Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты De Havilland Tiger Moth D.H.82 Albatross D.H.91 Mosquito D.H.98 B Mosquito D.H.98 FB Mosquito D.H.98 NF Vampire D.H.100 Фото и схемы В СССР В.IV № DK296 В НИИ ВВС Pilot`s Notes Mosquito FB VI

Mosquito NF

Ночной истребитель

De Havilland

Mosquito В. Mk IV, серийный номер DZ464, из 139-ой эскадрильи, 1942

Mosquito В. Mk IV, серийный номер DZ464, из 139-ой эскадрильи, сформированной в 1942 г.

Цельнодеревянный «Москито» — один из наиболее удачных проектов в истории авиации. В многофункциональности с этим самолетом может соперничать только Ju-88. Конструкторы стремились создать бомбардировщик, которому не требовалось бы защитное вооружение — вследствие чрезвычайно высокой скорости.

Как многие другие замечательные самолеты, он появился без официального заказа, и его встретили в штыки официальные лица. Даже после того, как прототип заказали малой серией (всего 50 самолетов), производство самолета трижды останавливали, особенно после эвакуации из Дюнкерка. И каждый раз только смелость единственного горячего сторонника Патрика (позднее сэра Патрика) Хеннесси из «Форд Моторз», благодаря лорду Бивербруку, помогла этому британскому самолету, наконец, пойти в производство. Так, в ноябре 1940 г. единственный прототип поднялся в воздух. Все были удивлены фантастическими летными качествами, которые показал «Москито».

«Де Хэвилленд Эркрафт компани» занималась в основном легкими самолетами и весьма примитивными легкими транспортниками смешанной конструкции, но в 1936 г. спроектировали аэродинамически великолепный (но неудачный технически) авиалайнер DH. 91 «Альбатрос» цельнодеревянной конструкции. Несколько месяцев спустя работы начались над военюым проектом с двумя двигателями «Мерлин», выполняя требования спецификации Р. 13/36, но его не принимали, главным образом, потому, что деревянная конструкция никем не принималась всерьез. Тем не менее группа проектировщиков в составе Р. Е. Бишопа, Р. М. Харксона и С. Т. Уилсона продолжала изучать возможности нового скоростного бомбардировщика, способного обгонять современные ему истребители, а также оснащенного пушечной турелью. Эта концепция производила хорошее впечатление. Но конструкторы выбросили турель, сократили экипаж с шести до двух человек, разместили пилота слева в носовой кабине, а штурмана-бомбардира - справа от него. Он же был и радистом. Масштабный эффект сказался в том, что уменьшился необходимый вес конструкции самолета и, соответственно, потребное количество горючего. Расчеты показали, что с двумя «Мерлинами» невооруженный бомбардировщик сможет нести 454 кг бомб на 2400 км при полетном весе 6800 кг, показывая при этом великолепные скоростные качества, — скорость могла достигать 655 км/ч, почти вдвое превосходя скорости остальных британских бомбардировщиков.

Самолет мог взлететь в начале 1939 г., но официальные лица, включая Главный авиационный штаб, проявили полную незаинтересованность или равнодушие. Дюжины доводов приводились, чтобы показать бесполезность невооруженного бомбардировщика, что экипаж из двух человек не может выполнить задание и что предложения компании бессмысленны. На главной встрече в Министерстве авиации, вскоре после мюнхенского кризиса 1938 г., официально отказались рассмотреть предложения, но предложили «Де Хэвилленд» сделать крыло для одной из предполагавшихся бомбардировочных программ. Даже после начала войны члены авиационного штаба не увидели в предложениях ничего, кроме бессмысленной демонстрации. Но прошло немного времени после начала войны, когда, в значительной степени при поддержке маршала авиации сэра Уильфреда Фримена, авиационный штаб начал допускать, что самолет с двумя «Мерлинами», если обеспечить его достройку, будет использоваться для разведки и может быть невооруженным и даже деревянным. С большими усилиями эта точка зрения победила 1 марта 1940 г., когда подписали контракт о постройке прототипа еще 49 самолетов.

