой работы истребительное крыло авианосца, не понеся ни одной потери в реальном бою, не одержав ни одной победы, не считая двух потопленных мотоджонок, фактически перестало существовать.

Фото Описание

Схема Seafire Mk.47.

«Сифайр» Мк IIС, серийный номер МВ240, летавший в 880-й эскадрилье с авианосца «Индомитебл» (Indomitable, Неукротимый) в марте 1943 г. При формировании «группы H» с британскими авианосцами «Формидейбл» (Formidable, Грозный), «Индомитебл» нёс 28 Мк IIС из 880-й и 899-й эскадрилий и 12 LMk IIС из 807-й эскадрильи в ходе операции «Хаски» (вторжение на Сицилию).

После переделки из LMk IIС, серийный номер МА970, стал опытным образцом F.Mk III, главным усовершенствованием была установка складывающегося крыла (вручную), обеспечивающего более компактное размещение на борту авианосцев. Четырехлопастной винт был установлен для более полного использования мощности двигателя «Мерлин» 55 фирмы «Роллс-Ройс».

«Сифайр» Мк IIС взлетают с британского авианосца «Индомитебл», в ходе операции в Средиземноморье, РН отклонен для противодействия разворачивающему моменту от вращения ВВ двигателя «Мерлин».

Источники

  • "Палубные истребители Второй мировой войны" /Иван Кудишин/
  • "Английские военные самолеты Второй мировой войны." /Под ред. Даниэля Марча/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/

2018 02 13

Посмотрел по инету материал по этой теме, створки шасси обзываются крышками, топливные баки подвешиваются под законцовки крыла :-) Переводчики текста с иностранного, не знакомые с предметом, зачастую ошибаются с подбором слов.
---