Aviation of Word War II

Home Russian

P-39 Airacobra on the Soviet - German Front

The P-39Q from a structure of 11-th Guards Wing, air force of the Black Sea Fleet, summer 1944.

The P-39Q from a structure of 11-th Guards Wing, air force of the Black Sea Fleet, summer 1944.

The story of the planes that fought on the Soviet-German front would not be complete without mentioning the American P-39 "Airacobra" - a multi-role fighter produced by Bell Airlines. In maneuvering battles at low and medium altitudes, it showed itself quite well, although in terms of speed, rate of climb and maneuverability at low and medium altitudes it was inferior to domestic fighters. In the bow compartment there was a cannon battery (37 mm cannon), and two 12.7 mm machine guns. The aircraft engine was located behind the cockpit, near the aircraft's center of gravity. Rotation to the propeller was transmitted using a set of transmission shafts.

By the end of World War II, the P-39N and P-39Q aircraft were the main fighters supplied by the allies to the USSR under Lend-Lease. It was on the P-39N fighter with tail number 100 that Alexander Ivanovich Pokryshkin ended the war. Without underestimating the merits of other pilots who fought on the P-39 aircraft, it must be said that Aerocobra was lucky in the sense that it went to A.I. Pokryshkin, an outstanding pilot and leader with outstanding abilities. He creatively approached the capabilities of the aircraft and developed tactics for the combat use of fighters against German aircraft. AI Pokryshkin, flying on "Airacobras" since the spring of 1943, destroyed 48 enemy aircraft in air battles, bringing the total score to 59 victories. Together with Pokryshkin, such famous aces as G. Rechkalov, G. Golubev, K. Sukhov, the Glinka brothers and others fought on the Airacobra. By the end of the war, Rechkalov's Aerocobra had 56 stars showing the number of aerial victories; 53 enemy aircraft were shot down by Georgy Golubev, 50 - by Dmitry Glinka. N. Gulaev, who also flew on the P-39 fighter, was slightly inferior to Pokryshkin in terms of the number of aircraft shot down. On his personal account, 57 enemy aircraft shot down. The high skill of the Soviet pilots who flew the Airacobra is also confirmed by the fact that none of the Allied pilots, who flew even the more advanced Mustang or Spitfire fighters, could achieve such results. For example, the famous American aces Bond and McGuire shot down 40 and 38 aircraft, respectively, the Englishman Johnson - 38, and the Frenchman Klosterman - 33 enemy aircraft.

It should be noted that the American 37mm cannon had an extremely low rate of fire. So ace Pokryshkin connected from one trigger switch for firing both cannons and machine guns. The results were not long in coming. By the way, the British replaced it with a British Hispano 20-mm cannon on their models.

After the delivery of P-39 aircraft to us, several accidents were recorded due to a breakdown in flight of the stabilizer. After meetings with the specialists of the "Bell" firm, repair work was urgently carried out in the units to strengthen the stabilizer. In the subsequent P-63 "Royal Cobra", most of the defects were taken into account and eliminated, taking into account the operation on the Soviet-German front, and in this improved version the USSR continued to receive these machines.

A total of 4924 P-39 "Airacobra" aircraft were delivered to us under Lend-Lease, 9558 fighters were assembled before the end of serial production.



P-39Q
Crew 1
Dimensions
Wing span, m 10.36
Length, m 9.2
Height, m 3.8
Powerplant
2 X PE V-1710-85 Allison, hp 1,420
Weight, kg:
Empty weight 2,620
Maximum takeoff weight 3,750
Performance
Maximum speed, km/h 615
Time to 4,500m, min 5
Service ceiling, m 10,620
Armament
32-mm cannon and 2 X 12.7-mm machine guns in the nose and two in the wing, underwing bombs, kg 227

P-39 Modifications

  • Airplane P39N became first mass fighter (2095 airplanes were built). Almost all of them have been directed to Soviet Union where were popular owing to reliability of a design and ability to come back after battle with damages. The majority of machines had four wing fuel tanks, delivered in addition. If the big range of flight was not required, it was possible to improve accordingly flight performances. The back armored plate has been replaced with the bent bulletproof glass, and as a whole the take-off weight of the plane has been reduced with 4128 up to 3969 kg.
  • The basic production version became P-39Q (was issued 4095). Thus the common issue of "Airacobras" has achieved 9558 airplanes. Two 12,7-mm of a machine gun have been established on modifications Q-1 instead of four wing machine guns in nacelles underneath the wing. Reserve of fuel and weight of armament remained in former limits, some modifications had four-blade screws. Since modification Q-20, wing machine guns frequently were not established: the Soviet experts counted presence in one 37-mm cannons and two 12,7-mm machine guns sufficient and appreciated some increment of flight performances and a manoeuvrability more.

Read More

Bibliography

  • "Encyclopedia of military engineering" /Aerospace Publising/
  • "American Warplanes of World War II" /under cor. David Donald/
  • "Stories of the aircraft designer" /Alexander Yakovlev/

Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Ленд - лиз Ленд-лиз A 20 AT 6 B 25 P 39 P 40 P 47 P 63 PBN-1 Hurricane Spitfire Mk.5 Spitfire Mk.9

P-39 "Airacobra"

Многоцелевой истребитель

Bell

P-39Q из состава 11-го гиап ВВС ЧФ, лето 1944 © Михаил Быков

P-39Q из состава 11-го гиап ВВС ЧФ, лето 1944 г.