Первый DH. 98 «Москито», серийный номер W4050, построили, соблюдая секретность, в Салисбери Холл, недалеко от Ханфильдского завода, куда его доставили по земле 3 ноября. Джеффри Де Хэвилленд-младший совершил первый полет 25 ноября 1940 г. Отмечалось, что с вдвое большими, чем у «Спитфайра», мощностью моторов, площадью крыла и более чем вдвое большим весом «Москито» летал на 32 км/ч быстрее. Никто в Министерстве авиации не поверил этому - они были потрясены. Прототип, официально испытанный в Боскомб Дауне в феврале 1941 г., показал скорость 631 км/ч - большую, чем у любого истребителя RAF.

Основа конструкции - обтекаемый моноплан с суживающимся к концам крылом, смонтированным в среднем положении, над бомбоотсеком на четыре 113-кг бомбы. Пилот сидел впереди, почти на уровне передней кромки крыла, имея великолепный обзор, за исключением обзора в стороны-вниз, который закрывали ему капоты двигателей, выступающие даже за заднюю кромку. Едва ли не вся конструкция была деревянной, крылья имели два лонжерона и фанерную обшивку (двойную, на нижней поверхности) с сосновыми стрингерами, в то же время фюзеляж собирался из левой и правой половин, имевших заданную форму с сэндвич обшивкой (шпон-бальза-шпон). Поверхности управления изготавливались из легкого сплава с металлической обшивкой на элеронах и полотняной на рулях, а крыльевые щитки -деревянные с гидравлическим приводом. Необычным образом размещались радиаторы: в носовой части крыла, между моторами и фюзеляжем, что давало положительный эффект в крейсерском полете, а простые посадочные приспособления включали в себя две амортизационные стойки с резиновыми блоками. Это исключало точную металлообработку, а общий вес литья (113 кг) и штамповки (13,6 кг) были намного меньше, чем на любом другом двухмоторном самолете тех лет.

Летные испытания показали необходимость увеличения размаха крыла с 16 до 16,51 м и площади хвостового оперения, улучшения капотов двигателей и выхлопной системы и удлинения мотогондол, превративших закрылки в четыре маленькие секции, приводимые в движение вращающимися трубочками. Предкрылки по передней кромке оказались ненужными. Несмотря на то что самолет предполагалось применять только как разведчик, его великолепные летные данные теперь открывали дорогу вариантам бомбардировщика и истребителя. Летом 1941 г. выдвинули или проверили много разных идей, включая установку двигателей «Мерлин» 60-й серии с двухступенчатым нагнетателем, четырехлопастных винтов, увеличение размаха крыла до 19,81 м. Реализация только половины этих предложений привела к частичному снятию ограничений на полеты высотных версий в 1942 г. и к созданию F Mk XV, а главное, к установке пушек и бомб. Бишоп решил разместить в отсеке под полом кабины четыре 20-мм пушки «Испано», и в 1942 г. пошел в производство ночной истребитель F.Mk II с этими пушками и четырьмя 7,7-мм пулеметами «Браунинг» в носу плюс новейший радар AI Мк IV. Истребитель имел боковые входные двери вместо нижних люков и бронестекло.

В октябре 1941 г. оказалось, что самолет может нести четыре 227-кг бомбы, но со специально укороченным или обрезанным стабилизатором. Это сначала отвергли, но после длительных испытаний это признали вполне удачным, и стандартные бомбы стали выпускаться с укороченным оперением. Таким образом, бомбовая нагрузка сразу возросла вдвое, а В.Мк IV пошел в серийное производство вместе с истребителем в 1942 г. Т Мк III, двухместный тренировочный полетел в 1942 г. но в основном строился после войны, такая была потребность в боевых «Москито». Тем временем первоначально заказанные 49 самолетов с короткими мотогондолами попали на вооружение летом 1941 г. как фоторазведчики «Москито PR. Mk I или как переделанные в бомбардировщики В.Мк IV, все с 907-кг бомбовой нагрузкой.

Самолет выпускался во множестве вариантов. Из них к бомбардировщикам B (Bomber) относились Mk-IV (273 самолета с бомбовой нагрузкой 907 кг), Mk-VII (25 машин канадского производства), Mk-IX (54 машины с бомбовой нагрузкой до 1814 кг), Mk-XVI (1200 машин модели Mk-IX с герметичной кабиной), Mk-XX (145 машин канадской постройки с американским оборудованием) и Mk-XXV (400 машин канадской постройки).

De Havilland Mosquito
B. MK. IV B. Mk. IX B. Mk. XVI NF. Mk. XIX
Экипаж 2
Размеры
Длина, м 12,22 12,65 12,65 12,34
Размах крыла, м 16,52
Площадь крыла, м2 40,9
Веса и нагрузки, кг:
Вес пустого 6000 6300 6700 6622
Макс. взлетный 9866 10422 11766 10260
Силовая установка
2 X PE Rolls-Royce Merlin 21 72 76 25
Мощность, л.с. 2x1280 12x1680 2x1710 2x1635
Летные данные
Скорость, км/ч maximum 612 657 668 608
на высоте, м 4300 7900 8500  
Практический потолок, м 8300 10300 12000 8535
Вооружение
Бомб, кг в бомбоотсеке 908 908 1362  
на внешней - 454 454  