Рассказ о самолетах, воевавших на советско-германском фронте был бы не полным без упоминания об американском Р-39 "Аэрокобра" - многоцелевом истребителе, производства авиакомпании Bell. В маневренных боях на малых и средних высотах он показал себя достаточно хорошо, хотя по скорости, скороподъемности и маневренности на малых и средних высотах уступал отечественным истребителям. В носовом отсеке располагалась пушечная батарея (пушка 37-мм), и два 12,7 мм пулемета. Двигатель самолета располагался за кабиной, вблизи центра тяжести самолета. Вращение на винт передавалось с помощью комплекса передаточных валов.

К концу второй мировой войны самолеты Р-39N и Р-39Q были основными истребителями, поставляемыми союзниками в СССР по ленд-лизу. Именно на истребителе Р-39N с бортовым номером 100 закончил войну Александр Иванович Покрышкин. Ничуть не преуменьшая заслуг других летчиков, воевавших на самолетах Р-39, необходимо сказать, что "Аэрокобре" повезло в том смысле, что она досталась А. И. Покрышкину - выдающемуся летчику и руководителю с незаурядными способностями. Он творчески подошел к возможностям самолета и разработал тактику боевого применения истребителей против немецких самолетов. А. И. Покрышкин, летая на "Аэрокобрах" с весны 1943 г, уничтожил в воздушных боях 48 самолетов противника, доведя общий счет до 59 побед. Вместе с Покрышкиным на "Аэрокобрах" воевали и такие прославленные асы, как Г. Речкалов, Г. Голубев, К. Сухов, братья Глинка и другие. На "Аэрокобре" Речкалова к концу войны было 56 звездочек, показывающих число воздушных побед; 53 самолета противника сбил Георгий Голубев, 50 - Дмитрий Глинка. Немного уступал Покрышкину по количеству сбитых самолетов Н. Гулаев, также летавший на истребителе Р-39. На его личном счету 57 сбитых самолетов противника. Высокое мастерство советских летчиков, летавших на "Аэрокобрах", подтверждается также и тем, что ни один из пилотов союзников, летавших даже на более совершенных самолетах-истребителях типа "Мустанг" или "Спитфайр", не мог достичь подобных результатов. Так, например, известные американские асы Бонд и МакГуайр сбили соответственно 40 и 38 самолетов, англичанин Джонсон - 38, а француз Клостерман - 33 самолета противника.

Стоит заметить, что американская 37-мм пушка обладала чрезвычайно низкой скорострельностью. Так ас Покрышкин соединил от одной гашетки включение на стрельбу и пушки и пулеметов. Результаты не заставили себя ждать. К слову сказать, что англичане на своих моделях заменили ее 20-мм пушкой "Бритиш Испано".

После поставок нам самолетов P-39 было зарегестрировано несколько катастроф из-за поломки в полете стабилизатора. После встреч со специалистами фирмы "Bell" были в срочном порядке в частях проведены ремонтные работы по усилению стабилизатора. В последующей Р-63 "Королевской кобре" были учтены и устранены большинство дефектов с учетом эксплуатации на советско-германском фронте и в таком усовершенствованном варианте СССР продолжал получать эти машины.

Всего по ленд-лизу нам было поставлено 4924 самолетов P-39 "Аэрокобра", до завершения серийного производства было собрано 9558 истребителей.

Характеристики P-39Q 1941г.
Экипаж 1 чел.
Размеры
Размах крылам 10.36
Длина самолета, м 9.2
Высота самолета, м 3.8
Двигатель.
12-ти цилиндровый V-образный V-1710-85 (Эллисон) 1420 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 2620
Максимальная взлетная 3750
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 615
Время набора высоты 4500м, мин 5
Практический потолок, м 10620
Вооружение
37-мм пушка и два 12,7мм пулемета в в носу и два в крыле, бомб на внешней подвеске, кг 227

Модификации Р-39

  • Первой по-настоящему массовой модификацией стал Р-39N (выпущено 2095 машин). Почти все они были направлены в Советский Союз, где пользовались популярностью вследствие надежности конструкции и способности возвращаться после получения множественных боевых повреждений. Большинство машин имело четыре крыльевых топливных 6ака, поставвляемых в качестве дополнительного набора. Если большая дальность полета не требовалась, можно было соответственно улучшить летные характеристики на малой высоте. Задняя бронеплита была заменена гнутым бронестеклом, и в целом взлетная масса самолета была снижена с 4128 до 3969кг.
  • Основным серийным вариантом стал P-39Q (выпущено 4095). При этом общий выпуск «Аэрокобр» достиг 9558 самолетов. На подварианте (Q-1) вместо четырех крыльевых пулеметов были установлены два 12,7-мм пулемета в подкрыльевых гондолах. Запас топлива и вес бронирования оставались в прежних пределах, но некоторые подварианты имели четырехлопастные винты. Начиная с подварианта Q-20, крыльевые пулеметы зачастую не устанавливались: советские специалисты считали наличие одной 37-мм пушки и двух 12,7-мм пулелеметов достаточным и больше ценили некоторый прирост летных характеристик и маневренности.

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
  • "Рассказы авиаконструктора" /А.С. Яковлев/
  • CD энциклопедия. "Военная авиация" /Media 2000/
  • Серия "Самолеты Мира" /Виктор Бакурский/

©AirPages
2003-