Подробно

Модификации самолета

  • Mosquito PR.Mk IV - созданный на основе B.Mk IV разведывательный вариант, на котором устанавливалось до четырех фотокамер.
  • Mosquito B.Mk V - усовершенствованный вариант B.Mk IV с подкрыльными подвесками; построен только один опытный самолет.
  • Mosquito FB.Mk VI - наиболее интенсивно производившийся вариант, который представлял собой либо самолет для захвата аэродромов неприятеля, либо истребитель-бомбардировщик, разработанный на основе опытного экземпляра истребителя F.Mk II; мог переносить внутри фюзеляжа и под крылом бомбы, а с 1944г. и реактивные снаряды.
  • Mosquito B.Mk VII - вариант, построенный в Канаде на основе опытного самолета B.Mk V.
  • Mosquito PR.Mk VIII - разведывательный вариант, подобный самолету B.Mk IV, но с двигателями Мерлин с двухступенчатыми нагнетателями.
  • Mosquito PR.Mk IX - разведывательный вариант с моторами, оборудованными двухступенчатыми нагнетателями, и увеличенным запасом топлива.
  • Mosquito B.Mk IX - высотный бомбардировщик; с 1944 года стал способен нести одну сверхмощную фугасную бомбу массой 1814 кг.
  • Mosquito NF.Mk X - ночной истребитель с двигателями с двухступенчатыми нагнетателями; не был построен.
  • Mosquito FB Мк XI - истребитель-бомбардировщик с двигателями с двухступенчатыми нагнетателями; не был построен.
  • Mosquito NF.Mk XII - обозначение самолета NF.Mk II после установки сантиметрового радара AL Mk VIII.
  • Mosquito NF.Mk XIII - новый серийный ночной истребитель, эквивалентный переделанным самолетам NF.Mk XII.
  • Mosquito NF.Mk XIV - был предложен как усовершенствование самолета NF.Mk XIII; не был построен.
  • Mosquito NF.Mk XV - высотный ночной истребитель с увеличенным размахом крыла, герметичной кабиной, радаром AL Mk VIII и с двухступенчатыми нагнетателями у двигателей.
  • Mosquito B.Mk XVI - развитие самолета D.Mk IX с герметичной кабиной и способностью нести бомбу массой 1814 кг (4000 фунтов).
  • Mosquito PR.Mk XVI - разведывательный вариант самолета B.Mk XVI с маленьким астрокуполом; первый герметичный вариант самолета PR.
  • Mosquito NF.Mk XVII - обозначение самолета NF.Mk II после установки радара AL Mk X.
  • Mosquito FB.Mk XVIII - модификация самолета FB.Mk VI, оборудованная 57-мм пушкой Молинз, ракетными снарядами и усиленной броней; использовалась главным образом против подводных лодок и кораблей.
  • Mosquito NF.Mk XIХ - ночной истребитель на основе самолета NF.Mk XIII с "универсальной" носовой частью для установки радаров AL.
  • Mosquito В.Mk XХ - бомбардировщик, построенный в Канаде.
  • Mosquito FВ.Mk 21 - канадский эквивалент самолета FB.Mk VI.
  • Mosquito Т.Mk 22 - канадский эквивалент самолета T.Mk III.
  • Mosquito В.Mk 23 - канадский эквивалент самолета B.Mk IX; не был построен.
  • Mosquito FВ.Mk 24 - канадский истребитель-бомбардировщик с двигателями, оснащенными двухступенчатыми нагнетателями; не был построен.
  • Mosquito В.Mk 25 - построенная в Канаде модификация самолета В.14 Mk XX с двигателями Packard-Merlin.
  • Mosquito FВ.Mk 26 - построенная в Канаде модификация самолета FB.Mk 21 с двигателями Packard-Merlin.
  • Mosquito Т.Mk 27 - построенная в Канаде модификация самолета T.Mk 22 с двигателями Packard-Merlin.
  • Mosquito Т.Mk 29 - тренировочные самолеты, переделанные из FB.Mk 26.
  • Mosquito NF.Mk 30 - высотный ночной истребитель с двигателями “Merlin” с двухступенчатыми нагнетателями, с оборудованием для электронного противодействия ECM.
  • Mosquito NF.Mk 31 - вариант NF.Mk 30 с двигателями Packard-Merlin; не был построен.
  • Mosquito PR.Mk 32 - высотный разведывательный самолет, сходный с моделью NF.Mk XV.
  • Mosquito TR.Mk 33 - морской торпедоносец, разведчик, истребитель “Sea Mosquito” для использования с авианосцев; сходный с самолетом FB.Mk VI, со складывающимися крыльями и тормозным крюком.
  • Mosquito PR.Mk 34 - дальний разведчик с дополнительным топливом в бомбовом отсеке.
  • Mosquito В.Mk 35 - дальний высотный самолет на основе модели B.Mk XVI с герметичной кабиной.
  • Mosquito NF.Mk 36 - в основном схож с вариантом NF.Mk 30, но с высотными двигателями “Merlin”.
  • Mosquito TR.Mk 37 - вариант самолета TR.Mk 33 с радаром.
  • Mosquito NF.Mk 38 - вариант NF.Mk 30 с радаром.
  • Mosquito ТТ.Mk 39 - вариант B.Mk XVI после переделки для буксировки мишеней.
  • Mosquito FВ.Mk 40 - построенный в Англии вариант самолета FB.Mk VI.
  • Mosquito PR.Mk 40 - австралийский авиаразведчик, переделанный из варианта FB.Mk 40.
  • Mosquito FВ.Mk 41 - австралийский истребитель-бомбардировщик, сходный с самолетом FB.Mk 40, но с двухступенчатыми нагнетателями.
  • Mosquito PR.Mk 41 - австралийский разведывательный самолет; развитие модели PR.Mk 40, но с двухступенчатыми нагнетателями.
  • Mosquito FВ.Mk 42 - единственная австралийская модификация самолета FB.Mk 40 с двигателями “Merlin” 69.
  • Mosquito Т.Mk 43 - построенный в Австралии тренировочный вариант T.Mk III.

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Английские военные самолеты Второй мировой войны" /Под ред. Даниэля Дж. Марча/
  • THE REICH INTRUDERS. Dramatic RAF medium bomber raids over Europe in World War 2. /MARTIN W BOWMAN/
  • "Сборник иллюстраций по курсу конструкций самолетов" /М.И. Шульженко; МАИ 1954/

©AirPages
2003-